Самый выразительный Октябрь

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2017/09/30/3714 - конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2017/11/13/7914 - итоги конкурса

Общие требования к конкурсной серии "Двенадцать месяцев" - см. http://www.stihi.ru/2017/10/13/5338

Из 57 представленных на конкурс произведений судьи ТМА номинировали 40, что меня несказанно удивило. Я еще могу понять такое разнообразие мнений при судействе тематического конкурса на тему спорных моментов наших истории (у наших сограждан всегда на два спорящих  три разных точки зрения!) , но вот откуда такая всеядность здесь, в УЧЕБНОМ КОНКУРСЕ ПЕЙЗАЖНОЙ поэзии, где абсолютно четко определены три условия  включения произведения   в шорт-лист (не считая всегдашнего требования отсутствия технических и лексических ошибок исполнения):

1. Тема стихов - пейзаж. То есть предметом  поэтического описания  является дикая или в той или в какой-то степени преображённая человеком природа, ее состояние в конкретное время года. .Причем -  ЕДИНСТВЕННАЯ тема. (Как мы уже обсуждали в статье с разбором стихов прошлого туре, автор по своему усмотрению может  представить на конкурс отдельный фрагмент своего стихотворения с пейзажем , опустив  прочие строфы!)

2. Наличие в стихах не менее двух  строф. Строфы могут быть любого вида, лишь бы все строфы стихотворения были написаны  идентично - по одной и той же модели строфы.

3. Выразительный и точный поэтический язык, создающий образ заданного конкурсом месяца.

То есть, команда судей только на третьем шаге прочтения отбирает в свой шорт-лист  то, что действительно  написано ДЛЯ ДАННОГО конкурса, а не вообще хорошие стихи.  А таких всегда немного. Я, например, во всем пакете с  великими сомнениями отыскала чуть больше десятка  подходящих стихов,  а судьи где-то нашли  целых 40! 

Итак, в  конкурсной серии "Двенадцать месяцев" я хотела отбирать и публиковать в итоговых статьях не просто лучшие стихи из  всех, что имеют какое-то отношение к  конкретному месяцу, а стихи, жанр и тема  которых - пейзаж, лаконичное  описание места и характерных явлений природы.  Это требование  значительно сужает возможности участников выбора стихов для конкурса (хотя я приму все - для выхода в финал участвовать нужно во всех турах!) да и писать такие стихи  трудно: попробуй-ка найти собственные, небанальные слова о хорошо известном! Но серия-то - учебная! Мне, конечно, жаль, что моя команда меня  и во 2 туре не поддержала: в основном большинство судей  номинировали лучшие стихи, написанные НЕ ДЛЯ ЭТОГО конкурса... Понимаю, как всем нам  хочется отметить  поэзию - осчастливить какое-то уже и без того проверенное другими конкурсами стихотворение  еще одним дипломом! А я наивно мечтаю о том, чтобы участники ТМА (в т.ч. и великие мастера!) приходили на учебные конкурсы  для тренировки своего мастерства и воспринимали их как творческий вызов  написать что-то новое, причем, именно в той форме, которая задана конкурсом!

Хочу вас познакомить с несколькими стихами участников конкурса, на примере которых постараюсь  пояснить их достоинства или недостатки, а заодно и правомерность их номинации В ДАННОМ КОНКУРСЕ.  Как мне показалось, их авторам удалось создать  выразительный образ октября.

****************************************

   6. В осенний день мне нужен кофе крепкий... Огурцова Татьяна 

В осенний день мне нужен кофе крепкий
И жёлтый зонтик в цвет листвы вокруг.
Мальчишка лет восьми в промокшей кепке
Бежит по лужам, а в глазах – испуг.

Прохожие шагают недовольно -
Похоже, осень многим не мила.
Ворона злая выступает сольно
На летней сцене, правда, из угла.

Собак - и тех не видно в старом парке,
Нашлись и поуютнее места.
Ан нет, один хозяин при овчарке
Гуляет под дождём. Видать, нужда…

А я и без нужды хожу под ливнем,
Ведь если напитаться октябрём,
То кофе в тёплом доме будет дивным!
Нет, лучше чай бодрящий - с имбирём.

Здесь все-таки дан не столько пейзаж (описание природы  и состояния погоды), сколько  лирическое описание  настроения автора в октябре - то, что он наблюдает, о чем думает, как воспринимает. Что жанр стихов  - лирика, это  без сомнения, но вот пейзажная лирика ли - я не уверена, все-таки автор повествует более о себе и о людях, чем о пейзаже. Тем не менее поэтический образ октября стихами создан: " И жёлтый зонтик в цвет листвы вокруг",  "ворона злая выступает сольно/ на летней сцене, правда, из угла", "собак - и тех не видно в старом парке".

   9. Анти-дождливое. Вера Да Юра 2 

Занудный дождь долдонит и долдонит,
на лужах раздуваясь пузырями.
У октября прохладные ладони,
но нас не запугаешь октябрями.

Набегались детишки и уснули...
На кухоньке уютно и комфортно,
дымится в чашках аромат июля
и нет нам дела до ненастья в окнах.

Здесь, конечно, тоже не чистый пейзаж, скорее  рефлексия автора на погоду, передача его настроения. Пейзаж - только первая строфа, где мне показалась удачной строка: "У октября прохладные ладони".  Во второй строфе не особо нравится использование для лирической зарисовки слова "комфортно" - оно из утилитарной  лексики, тем более что "уютно" и "комфортно" - почти синонимы.

   10. Последний лист. Вера Шкодина

С утра туман, туман над серым городом,
И серых мыслей тянется тщета.
Слезинки на окне стекают в борозды,
Забава ветра -  капель маета.
01 01 01 01 01 00
01 01 01 00 01
Последний лист у осени заплаканной
Прилип к окну с отчаянной тоской.
Плывет туман, седой и одинаковый.
И дождь звенит прозрачною строкой.

Рябиною  горчат слова осенние,
И бесконечен капельный мотив,
И от тоски октябрьской нет спасения
Оркестр дождя не молкнет ни на миг.
01 00 01 01 01 00
00 01 0 100 01
00 01 01 01 01 00
01 01 01 00 01
Слова холодные твои и непогожие,
Листком шершавым стынут на окне.
И ветра стон. И  осень невозможная!
Дождь за окном. Он плачет обо мне...
01 01 00 01 00 01 00
01 01 01 00 01

В этих стихах мне нравится образность, особенно их первых две  строфы, где чистый пейзаж. К концу стихи перестают быть пейзажем - это скорее интимная лирика, так как  появляется дополнительная тема. Мешают восприятию  хаотично разбросанные безударные стопы, отчего мелодия стихов звучит трудно (такой стиль письма ближе к эпистоле, а для  пейзажной лирики хочется  чистого звучания).  Есть и просто звуковые недочеты: в строке "СловА холОдныЕ твои И непогОжие" фонетические ударения не дружат с Иктами; в слове "холодные"появляется второе ударение, а "твои" попадает в безударную зону. Зато во второй строке этой же строфы " Листком шершавым стынут на окне" на 4 слога меньше, чем в вышестоящей строке. 

   11. Осенний полдень. Николай Сыромятников 

На костыль похож облетевший тополь,
на него опираясь, хмурый полдень, -
облака к дождю проливному штопал.
Пусто в небе, день становится чище,
никуда не деться, - будет вечным, долгим
истончённый воздух...  Синица свищет...

На часах, танцуя, доли секунды
оставляют стрелками след осенний.
Рикошет небес бесполезный скудно,
бархатисто глянет, весьма безучастно,
пряча что-то за слюдой наслоений,
возможное обещая счастье...

Только нищие ходят по небосводу,
всё прощая, синеву чувствуя тонко,
собирая в котомку лучи восхода...
Часословы учат смиренью плоти,
а после, – взрывая души потёмки,
окунают молнии в позолоту...

Довольно сложно для обычного пейзажа: начиная со второй строфы уже не везде видишь картинку, которую описывает автор, больше воспринимается его настроение, описываемое  метафорами: "На часах, танцуя, доли секунды оставляют стрелками след осенний" и т.д., особенно трудна для понимания вся третья строфа. Тем не менее, написано интересно - и по форме строфы, и по содержанию.

   12. В озябших пальцах октября. Нина Матрохина 
 
В озябших пальцах октября
Дрожит под ветром лист последний.
Мороз безжалостный намедни
Прошёл по кронам частым бреднем,
Подкравшись ночью втихаря.

Сквозь сетку голых тонких рук,
Со всех сторон доступный глазу,
Такой  простор открылся сразу!
Как будто выставка к показу -
Так неожиданно  и  вдруг.

На  панораме  серых  стен
Художник  вырисовал  кистью
Древесный мир, лишённый листьев,
И  в  паутине  серебристой -
Двух мотыльков, попавших в плен.

Здесь к жанру придраться не могу - и зримо, и свежо, образно. Не совсем удачна только фраза "вырисовывал кистью", потому что кистью пишут, а рисуют карандашом, мелом и т.п. Форма строфы интересная - пятистрочник аБББа.

   14. Осенний коллаж. Любовь Голейчук Коэн Белл 
 
На владенья заглядевшись,
Не впервой дивился леший,
Как хорош лесной коллаж.
А октябрь цветные листья
Клеил в стиле дадаизма.
Он спешил, вошедши в раж.

По берёзам да по клёнам
Жёлтым, розовым, зелёным
Запестрели лоскутки.
Прикасаясь к влажным тканям,
Еле сдерживал рыданья
Древний леший у реки.

Шёлк, бумага, блеск металла –
Всё ему напоминало
О подруге прошлых лет.
И о том, как осень мило
К безрассудству их манила,
Да в туманы порыхлей.

Опьянил обман осенний,
И  русалочка со рвеньем
Растворилась в облаках,
Став далёкой и чужою,
Лишь блеснула чешуёю
И исчезла на века.

Не жалея лап мохнатых,
Леший в жгучих листопадах
Всё искал её следы.
Разбросав по лесу стразы,
Водяницей* синеглазой
Высь гляделась в гладь воды...

*  «Водяница» - русалка (синоним)

Живописно, но все-таки здесь не совсем типичный пейзаж-описание, это скорее рассказ в стихах о лешем и русалочке, которые использованы в качестве метафор осени. В стихах много интересных находок, образов, но реальную картинку октября разглядеть и представить себе мне было сложно. Интересная строфа - шестистрочник на три рифмы ААбССб
 
   16. Дымят осенние костры. Морозова Нина 

Померкли  дивной  осени  красоты.
В  корзинах,  вёдрах  -  щедрые  дары -
Закончились  сезонные  работы.

Чадят  в  садах  прощальные  костры
Осенним  духом  сладким  и  пьянящим,
Романтикой  изменчивой  поры.

Пронзает  душу  ветер,  дым  кадящий.*
Тускнеет  листьев  золотой  наряд,
А  вот  рябина  и  красней,  и  слаще.

На  фоне  блёклом  ягоды  горят,
Не  тронуты  рукою  увяданья,
Печалью  неизбежности  утрат.

Но  неминуем  холод  расставанья,
В  слезах  дождя  природа  октября,
Вернётся  ли  её  очарованье?

Займётся  ли  весенняя  заря?

Здесь использована редкая форма строфы - терцины. И по содержанию  неплохо - описаны характерные приметы октября, но, к сожалению, больше языком фактов, перечислением действий и событий, чем поэтическими образами и созданием картинок. Хороший образы: "Чадят  в  садах  прощальные  костры/ осенним  духом  сладким  и  пьянящим" и  "В  слезах  дождя  природа  октября ". В целом - хорошая работа.

   17. Октябрь гуляет. Лариса Елисеева

Под ноги кинулся лист,
К туфле в тоске прижимаясь;
Пробует ветер-альтист
Струны ветвей, надрываясь;

Смотрит рябина в сто глаз,
Разом от слёз покрасневших,
На фантастический вальс
Листьев умерших – воскресших;

Плоские крыши домов
Небо упавшее держат;
Зыбень дорога оков               
Ждёт в терпеливой надежде;

Зябко,  не выручит зонт,
Дрожь до костей пробирает;
Дождь заслонил горизонт –
Осень. Октябрь гуляет.

Эти стихи интересно сравнить с предыдущими - здесь тоже идет описание  примет октября, но языком пейзажной лирики - не фактами, а картинками и образами: "крыши домов небо упавшее держат" или " смотрит рябина в сто глаз, разом от слёз покрасневших" или "пробует ветер-альтист струны ветвей, надрываясь". Из мелочных моих придирок разве что "зыбень" - это украинское слово (трясина, топь), а я не любитель мешать языки. И даже если  считать это слово  древнеславянским, все равно, на  фоне прочих - современных русских слов, оно кажется инородным по стилю для пейзажной лирики  (в отличие,  например, фольклорной, которую часто целиком пишут  устаревшим или местным языком). 

   22. Октябрь. Надежда Шерстнева

 Осенний солнечный денёк,
 Прохладный и бодрящий,
 Сорвался с дерева листок,
 Как путник уходящий.

 Стоит багряно-жёлтый лес,
 Расправил гордо плечи,
 Ветвями машет листьям вслед,
 Прощается до встречи.

 Пришла дождливая пора,
 Всё ближе к зимней стуже.
 Гуляет реже детвора,
 Рисует чаще лужи.

На вид простенько, но точно по жанру и выразительно. Из моих придирок - хочется поточнее рифму "лес-вслед". И еще больше хочется  какой-нибудь авторской изюминки - яркого авторского образа!

   23. Октябрь. Ольга Альтовская

 Ещё в душе надежды не угасли,
 И приступы тоски легки и редки.
 И листья, как обжаренные в масле,
 Похрустывая, держатся за ветки.

 Нам их ещё занятно трепыханье.
 Приветливы бульваров коридоры.
 Но времени холодное дыханье
 Уже несёт проблемы и раздоры,

 Отёчные небес глаза больные
 И хляби, и хождение по водам,
 И заморозки частые ночные
 С колючим, как в осколках, небосводом.

Понравились выразительные свежие образы: "И листья, как обжаренные в масле, похрустывая, держатся за ветки", "Отёчные небес глаза больные" или "заморозки частые ночные  с колючим, как в осколках, небосводом". Почему его почти не отметили судьи, я не поняла. Да, здесь тоже есть элементы философской лирики, а не только пейзаж, но не более, чем в других стихах, почему-то  включаемых в шорт-лист!

   25. Октябрь. Виктор Колесников 6 

Последних яблок две корзины
Стоят у запертых дверей,
Как две собаки, ждут машину.
Последний выезд в октябре.

Гуляют по дорожкам листья.
Куст розы - кокон из рогож.
Всё оглядишь, со всем простишься,
Сложив октябрь, как верный нож.

Ворота загрустят, скрипя:
"Ну как нам жить тут без тебя?"

Сначала я не обратила внимания на эти стихи, но после второго прочтения они понравились - очень зримая, типичная картинка прощания с летним сезоном, последний выезд на дачу... Очень хорош образ:  " Последних яблок две корзины стоят у запертых дверей, как две собаки, ждут машину"(!!!). Или " Куст розы - кокон из рогож" (!!!). Или "Всё оглядишь, со всем простишься, сложив октябрь, как верный нож" - при том, что в последнем примере слово "верный" меня напрягло и по смыслу и по согласованию. Почему - сложно  объяснить, но не нравится...

    28. Здравствуй,октябрь! Светлана Салахова

Здравствуй, октябрь! Я из дома ушла:
Хочется мне хоть немного покоя.
В осени я разглядела такое,
Что и представить себе не могла.

Над тротуарами стынут дома,
Клёны, ссутулившись, выгнули спины:
Ветер-ворчун, здоровенный детина,
Вздумал на ветках тугих подремать.

Словно капустные жилки, хрустит
Тонкий ледок. Каблуком его тяпать
Нравится мне. И унылая слякоть
Нежно сознанье моё бередит.

Пусть незатейлива гамма цветов,
Нет на прохожих ни тени унынья.
Так органичны в осенней картине
Люди – кто в сером, кто в чёрном пальто.

Лужи присыпаны снежной золой,
Грузди-красавцы проносят в корзинах.
Чуть не смахнул воробьишку-разиню
Дворник, орудуя резво метлой.

Небо без птичьего гама глухим
Стало, и будто готово заплакать.
Осень-волчица мохнатою лапой
Тихо ступает по листьям сухим.

Здравствуй, октябрь! Я из дома ушла:
Хочется мне хоть немного покоя.
Знаешь, в тебе я открыла такое,
Что и представить себе не могла.

По жанру -  спорно: то ли можно считать это лирическое письмо  пейзажной лирикой, то ли это  все-таки эпистолярный жанр с рефренной строфой, где автор размышляет о себе, а не просто рисует картинку.  Но есть очень удачные строфы с пейзажем, особенно  понравилась предпоследняя: "Небо без птичьего гама глухим/ стало, и будто готово заплакать. /Осень-волчица мохнатою лапой /тихо ступает по листьям сухим".

   32. Октябрь. Елена Александровна Коровина   

Устал мой город от дождя,
стоит взъерошен.
Октябрь, листвою шелестя,
бредет продрогший.

Туманом даль заволокло,
но в мути зыбкой
зонт яркий серости назло
сверкнет улыбкой.

Лаконично, но  очень зримо и выразительно. Никаких претензий. Прекрасный образ: "Устал мой город от дождя, стоит взъерошен. Октябрь, листвою шелестя, бредет продрогший".

   34. Октябрь на Урале.  Надежда Болтачева 

Октябрь. Зарёванные окна.
Орнамент мокрого пятна
крадёт лоскутные волокна
заснеженного полотна.

С утра востребованы сани,
к обеду тошно от телег...
Незваный саван и ночлег
скорбят за окнами часами.

И просит хлеба полынья
и ждёт в любое время суток
утраченных в пространстве уток,
устав от снежного вранья.

Октябрь – немой и неумытый.
К рукам не прибранный зимой,
но летом начисто забытый.
Перелицованный. Не мой.

Здесь меня смущает только смена рифмовки строф - перекрестная в первой и последней, а в остальных - охватная. По большому счету второе конкурсное задание здесь не соблюдено - требовалась идентичность всех строф.  Но по содержанию и даже по организации формы стихов  стихи понравились, есть очень неожиданные, свежие  образы: " Зарёванные окна./ Орнамент мокрого пятна/ крадёт лоскутные волокна/ заснеженного полотна". Или:" И просит хлеба полынья/ и ждёт в любое время суток/утраченных в пространстве уток,/устав от снежного вранья". Или: " Октябрь – немой и неумытый./К рукам не прибранный зимой".

   39. Пепел лета. Ирина Полюшко

Ржавеют медь и золото. Глядите!
И рукописи августа горят.
Перед Покровом трудится водитель -
На вывоз лета выписан наряд.

И медленно последняя карета
Идёт в зимы заснеженный тупик.
А женщины в оранжевых жилетах
Ссыпают пепел лета в грузовик.

Наполнена посланьями копилка.
Их смыслы не прочитаны опять.
И будем мы на жизненных развилках,
Как прежде, без подсказок выбирать

Свои пути и рисовать наброски...
А набело потом, потом, потом...
Докурит осень листьев папироски,
И дым растает в небе золотом.

Начало стихов - городской пейзаж, где очень мало о природе, в основном о людях. Концовка - вообще философская лирика. Стихи хорошие, с удачными образами: " А женщины в оранжевых жилетах/ ссыпают пепел лета в грузовик" или " Докурит осень листьев папироски,/ и дым растает в небе золотом", но мне кажется,  в данном конкурсе ставить высшие баллы (10, 9 и 8 очков) за это стихотворение было бы неправильно: не тот жанр. Автор мог бы, но не захотел написать 8 строк специально для ДАННОГО конкурса, видимо, предвидя  щедрую неразборчивость  судей.

   41. Взмахнул плащом сказитель листопад. Елена Спиридонова 2   

Взмахнул плащом сказитель листопад
В заплатах всех оттенков и размеров.
Коснулся гуслей, ладно ли звучат.
Вошёл в свои таинственные сферы.
В его глазах клубятся облака.
Туманы бродят. Холодно и сыро.
Струится звуков тихая река.
Летит листва и ветерок-проныра
С дождём заладил долгую игру.
Тасует карты: жёлтый и багряный.
Одержит верх и солнце поутру,
Продует: морось, хмари и туманы.
Деревья в дрёме. Прелою листвой
Пахнуло. Шелест листьев под ногами.
Ступаю тихо. Хочется домой.
И всё же медлю. Меряю шагами
Минувших дней пустую маету.
Вбираю холод будней многотрудных.
Казалось бы, вот-вот и обрету
Прозрение на улицах безлюдных.

Здесь подкупает поэтический язык, использованный прием олицетворения главного персонажа - листопада (на старославянском  октябрь называли "листопадом"!). Здесь тоже, конечно, в концовке появляются темы философской лирики, но все же основная тема стихов - пейзаж. Мы всегда очеловечиваем природу, переходим от ее описаний на себя, и это вполне естественно.

   55. Октябрь. Ирина Саяпина 2   

Арбузом пахнет прелая листва.
Попрятались лягушки и стрекозы.
Березы не стесняясь естества,
Заснули в ожидании мороза.

Октябрь мелькнул, как рыжая лиса,
И спрятался за старым буреломом.
Тоска-печаль застыла в горле комом,
Слезами проступая на глаза.

Затихли звуки. Словно образа,
В серебряной оправе, стынут окна.
На дереве с утра вороны мокнут.
И лишь ноябрь голосует - "за!"

Выразительный пейзаж октября. Много удачных образов: "Березы не стесняясь естества,/Заснули в ожидании мороза./Октябрь мелькнул, как рыжая лиса", " На дереве с утра вороны мокнут./И лишь ноябрь голосует - "за!" ". Из плохого здесь только отсутствие единообразия строф (не соблюдено условие конкурсного задания!): первая строфа - перекрестная рифмовка катрена, а вторая и третья - охватная.

   56. Увядающая осень. Надежда Воронина   

Волнует души мягко осень,
ее поникшая краса,
берез редеющие косы,
нагие, светлые леса.

О, как достойно увядает,
в листве опавшей прячет след.
Простоволосая, босая,
бредет неспешно по земле.

Омоет дождь, скрывая жалость,
причешет ветер набегу.
Но все ж ни ропота, ни жалоб
не упадет с поблекших губ...

Прекрасное лирическое стихотворение - пейзаж октября. Умело использован прием олицетворения осени и дождя. У меня нет никаких замечаний к этому стихотворению.

   57. Осенний день. Лариса Липецкая

Осенний день туманом дышит,
И дождик сирый всё кропит.
Кустарник красный жаром пышет,
Огнём костра вдали горит. 

Сухие травы позолотой
На склонах гор ещё блестят,
Но грусть витает отчего-то,
Печален красочный  октябрь.

Совсем уже наверно скоро
Заменит дождь сухой снежок.
Колючий холод,- старый ворог,
Крадётся тихо на порог.

Еще одна картинка осени в октябре, но, на мой взгляд,  слабее предыдущей: слишком много перечислений действий, тем более поставленных в конец строки в качестве  глагольной рифмы  (дышит, пышет, кропит, горит) - в пейзажной поэзии хочется больше образных картинок, а не простого перечисления того, что происходит в природе.

**********************************************
А теперь наша "вишенка на торте" - претенденты на  номинацию "За самую интересную организацию строфы".

Победителя этой номинации я выбирала из числа   9-и произведений, написанных относительно нестандартными   формами  строфы. А именно:

11. Осенний полдень. Николай Сыромятников  (шестистрочник на 3 женских рифмы АБАСБС, логаэд анапест-ямб)

12. В озябших пальцах октября. Нина Матрохина  (пятисточник аБББа, 4 ст ямб)

14. Осенний коллаж.  Любовь Голейчук Коэн Белл  (шестистрочник ААбССб, 4 ст. хорей)

16. Дымят осенние костры. Морозова Нина  (терцины АбА бСб  СдС...., 5 ст ямб)

19.  Октябрьское... Русаков Григорий (пятистрочник ААБАБ, 4-ст.й дактиль),

36. Яленка. Ныне и присно воздастся промокшим по вере (катрен АБАБ длинной строкой без внутренних рифм, 5- ст дактиль)

42. Царство золотое. Галина Ленкова 2  (пятистрочник - АБАББ с женскими и дактилическими рифмами,   2-ст пеон1 )

47. Октябрь. Владимир Николаевич Тюрин (шестистрочник AввАсс, 4 ст ямб)

53. Осенний город остролиц. Якушев Павел ( пятистрочник с треугольной рифмой аБсаБс, 4 ст. ямб)

 Среди этих   произведений далеко не все  отвечают остальным конкурсным требованиям - безошибочной технике, соответствию теме, жанру или совершенству  поэтической речи. Взвесив все за и против по каждому из этих произведений,  я посчитала лучшим произведение автора Яленка (36), даже несмотря на то, что это стихотворение уже стало лауреатом конкурса (обычно я стараюсь не давать два диплома в одни руки!) .

36. Ныне и присно промокшим воздастся по вере. Яленка 

В мокрые доски впиваются мокрые ветки
каждым шипом — словно ищет опору крыжовник…
Куст беззащитный пронзает порывистый ветер,
серый забор сотрясая, набухший, бесшовный…

Льёт беззастенчиво, кажется, третью неделю.
Как безысходность тревожна — и так же безлична.
Жёлтый октябрь отсырел и намок, в самом деле,
только ему не пропишут на небе больничный.

Пасмурно. Тучи бездушные нервно клокочут.
Рваные пряди чернеют и злобно трепещут.
Тоненько-тоненько плачет вдали колокольчик,
голос его чужестранный мне слышится вещим…

Хмурилось утро, и день проявился не краше.
Дождь позолоту сбивает с озябших деревьев.
Всё-таки верится — после разминки вчерашней
ныне и присно промокшим воздастся по вере.
100 100 100 100 10
100 100 100 100 10
100 100 100 100 10
100 100 100 100 10

К теме и жанру - никаких претензий. Много зримых, очень точно написанных строк: "Куст беззащитный пронзает порывистый ветер", " Жёлтый октябрь отсырел и намок", " Тучи бездушные нервно клокочут./ Рваные пряди чернеют и злобно трепещут", " Хмурилось утро, и день проявился не краше./ Дождь позолоту сбивает с озябших деревьев."

Что касается формы, то  несмотря на кажущуюся стандартность - катрен длинных строк с женскими рифмами АБАБ -  она не так уж часто встречается и к тому же очень тщательно выписана по звуковой схеме - с продуманной расстановкой фонетических ударений слов относительно Иктов. Использована  удлиненная строка - 14 слогов, которые не разделены на полустроки с промежуточной рифмой между ними(что было бы равноценно записи коротких катренов по два стиха в одну строку), скрепляющая рифма здесь только на конце строк. При этом  читается легко, мелодия не теряется благодаря ритмике 5-и стопного  дактиля с женской рифмой в последней стопе, а главное - чистоте дактиля (без хаотичного включения безударных стоп, без вторых  фонетических ударений в длинных словах). Очень качественная техника исполнения!

****************************************

На этом все. Предвижу ваши сомнения по поводу моих комментариев и возражения. Согласна: грань между одним жанром и другим очень тонка - в хороших и объемных стихах жанры часто совмещаются и даже меняются от строфы к строфе, но я-то хотела от конкурса не раздачи дипломов (особенно стихам, которые уже участвовали в совсем других по теме конкурсах и не писались для ТМА!), а вдумчивой работы ВСЕХ над техникой исполнения. Пусть это будет короткий фрагмент стихов, но хотелось бы от него именно того, что записано в конкурсном задании. 

Если я кого обидела своей критикой, прошу прощения. Хвалить всех подряд - легко и приятно, но не конструктивно... С уважением, Ваша Алкора. 14.11.17.