Гостья сезона Ирина Рыпка

Литературный Фестиваль Рунета
Дорогие друзья! Мы рады пригласить вас на беседу с поэтом, чьи стихи впечатляют прежде всего невероятной открытостью, непосредственностью и жизнелюбием.
С вами Ирина Рыпка http://www.stihi.ru/avtor/alexaquamarin
Поэзия Ирины живая, первородная и необыкновенно подвижная. Дитя природы в лучшем проявлении: простота без упрощения, легкость без легкомыслия, обаяние естественности, прекрасная сиюминутность. Иринин голос узнаваемый. Скорость авторского зрения велика, калейдоскоп впечатлений сочен, но каждое слово уместно и точно, крепко пришито к канве замысла.
_______________________________________

ВРЕМЯ СУХИХ СТРЕКОЗ http://www.stihi.ru/2015/05/11/6676

Время молитвы — время сухих стрекоз,
старых монахинь в выцветших серых рясах.
Это особая человечья раса.
Божьих подвижниц не сокрушит склероз.
Дева Мария за каждой придёт сама,
бликом рассветной зорьки окинув келью;
дрёмой окутает плоть, как дитя — фланелью,
чтобы душа безболезненный сделала взмах.

Время за трапезой — винный букет на губах,
сладкое бремя горней Господней манны.
Справа гремит хорал, а за ним органы
благодареньем о сытных пяти хлебах.
Счёт на века, как пальчики на ногах,
что оставляют следы на песке галилейском.
Пётр встречает у врат,  как педант-полицейский.
Время скрипит пшеницей на жерновах.

Марина Чиркова (МЧ): Как точно и вместе с тем мягко. И верится каждому слову, потому что слова негромкие, вдумчивые. Способность к пониманию не важнейшая ли - и в поэте, и в человеке? Финальная строка, созерцание мелющегося, упрямого, но поддающегося времени, настоящее осязательное чудо, прямо-таки библейским духом повеяло.

Петра Калугина (ПК): Первое же стихотворение задаёт тон подборке — это особый вид духовного предстояния, праздничная аскеза кануна. Во «Времени сухих стрекоз» это канун ухода из жизни. Не всякого ухода: ТАК уходят праведницы и праведники, представители некой «особой расы». Божьи подвижницы по простоте и бесхитростности жизней своих здесь приравнены к насекомым, но ровно так же, как к насекомым могут быть приравнены ангелы, например, или ещё какие-либо существа высшего, «горнего» порядка.
Вершащееся таинство, какое-то не столько скрытое, сколь смиренное до кроткой «тихости» ликование, лучащийся непрерывно и ласково внутренний свет... всё это и есть «обстоятельства ухода» малых сих. Весело и совсем не страшно.
В описании этого действа автор не чужд даже такой, казалось бы, неотсюдной и малоуместной вещи, как ирония: «Божьих подвижниц не сокрушит склероз». Этот склероз, однако же, не кажется чем-то лишним. Это всего лишь напоминание (но важное) о человеческой природе невероятных стрекозо-ангельских созданий, осиянных божьей благодатью.

Александра Инина (АИ): Наверное, сильнейшее стихотворение Ирины. Стилистически целостное, детализированное. Уменьшительные суффиксы в нем не режут глаз, а представляют этих женщин юными девушками, невестами, они же и в самом деле вечные невесты, поэтому все органично. Пальчики и счет на века.

Татьяна Комиссарова (ТК): Прочитала и сразу вспомнила – в деталях. Потом посмотрела – почти два с половиной года прошло, как писала об этом стихе в Литкафе, а вот надо же – не забылось. Сразу всплыли сухие стрекозы в серых рясах. Это дорогого стоит. Образ точный и сокрушительный. Как писал наш ЛФР-овский эксперт, сказано «осторожно и безжалостно». А другой отметил «шаманство рифм, сплавленных в тигле органичного метафизического повествования». Не поспоришь. Моё отношение к этому тексту не изменилось и не стёрлось, поэтому повторю: здорово, точно, образно. Картинка нарисована, и даже повеяло запахом высохших трав, летним иерусалимским (ну, мне так показалось) жаром. Зрение, слух, даже обоняние – всё включено. Пусть речь и о смерти, но жизнь воистину прекрасна. И слова нашлись такие плавные, округленные, и движения все лёгкие…

Я ЛИ ТЕБЕ НЕ ЯЛИК http://www.stihi.ru/2016/09/21/5667

я ли тебе не ялик сон твой и колыбелька
яблоки опадали сахарные поспели
вихри над нами охры шелесты под ногами
ахи и охи вздохи всё что случилось с нами
город сусальным златом выкрашен в этот месяц
я ли тебе не лада мир под ладонью тесен
пахнет домашним хлебом мятным имбирным чаем
я ли тебе не ева та что была вначале

МЧ: Стихотворение, слова из которого - «я ли тебе не ялик» - мгновенно стали можно сказать мемом среди поэтов. Если кто-то произносит - я ли тебе – сразу вспоминается это. Пряничное и золоченое, но не лубок. Это сказка, настоящая русская сказка, изначальные и одновременно необыкновенно свежие слова.
Вопрос автору: Ирин, ты неоднократная успешная участница/победительница конкурсов,  - скажи, какие твои вещи пользовались бОльшим успехом, написанные о своем-кровном или фантазийные, плод что называется авторского воображения?

ПК: Здесь тоже предстояние, в значении «стоять перед». Женщина, стоящая пред Мужчиной, открытая ему в полный рост своей женскости и любви. Ева пред Адамом. То же ощущение внутренней приподнятости, взволнованности, торжественной «праздничности» происходящего. И это при всей кротости и тихости настроя. Чуть ли не колыбельным напевным причетом, ласковой любовной «тетёшкой» звучит это стихотворение (его можно было бы, например, наговаривать своему дремлющему возлюбленному, гладя его по волосам) — и вместе с тем в нем явственно ощутим драматизм предельной открытости, отвага встать пред ясны очи и слово молвить.

АИ: Хотелось бы отметить очень насыщенную аллитерацию. Уютное, милое стихотворение, теплое и светлое.

ТК: А мне еще вот это очень по душе: ахи и охи вздохи всё что случилось с нами. Правда, с ладой/евой и мятным/имбирным чаем у меня отношения более сложные).

НА ЛОДОЧКЕ http://www.stihi.ru/2017/01/29/5153

будь мне иваном плыви по реке на моторной лодке
в беленькой вышиванке в красной косоворотке
днепр расходится шире волга стучится в днище
где-то здесь жили-были наши прабабки нищие
а над рекою вотчина десять саженей пашня
домики заколочены выйти на берег страшно
в небе играет солнышко жарит верхушки ёлок
громко бормочет колокол руки съедает щёлок 
русь ты моя болотная жирная кровь ярёмная
не проплыви на лодочке мимо меня ерёма

МЧ: Необычность этого текста в том, что вотчина, сажень и щёлок прекрасно уживаются с моторной лодкой. Это вообще отличительная черта поэзии Ирины Рыпки, единомоментное бытие на всех слоях времени. Читаешь - и время едино, и народ един, и страна та же что и всегда, во всех и в каждом, и любовь согревает текст и еще раз подтверждает это единство, делает его очевидным, не требующим объяснений и доказательств.

ПК: Уж на что два предыдущих текста праздничные да нарядные, а это стихотворение — самое праздничное, самое нарядное, самое волнительное, на мой взгляд. Должна признаться, именно со знакомства с ним (когда-то не столь давно, на другом сайте) для меня возник и открылся такой поэт — Ирина Рыпка. Прочла этот стих — и тут же ее полюбила.
Здесь тоже своего рода монолог Евы к Адаму, но колорит и тональность совсем другие. Адам-Иван этот плывет на моторной лодке, в беленькой вышиванке, в красной косоворотке — плывёт не куда-нибудь, а целенаправленно на зов лирической героини, которая сказала ему: будь мне! плыви ко мне!
Словно какой-то старинный свадебный обряд, осовремененный моторной лодкой, но от этого выглядящий лишь еще более аутентичным.
Реку жизни, по которой возлюбленный ясный сокол–добрый молодец движется навстречу своей судьбе, обступает жирная, густая, «ярёмная» Русь. Он плывет повдоль неё на моторке, в вышиванке, в косоворотке, грудь колесом. А когда сойдет на берег, будет и поясной поклон, и хлеб с солью, и хороводы с песнями, и шутки с прибаутками. Национально-фольклорная, «этническая» составляющая здесь присутствует, но вплетена в текст особым образом – она не сужает его до «стихотворения для определенной целевой аудитории», а наоборот – чудесным образом расширяет круг тех, кто способен его воспринять и полюбить.
Видимо, всё дело тут в особом задоре, в кураже, с которым слова в этом стихотворении взаимодействуют друг с другом.

АИ: Это стихотворение кажется мне похожим на древние русские былины своей напевностью, мягкостью и вплетенным в эту мягкость реализмом.

ТК: Текст тоже знаком и близок. Только вот мучает вопрос: почему иван становится в финале ерёмой?

МЧ: )))) Тань, мне кажется, это вообще емеля щукин) обращение типа бестолковый ты мой) как призыв не проворонить.

ПРОСТИ МЕНЯ http://www.stihi.ru/2015/11/12/3583

прости меня и я тебя прощу
не вкладывай злой камушек в пращу
ты видишь я размахиваю флагом
он белый из больничной простыни
за всю мою медлительность прости
будь твёрд в любви 
в прощении будь мягок

я помню все горячие слова
которые ты каждый день ковал
но выдавал раз в месяц по монетке
я радовалась 
мне ладошку жгло
я загибала в книге уголок
и оставляла на полях пометки

прости меня и я тебя прощу
за то что ты не наловил мне щук
не целовал упрямые слезинки
не гладил шёлк
ржаных волос моих
за то что долго обнимал чужих
на перекрёстках Леси Украинки

давай простим друг другу это всё
и нашу встречу вновь перенесём
на новый день 
на новый понедельник
ведь мы уже с тобой привыкли ждать
хранить в столе и не сдавать в печать
и поздравлять открытками в сочельник

МЧ: Мне давно и сразу запомнилось это стихотворение... Что можно сказать о любви, если она готова ждать столько, сколько ей придется. Только то, что она настоящая, как и каждая строка здесь. Но текст не так прост, он еще и игровой, он живет повседневными (чуть инфантильными и женственными) мелочами, вот что подкупает отдельно. Еще вопрос Ирине: как тебе кажется, для кого любовь более важна (значима) в жизни, для мужчины или для женщины?

АИ: Думаю, за неналовленных щук простить будет проще всего. Я бы простила.

ТК: Вот, вроде, неблизкий мне текст, но ему невозможно сопротивляться. Захватывает и несет. И веришь автору, и сопереживаешь. Талант, что тут скажешь.

ГОСПОДИ, Я НЕ ЗНАЮ ЧТО  СКАЗАТЬ http://www.stihi.ru/2016/12/28/4901

Господи, я не знаю что сказать.
Этот мир застрял по щиколотки,
наткнувшись на рукоять
кортика, торчащего из подлодки.

Господи, я ничего не вижу.
Мутнеет, настоянная на можжевельнике,
в бутылках болотная жижа.
Мы — серые, Господи, а Ты — беленький,

спрятался в ельнике с посохом и мешком,
и потираешь горячие рукавицы.
Свят, Свят, Свят еси в сердце моём!
Когда я была Твоей отроковицей —

Ты носил меня в берестяном тереме,
от родителей к бабушке и обратно.
И я, тогда, как никогда, верила
в то, что у Тебя борода не из ваты,

а из небесного ледяного льна,
и глаза — глубокие и холодные.
Мне думалось, я у Тебя такая одна,
но отходят вселенские воды

и рождаются день ото дня,
сморщенные красноликие дети,
предначертанные, предназначенные для
победы жизни над смертью.

МЧ: Соединение Бога и Деда Мороза (а может быть, Морозко из сказок),  сплавление христианского и языческого, очень естественно для русской души. Может быть потому, что жизнь не балует. Вопрос автору: ты, разумеется, лирик, но это не исключает размышлений и определения своего места в человеческом муравейнике – и вот вопрос: в гуще ли ты этого кипения или скорее чувствуешь себя неким «наблюдателем-с-краю»?

ПК: А мне здесь видится другая сказка – про Машу и Медведя. Медведь, несущий Машеньку в берестяном коробе (вместо пирожков). Но и от образа Деда Мороза никуда не уйти – борода из ваты однозначно может быть только у него. Не у медведя же.
Образ отроковицы, едущей на спине у Бога–Мороза–Медведя в заплечном «рюкзаке», и связанный с этим мотив обмана, побега, но обмана-побега простительного, не «злостного» (проведать своих), в этом стихотворении является, несомненно, центральным, привлекает внимание прежде всех других. Возможно, «медвежьи» коннотации здесь совершенно случайны и увиделись только мной (а значит, и побега никакого нет, побега от Бога в его же заплечном мешке), но это именно то, чем «взял» меня этот текст. Отказаться от этой своей сугубо читательской интерпретации никак не могу.
А посему у меня вопрос к Ирине. Создавая стихи, закладываете ли Вы строго определенные образы/мысли/мыслеообразы, месседжи и посылы, или исходите из прямо противоположного соображения: творить смыслы – дело читателя?
Важно ли Вам, чтобы считали именно то, что Вы хотели сказать, или наоборот: что считали – то и важно?

АИ: За игрушечной формой прячется глубокий философский смысл. Переход от детства, эгоистичного и эгоцентричного по своей природе, к зрелости, к осознанию себя в этом мире как части, равноценной остальным.

ТК: Стих, несмотря на, казалось бы, страстное обращение к создателю, прозвучал для меня приглушенно, как будто нажали левую педаль фортепиано. Кстати, эта педаль не только приглушает звук, но и делает его более мягким и тёплым.
_________________________________________
Итак, всяк сюда входящий, – присоединяйтесь к нашему разговору! Встречайте гостью восхищениями и вопросами о радости и жизнестойкости, о воображении и терпении, о бегущей ручейковой влаге слова…