Слово, творящее бытие. А. Савостьянов

Мир Искусства Елены Грислис
               
                И, неприкаянный странник,               
                Молча грустит с небесами:               
                Бога и Неба избранник –               
                Мира звучит голосами.
               
                Е.Грислис «Бога и Неба избранник».



                Душа - это не то, чем мы обладаем, а то, кем мы являемся. Слово же отражает мысль, а, записанное человеком, и есть, зачастую, - единственное, что остается на века. Философ и поэт Александр Савостьянов пишет книги, в которых пытается вычертить Слово, творящее суть бытия. За пять лет творческого общения в интернете на литературных сайтах «стихи.ру» и «проза.ру», давая комментарии к произведениям, мы часто, подобно древним софистам, обменивались мнениями и, рассуждая о творчестве, были солидарны в том, что именно, Поэзия является высшим родом искусства. "Всякое другое искусство, - утверждал поэт, - более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется".

                Проблематика поэтических произведений Александра Савостьянова во многом созвучна моральным установкам русского космизма. Они позволяют с помощью художественного слова представить метафизическую проблему соотнесенности макро- и микрокосмоса в образах и символах поэтического текста. Александр Савостьянов признанный мастер разнообразных, преимущественно авангардистских, поэтических форм. Он был удостоен Национальной литературной Премии «Серебряное Перо Руси-2016». Являясь рецензентом двух предыдущих книг А.Савостьянова - поэтических сборников «И в сердце целым миром оживи!» и "От футур", а также автором статей о его творчестве, я  отмечала, что основными чертами его "символизма будущего" являются ярчайшая образность, фантазийная канва, высокая динамика, а также интуитивная связь описываемых абстрактных событий с днём сегодняшним.

                И сегодня настало время поговорить о новой книге стихов уже известного и признанного Поэта. Александр Савостьянов назвал свое новое детище - "ДОЛЯ", где напрямую говорит с читателем о доле человеческой или "дороге жизни", именуемой Судьбой. Память предков, традиции, обычаи, все это приходит к нам из прошлого, передается из поколения в поколения. Прошлое – это начало всего настоящего и будущего.  Без прошлого  их быть просто не может. В данном смысле это и есть наша Судьба, то есть Доля.  "Поэтому, как мне кажется, - рассуждает Поэт, - не стоит называть архаизмами слова "доля", "недоля", "сестрица", "кривда" и многое другие. Это наша история". Это и "скрепы" к нашему коду в будущем. Причем, сам код автор считает генетическим. «Две переплетённые змеи» еще с времен античности являются олицетворением сил Света и Тьмы, Добра и Зла.
В этот мир приходят
и уходят
в мир иной
чужие
и свои.
Тайны сохраняют перехода
две переплетённые змеи. (А.Савостьянов «Доля»)

                Настоящая поэзия рождается в мгновенья вспышек душевных сил на пределе духовного транса – вдохновения.  Важен и "предмет чувствования", - то, что волнует и должно вылиться «песней души». Но и само поэтическое слово, его красота и значимость. Слово и есть тот самый голос, который человек привносит в "копилку" Вечности. Поэт открыто и смело заявляет: "Да, сила слова, действительно, впечатляет, передавая скрытую энергию, которая и создаёт цепную реакцию, прямо или косвенно оказывая влияние на все дальнейшие события в окружающем нас мире".
В прекрасных, овеянных страстью картинах –
Трагедия Гамлета... Редкостный дар!
Поэта призвание: в мрачных руинах
Разжечь в спящих душах Вселенский пожар!
(А. Савостьянов «Сумрачный гений»).

                Вечная загадка живой природы будоражит умы многих поколений. Разрешается она лишь во внутреннем духовном мире каждого человека, который напрямую связан с космосом.  Поэт как бы следует формуле: Космос-Природа-Человек.
Неподготовленным зрителям
Кажется,что неспроста
За горизонтом события
Звёздные скрылись врата. (А.Савостьянов. «Кажется».)

                Мысль поэта обнимает все мироздание, в его воображении встают грандиозные космические полотна. При этом он искренне верит, что у неба, звезд, океана- своя, таинственная жизнь, и она притягивает своей загадочностью. В стихотворении . "Застывшая, как небыль"  настоящим наваждением предстают картины …
Застывшая, как небыль,
Звезда Альдебаран.
Лавандовое небо,
Индиго-океан.

Агатовые тучи
Льют серебристый дождь.


                Поэт-философ считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, а также живой, очищающей стихией. И только дирижер этого оркестра - управляющий и воскрешающий, остается невидимым для нас:
Над воздушными куполами
Возвышается вечный крест –.
Над грехами и над смертями –
Воскрешая весь мир окрест! (А.Савостьянов. «Изначальная непорочность»).

 

                Ворвавшись в космос, человек открыл свое пространство для творчества. Поэт преклоняется перед миром Вселенной, благодаря которому, может быть, существует сам человек, размышляющий о загадках мироздания и вечных вопросах человеческого бытия:
В звёздном небе найти непросто,
Где скрывается связь времён.
В человека вселились звёзды,
Чтобы к звёздам стремился он!( А.Савостьянов. «Звездочёт»).


                Поэзия  же в метафорической форме отражает суть философских концепций о взаимодействии человека и космоса: идеи единства, бессмертия и воскрешения, нравственного совершенствования человека. Процесс эволюции непрерывен и сама история цивилизаций и государств -  яркое тому подтверждение.
Есть жизни и смерти карта,
И с миром астральным связь! –
Все древние пали царства,
Великими становясь… (А.Савостьянов. «Кризис истории»).

                Поэт считает, что назначение поэта - жить одной душой с людьми и природой, внимать времени и его приметам. И он не может не замечать, что человек все чаще нарушает гармонию мира со Вселенной. Вселенная уже «не храм, а мастерская и человек в ней работник». Он с с болью говорит о наступающей эпохе «черных дыр»:
Мы мчимся к началу Минувших Времён,
Где время дремало, Мир не был рождён!
…Галактик не стало, исчез звёздный мир.
Эпоха настала одних чёрных дыр.
Коллапс неизбежен, и атомный взрыв.
Мы мчимся в безбрежность,
Завесу открыв! (А.Савостьянов. «Звёздный инферно»).

                Великий русский философ Николай Бердяев провидчески заявлял: «Человек вновь обратится к внутренней жизни природы, вновь увидит божественный космос, но соединит это с духовной властью над природой и ее стихиями, т.е.утвердит свое царственное положение в мире». А способно помочь ему в этом Слово русских поэтов. Надеется на духовное возрождение  России и А. Савостьянов – достойный наследник и продолжатель лучших традиций Серебряного Века.
Пойдёт ли в рост побег в раскрытом сердце? –
Пойдёт ли в рост?
Подобно чуду в звёздной круговерти …(А.Савостьянов . «Обручальное скерцо»).

                И комментируя свое, ставшее центральным стихотворение –"Доля", поэт справедливо замечает, что что не мы зависим от явления под названием судьба, а судьба зависит от нас, а наша " правда-кривда и состоит опять-таки в очередном переходе – теперь уже от прошлого к настоящему и будущему. Борьба со злом происходит на всех уровнях – в бытовом реале, в сказках, фэнтези, вплоть до космических масштабов. Всё взаимосвязано по своей сути". Думаю, если считать, что каждое стихотворение имеет свою – от житейско-земной до космической – историю , то внутренняя философия новой книги автора в целом, более, чем мирозданческая.

                Все мы странники в этом бренном мире и каждый из нас для чего-то родился и нужен в земной жизни. И, возможно, генетическая память заставляет нас грустить о том бесконечном просторе, из которого все мы когда-то и зачем-то  явились сюда. В моем посвящении «Бога и Неба избранник» есть и такие строки поэту:

Редкой поэзии свитки
Он, как Завет, передаст
Тем, кто терпел те же пытки...
А прочитав, - не предаст!
Вера вселится надеждой...
Странник, знать, был непростой.
Небо раскроет вновь вежды,
Но не нарушит покой.

Кандидат исторических наук,
Член Российского Союза писателей Елена Грислис