Обзор от Марианны Боровковой

Золотой Пегас
Марианна Боровкова, http://www.stihi.ru/avtor/mborovkova

По первому образованию филолог,  преподавала в лингвистической гимназии русскую словесность; по второму образованию психолог.
На сайте Стихи. Ру с 2011 года, в 2015 заняла 2-ое место в ежегодном
конкурсе "Народный Поэт", есть публикации в сетевых и печатных литературных альманахах. 

1 место - № 3
2 место - № 4
3 место - № 6
4 место - № 1
5 место - № 5
6 место - № 8
7 место - № 2
8 место - № 7
9 место - № 10
10 место - № 9


Стихи, соответственно, получают от 10  баллов до 1 балла.

1. 

Забредаю

Лето плывёт, как толстый ленивый сом.
Иду вдоль реки, а в воде пескаришек стая.
Ногами ступаю в прибрежный песок.
Бреду по воде, забредаю.

Бьётся в черепе бабочка света – мысль.
Беспомощно крыльями машет – стремится взвиться.
Лягушки реке распевают псалмы –
Бескрылые водные птицы.

Солнце морочит голову, жаром льёт.
Река отбирает тепло – безопасная зона.
Ты – лето. Горячее имя твоё
В ушах разливается звоном.

Звон зависает, стелется по воде.
Вплетаются прошлого звуки в голос бреда.
Велят не ходить по траве-лебеде
В краях, о которых не ведал.

Тени скользят по воздуху – тёмный рой.
Минувшее тянет, зовёт, посылает знаки.
Оно путешествует вместе с тобой.
Привычно. Так ходят собаки.

Время безжалостно собирает мзду.
Видением призрачным день потихоньку тает.
Склоняется солнце. К прохладе иду,
И тенью своей прирастаю.

============================== 
Тема знакомая, если не сказать избитая – ох уж эти рыбы-птицы!! Но рисунок виден, мысль угадывается, текст неплох, впечатление приятное, пусть и  без особых откровений. Есть яркие, привлекательные  моменты – например, название.

2. 

Не Галатея 

Тучи плывут, закатные
сумерки шевеля.
Я превращаюсь в статую
личного февраля.

Скульптор притихший, что же ты
бледен и утомлён?
Глупо мечтать о прожитом,
грустно, Пигмалион.

Холод снаружи просится,
стынет материал.
Видишь, душе не по сердцу,
как ты её ваял.

Всё неживое, лишнее
трудно залить вином.

Ветер играет с вишнями
голыми, за окном,
крут и богат затеями.

Смутное дежавю.

Жаль, что не Галатея я –
к марту не оживу.

============================== 
Минимализм воодушевляет, но образный ряд скудноват. Например, какой смысл задавать вопрос: «Скульптор притихший, что же ты бледен и утомлён?» , когда ответ очевиден – притихший и бледный, потому что утомлён, или утомлён, потому и притих.

3. 

Верховой 

Холодный лес, сугробы в рост,
Колючие кусты.
Лежит дорога сквозь погост,
И всё – кресты, кресты...

Ещё тепла не видел свет,
Не пахла бузина,
Но вновь – самой себе вослед –
Завьюжила зима.

И те, кто ведали пути
По пажитям земным,
Устали по снегу брести
И кружат вместе с ним,

Иль равнодушно вмёрзли в лёд
И дальше – ни на шаг,
Но и без этих жизнь идёт
По вехам – на большак...

От деревеньки в семь дворов
Отъедет верховой –
Минует дол, минует ров –
Замёрзший, но живой.

Натянет повод у коня
И спешится – лоб в лоб,
И, отвернувшись от меня,
Помочится в сугроб.

Протянет: «Как твои дела?..»
— Да так... – скажу, смутясь.
— Ну ничего, зима была
Похлеще, чем сейчас...

— А почему у вас у всех
Она не на Покров?..
— Но мы исправно чистим снег
И нарубили дров...

И вновь – верхом рванёт на дым
Становищ за бугром,
И мерин ёкает под ним
Оборванным нутром...

В его дороге меньше вёрст,
Чем месяцев и лет:
Сейчас он въедет на погост
И потеряет след.

============================== 
Цельное, ёмкое, органичное, мастерски сделанное стихотворение, с понятным настроением. С лёгким сердцем отдаю первенство.

4.

Зимнее 

Двадцатая бесснежная зима
невдалеке от вечного Гольфстрима.
Притихший мир... До Третьего ли Рима?
И жизнь, в итоге данная сама
себе одной (в эпоху перемен
так водится). Привычные детали.
Моя рука касается не дали —
твоих колен.
 
Вдвоём с тобой лелеем тишину,
в которой мир проносится по рельсам
прошедших лет... Альпийским эдельвейсом,
удачей, не поставленной в вину,
ты — для меня, до ямочки щеки!
За окнами мятущиеся тени
от нашей первой, голубой метели
так далеки...

============================== 
Приятные, мягкие, интонационно элегические стихи. Мне понравилось.

5.
 
коней на переправе...

Я всё скромнее, милый, всё домашней
В плену у истин кухонно-простых…
Ты – мудрый конь, стареющий и важный,
Не портивший давненько борозды.

Оставив в прошлом искорки азарта,
Утратив вкус романтики и грез,
Ты вместо сладких булочек на завтрак
Предпочитаешь пареный овёс.

Не веришь ни в утопии, ни в сказки,
Ни в крылья, прорастающие в снах,
Боишься осуждения, огласки,
Хлыста проблем и плети передряг…

А я молчу, спокойная… Меня ведь
Не так легко поднять не с той ноги:
Коней на переправе не меняют,
Тем более, бесспорно, дорогих.

Подует в спины свежий летний ветер,
Нарушит наш безоблачный режим.
Давай же оторвёмся на рассвете
И, борозду испортив, убежим

В бескрайний край, где тысячи росинок
Сольем в один не выдуманный стих,
И солнце, словно шарик апельсина,
Разделим, как бывало, на двоих.

==============================
Написано умело, с хорошей, доброй иронией, но я не особый поклонник данного направления в поэзии.

6.

чтобы ты...

и скажи
- зачем это всё, зачем?
тихий ход воды, синий плёс небес.
сон приходит молча. ночной тотем.
непонятно -
умер или воскрес.
словно лунный свет смотришь сквозь стекло -
вот отец сидит, мастерит ковчег.
вот чужое имя в тебя вросло
безутешный плакальщик, человек.
и звезда горит, освещая тьму.
от доски сосновой летит на пол
смоляная стружка.
насуплен, хмур
плотоядный бог, что тебя подвёл
к земляному рву.
заглянуть ли вниз?
и свербит, и тянет, и страшно так!
на часах две стрелки в одну сошлись.
но покуда воздух здесь
не иссяк,
ловишь слабым ртом приглушённый звук,
вспоминая рыб затруднённый вздох.
и сгущаясь, тени встают вокруг,
чтобы ты не верил ни в сон, ни в чох.

 
============================== 
Знаю это стихотворение - заговорное, магическое, с лёгким слогом, но как и при первом прочтении «чох» помешал моему восприятию.

7. 

За окном 

За окном четыре ели
рвались на небо с земли:
отряхнувшись от капели,
приготовились,
подсели,
и, казалось бы, взлетели,
как взлетают корабли.
Две испуганные птицы
подскочили вверх –
и в крик:
знать не знали, что творится,
только боязно садиться,
ведь сплошная небылица,
что потом ни говори.
Звёзды в строгости глядели,
(их немало над селом),
как внизу четыре ели
вдруг вершинки вверх воздели
и давай стремиться к цели –
стать, как птицы, на крыло.
Небо влагой запотело,
звёзды спрятались в туман,
тёплый ветер то и дело,
возвратившись из пределов,
слабым шёпотом,
несмело
пел о воле дальних стран.
Ели плакали слезами,
небо лапами скребли,
видя, как под парусами
(фоки, гроты и бизани),
меж землёй и полюсами
плыли
к звёздам
корабли.

============================== 
Пейзажная лирика на частушечный лад не производит сильного впечатления, увы. Выбранные образы банальны – небо, звёзды, птицы – ничего уникального, авторского не привнесено в поэтическую картину мира. «Ели плакали слезами» - а чем ещё можно плакать?

8.

***

Викки рисует мосты разноцветные
Для заводного китайского клоуна.
Ночь так конфетна, и ночь так секретна, и
Запахом красок для Викки наполнена.

Куклы в шелках прячут белофарфоровость,
Куклы взволнованы чаем и танцами...
Мама поймёт - это детство опомнилось,
Детство вернулось и с Викки останется.

В тапочке, в тряпочке, чудно накормлена,
Плачет Её Королевская Плюшевость:
"Ах, я гуляла сегодня под клёнами,
Дважды терялась и Викки не слушалась!"

Викки игрушкам поёт колыбельные...
Взмах, ещё взмах! - это феи слетаются,
Льнут на картину прозрачно-пастельные
Феи, рождённые тонкими пальцами.

И остаётся окно - незашторено,
Гроз никогда не бывает - проверено! -
В ночь заводного китайского клоуна,
В ночь всех конфет и картинотворения.
 

============================== 
Миловидные стихи, игровые, сконструированные,  мне было интересно читать, хоть и фонетически не просто. Лексическая изобретательность автора несколько избыточна, но в целом весьма органична выбранной теме.

9. 

Монохром полос 

Белая полоса, чёрная вслед за ней.
С краю на край леса из обветшалых пней.
Серый до нитки свет перелицован тьмой.
Что-то ведёт в кювет. Может быть, путь домой.

Липнет былая спесь на монохром полос.
Был, только вышел весь, бился, но не сбылось.
Спешенный Купидон на переходе сбит.
Фары слепят вдогон, пишет сержант "о быт".

Мне бы раскрасить фон, полутона вернуть.
Но за скупой строфой мысли являют муть.
Давит былинный звон вечно лихих годин.
Душу на волю – вон. Я остаюсь один.

Узник полос свой мир сам обесцветил, но
как бы ни изменил, светит в ночи окно.
Надо бы сделать шаг, быть с темнотой грубей.
В зеркале милый враг тихо шепнёт: забей.

Сдуйся, забудь, замри, проще лицо держи.
Всё у тебя внутри: образы, типажи.
В правильной полосе надо ползти в ряду.
С виду такой, как все, в ясном как день бреду.

Бездна сомнений вновь свой предъявляет счёт.
Где-то была любовь. Может ли быть ещё?..
Чудятся голоса в цирке родных теней.
Белая полоса, чёрная вслед за ней.


============================== 
Репрезентативная фраза только и сыграла, контраст привлёк внимание, а дальше слишком много вопросов: путь домой ведёт в кювет? Зачем былая спесь куда-то липнет? О чём хотел сказать сержант? Кому-то может бред и показался ясным, но не мне:  образы нечёткие, идея неуловима, я заплутала в причудливых авторских реминисценциях.

10.   

Любви нераспакованный багаж   

Бесшумное безумие и блажь,
седую прядь
над чёрными очками,
любви нераспакованный багаж
она носила.
В фетровой панаме…
качала, как подарок, как букет,
как смесь иллюзий и ассоциаций,
в податливой, изогнутой руке,
потрёпанного бархатного зайца.

Не куклу, что для всех обнажена,
с глазами, с шеей, с кнопками на блузе.
Могла б баюкать куклу,
но она
совпасть умеет с горечью иллюзий.
Зверёк ей может просто счастье длить,
взгляд отводя и не смущаясь взглядом…
его уже не надо хоронить
на грядке между луком и салатом.

Он вечно мёртв,
хоть и живой не плох,
такой же тихий и неприхотливый.
Искусственный тем лучше,
что без блох,
и не исчезнет в зарослях крапивы.
О, это счастье! Баюшки, баю!
Родник любви, что в сердце точит камень.
(Я не узна`ю, я не узнаю`
напряг в глазах под тёмными зрачками).

Бесшумное безумие и блажь,
седую прядь
над чёрными очками,
любви нераспакованный багаж
и символ счастья
в фетровой панаме…
несёт, как будто в пёрышках птенца,
малютку из себя…от всех подальше,
вполголоса, в полвздоха, в пол-лица…
снедаемая гордостью…
и фальшью.

============================== 

Текст ни лексически, ни смыслово не отвечает моей поэтической эстетике. Авторское видение мне оказалось не близким, потому  стихи показались сумбурными, надуманными, неровными, неглубокими.