Гл. 1. К разгадке гибели Лермонтова

Владимир Конюков
Гл.1. К разгадке гибели Лермонтова.
Откровения.

Критики, прозаики, поэты о Лермонтове. Великие современники, известные литераторы позднего времени и  все о нём!
Современные энциклопедии, справочники повествуют.

1)  С.А. Андреевский (1847 — 1918), поэт, критик.
«И скучно и грустно» на земле — тем более вырастает в наших глазах скорбная и любящая фигура поэта, взирающая на нас глубокими очами полубога из своей загадочной вечности...»

2) Д.Л. Андреев, писатель, литературовед, философ.
«Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры».

3) И.Л. Андроников (1908 — 1990), писатель, литературовед.
«Удивительное чувство охватывает вас при въезде в Тарханы. Входишь в часовню. Спускаешься в склеп к гробу Лермонтова и с горечью понимаешь: убит. Входишь в усадьбу – жив! Жив в своей гениальной поэзии, жив в нашей памяти, в своем бесконечном бессмертии… Каждый раз, как произносишь имя Лермонтова, думаешь, что это один из самых гениальных людей, какие когда-либо рождались на земле».

4) И.Ф. Анненский (1855 — 1909), поэт, драматург, критик, исследователь.
«Как все истинные поэты, Лермонтов любил жизнь по–своему... без экстаза и без надрыва, серьезно и целомудренно. Он не допытывался от жизни ее тайн и не донимал ее вопросами. Лермонтов не преклонялся перед нею, и, отказавшись судить жизнь, он не принял на себя и столь излюбленного русской душой самоотречения. М.Ю. Лермонтов любил жизнь такою, как она шла к нему: сам он к ней не шел. Он был фаталистом перед бестолковостью жизни, и с одинаковым высокомерием отвечал как на ее соблазны, так и на ее вызов... И чувство свободы, и сама гордая мысль учили его, что надо быть равнодушным там, где он не может быть сильным».

 5) А.А. Ахматова (1889 — 1966), поэтесса.
« Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».
Он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста...»

6) М.А. Балакирев (1837 —1910), композитор, пианист, дирижёр, педагог.
«Дышу Лермонтовым... Перечитывая еще раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всякого русского сильнее на меня действует... Кроме того, мы совпадаем во многом, я люблю такую же природу, как и Лермонтов, она на меня тоже сильно действует».

7) В.Г. Белинский (1811 — 1848), критик.
«Боже мой! Какой роскошный талант! Право в нем таится что-то великое.
На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов.
Каков его «Терек»? Дьявольский талант!
Черт знает — страшно сказать, а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт, и что Пушкин умер не без наследника.
Талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус.
Юный могучий талант Лермонтова нашел не только ревностных почитателей, но и ожесточенных врагов, что бывает уделом только истинного дарования.
Лермонтов — поэт беспощадной мысли истины.
Дьявольский талант!.. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!
Какая образность! — так все и видишь перед собою, а, увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина так и блестит всею яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе, отдельно взятом!

Мы узнаем в нем поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова.
Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеоритом, оставить после себя длинную струю света и благоухания и исчезнуть во всей красе своей... какие поэтические тайны унес он с собой в могилу? Кто разгадает их?.. Львиная натура! Страшный и могучий дух!
Нет нужды говорить и доказывать, что Лермонтов был великий поэт <...>Блеск поэтического ореола загорелся над головою молодого поэта тотчас же со времени появления первых опытов...
Немного Лермонтов успел произвести, но это немногое, тотчас же дало ему... место подле Пушкина. <...>Теперь уже спорят не о том, может ли имя Лермонтова упоминаться вместе с именем Пушкина, но о том: кто выше — Пушкин, или Лермонтов...»

 8) А. Белый (1880 — 1934), писатель, поэт, критик, мемуарист, стиховед.
«Такие люди, как Лермонтов, называемые светскими писателями-демонистами и о которых в Писании сказано, что они беззаконные, такие люди подвержены беспричинной тоске и ужасу...»

9) А.А. Блок (1880 — 1921), поэт.
«Лермонтов — писатель, которому не посчастливилось ни в количестве монографий, ни в истинной любви потомства: исследователи немножко дичатся Лермонтова, он многим не по зубам; для “большой публики” Лермонтов долгое время был только крутящим усы армейским слагателем страстных романсов...»

10) Ф. Боденштедт (1819 — 1892), немецкий писатель, переводчик, поэт.
«Характер Лермонтова был самого крепкого закала, и чем грознее падали на него удары судьбы, тем более становился он твердым. Он не мог противостоять преследовавшей его судьбе, но в то же время не хотел ей покориться.
Он был слишком слаб, чтобы одолеть ее, но слишком горд, чтобы позволить одолеть себя ... Отдаваясь кому-нибудь, он отдавался от всего сердца ... Он мог быть кроток и нежен, как ребенок, и вообще в его характере преобладало задумчивое, часто грустное настроение...

 ... хотя Лермонтов субъективный поэт, он умел в то же время быть и объективным…
...имеет то общее с великими писателями всех времен, что творения его верно отражают его время со всеми его хорошими и дрянными особенностями».

11) С.О. Бурачок (1800 — 1877), критик.
«Это замечательный стихотворец, очень и очень не последний, может быть первый из нынешних «стихотворцев». Стих славный, стальной: он и гнется, и упруг, и звучит, блестит отражением мысли. Но отличное достоинство этого стиха, которым он едва ли не превосходит все русские стихи: в нем столько слов сколько нужно их для полного и ясного выражения мысли. Стихотворец, кажется, и не думает о рифме, не разжижает для полного счета стоп своего стиха вставными ненужными словами. Ежели современный стих должен в чтении сохранять всю естественность прозы, … то стих Лермонтова очень близок к совершенству».

12) Н.Н. Ге (1831 — 1894), живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен.
«В поэзии — первый М.Ю. Лермонтов, в прозе — Н.В.Гоголь. Великий А.С. Пушкин и в поэзии и в прозе где-то рядом. Рядом, но не впереди…
Он всегда говорил правду. Верил в бога. Мучительно искал пути к свободе и покою для каждого человека. Он ненавидел серость, пошлость, раболепие, трусость, подлость, предательство. Он любил отчизну. Был по-настоящему красивым человеком, гордым, умным, независимым. Он был любящим сыном, заботливым и преданным внуком. Он был профессиональным военным, талантливым командиром, отважным офицером. Он был гениальным писателем, художником, творцом нового, философом и провидцем, умеющим смотреть ретроспективно и видящим далеко вперед. Он предсказал то время, до которого мы еще не дожили. Поэтому многое в его творениях остается до сих пор не понятным, или понятным не верно. Он умственно и морально возвышался над всеми, как самая высокая и крутая скала. Он был сирота и был одинок. Тяжести и величия его бытия не могли понять только абсолютно бездушные, черствые, эгоистичные люди. Завистливые и жестокие его ненавидели. Они его подло убили. Убили руками тупого наемника. Они его погубили. Погубили и оклеветали…
 Лермонтов был демоном, а вернее ангелом поэзии. Он был фаталистом, но испытывал не себя, а других: их человеческие качества. Мало кто выдержал это испытание. Его жизнь оказалась короткой. Их жизнь — жестокой, как выстрел. Этот вывод уже сделали мы, его потомки…»

13) О.П. Герасимов (1863 — 1920), филолог, историк, педагог.
«Лермонтов обладает тем особенным чувством правды, которое возбуждало в нем «страшную ненависть ко всему деланному, лживому и не естественному»

14) А.И. Герцен (1812 — 1870), публицист, писатель, философ, педагог.
«Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе... Это не отвлеченная мысль... Раздумье Лермонтова — его поэзия, его мучение, его сила… К несчастью быть слишком проницательным у него присоединялось и другое — он смело высказывался о многом без всякой пощады и прикрас. Существа слабые, задетые этим, никогда не прощают подобной искренности.
… Лермонтов всецело принадлежит к нашему поколению... Принужденные к молчанию, сдерживая слезы, мы выучились сосредоточиваться, скрывать свои мысли — и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, — то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, как находил его Пушкин. Он влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения. Мужественная печальная мысль всегда лежит на его челе... Это не отвлеченная мысль, стремящаяся украсить себя цветами поэзии; нет, раздумья Лермонтова — его поэзия, его мученье, его сила.
Из Пушкина целиком выработался Лермонтов, та же сжатость, точность и простота…
Слова: «глаза его не смеялись, когда он смеялся» (о Печорине) — действительно применялись к нему (Лермонтову)… Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба…»

15) Н.В. Гоголь (1821 — 1852), писатель.
«Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой. Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла. По врожденной сильной наклонности к национальному, по сильной любви к родине своей, по нерасположению своему к европеизму и глубокому религиозному чувству… Лермонтов был снабжен всеми данными для того, чтобы сделаться великим художником…»

16) А.И. Гончаров (1812 — 1891), писатель, критик.
«Лермонтов фигура колоссальная весь, как старший сын в отца, вылился в Пушкина. Он ступал, так сказать, в его следы… Лермонтов ушел дальше временем, вступил в новый период развития мысли, нового движения европейской и русской жизни и опередил Пушкина глубиной мысли, смелостью и новизной идей и полета».

17) Г. Я. Горбовский (1931 — 1996), поэт, прозаик, академик.
«Мать-Россия,
 сколь много в веках твоих зла,
 сколько в душах холодных — гнетущего пыла!
 ...Небывалого
 миру птенца родила,
 а когда он до неба поднялся, — убила...»

18) Ф.М. Достоевский(1821 — 1881), писатель.
«Какое дарование!.. 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи — словно нежная чудесная музыка… А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца!..»

19) С.А. Есенин (1895 — 1925), поэт.
«…только один Лермонтов смог научиться поэзии у Пушкина и является единственным его наследником»

20) В.А. Жуковский (1783 — 1852), поэт.
«…в ночь на 3 октября 1814 года родился гений стихотворного слога и будущий создатель русского литературно-разговорного языка — М.Ю. Лермонтов!»

21) В.О. Ключевский (1841 — 1911), историк.
«Лермонтов — поэт не миросозерцания, а настроения, певец личной грусти, а не мировой скорби.
Поэзия Лермонтова всегда останется любопытным психологическим явлением и никогда не утратит своих художественных красот.
Лермонтов — поэт по преимуществу лирический; его творчество воспроизводило почти исключительно жизнь сердца и касалось трудноуловимых ее мотивов. Господствующее место среди мотивов этой жизни занимает личное счастье.
 Поэзия Лермонтова, освобождаясь от разочарования, навеянного жизнью светского общества, на последней ступени своего развития близко подошла к этому национально-религиозному настроению, и его грусть начала приобретать оттенок поэтической резиньяции, становилась художественным выражением того стиха молитвы, который служит формулой русского религиозного настроения: да будет воля Твоя. Никакой христианский народ своим бытом, всею своею историей не прочувствовал этого стиха так глубоко, как русский, и ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться этим народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов».

22) П.А. Кропоткин (1842 — 1921), революционер-анархист, геоморфолог, историк, литератор.
«Лермонтов был поклонником свободы и врагом притеснения, …он выразил могущественный протест против всего низменного в жизни и относился с презрением к отрицательным свойствам людей своего поколения…, сохранил веру в человека». Он был прежде всего гуманитарным поэтом».

23) А.И. Куприн (1870 — 1937), писатель.
«Знаете ли вы, что гранильщики драгоценных камней держат перед собой изумруд? Когда глаза устают, то дают им отдыхать на изумруде. Таким изумрудом для меня всегда были две вещи: «Капитанская дочка» Пушкина и «Казаки» Толстого. Хорош для этого и «Герой нашего времени».

24) А.В. Луначарский (1875 — 1933), писатель, переводчик, публицист, критик, нарком.
«Лермонтов — эхо декабрьских настроений.
 Ослепительным метеором промелькнул гений Лермонтова на сумрачном небе 30-х годов. Наша молодежь должна знать подлинного Лермонтова и должна читать его, ибо он ее родной старший брат, он всю жизнь был молод, но молодость его кипела страстью, протестом и тоской».

25) Д.С. Мережковский (1866 — 1941), писатель, поэт, критик, переводчик, историк, философ.
«Лермонтов первый в русской литературе поднял религиозный вопрос о зле.
 Пушкин — дневное, а Лермонтов — ночное светило русской поэзии.
 …у Пушкина — созерцательность, а у Лермонтова — действенность.
 …Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Толстой — все смирялись, один Лермонтов не смирился».

26) С.С. Наровчатов (1919 — 1981), поэт, критик, журналист.
«Лермонтов — то явление в поэзии, которое принято называть чудом... Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца...»

27) П.П. Перцов (1868 — 1947), писатель, поэт, искусствовед, критик, журналист, мемуарист.
«Лермонтов …говорит с Богом, как равный с равным, так никто не умел говорить. Именно это и тянет к нему: человек узнает в нем свою божественность».

28) В.В. Розанов (1856 — 1919), религиозный философ, литературный критик и публицист.
«Он знал тайну выхода из природы — в Бога, из «стихий» — к небу; т.е. этот «27-летний» юноша имел ключ той «гармонии», о которой вечно и смутно говорил Достоевский…
 …в созданиях Лермонтова есть какая-то прототипичность: он воссоздал какие-то вечные типы отношений, универсальные образы; печать случайного и минутного в высшей степени исключена из его поэзии.
 …нельзя отнять у Лермонтова «звездное и царственное», т.е. религиозное, … «нельзя у него оспорить подлинно стихийное».

29) Е.П. Ростопчина (1812 — 1858), поэтесса, переводчица, драматург, прозаик
«Полный ума, самого блестящего, богатый, независимый, он был душою общества молодых людей высшего круга; он был первым в беседах, в удовольствиях, в кутежах, словом, во всем том, что составляет жизнь...
Лермонтов импровизировал для своих товарищей целые поэмы, на предметы самые обыденные из их казарменной или лагерной жизни. Эти стихи, которые я не читала, так как они написаны не для женщин, как говорят, отличаются жаром и блестящей пылкостью автора».

30) К. Симонов (1915 — 1979), писатель, поэт.
«Я люблю Лермонтова, особенно его прозу и стихи последних лет… Главным уроком для меня — и как для поэта, и как для прозаика — был и остается «Валерик».

31) В.С. Соловьёв (1853 — 1900), религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, критик.
«Лермонтов, несомненно, был гений, т.е. человек, уже от рождения близкий к сверхчеловеку, получивший задатки для великого дела, способный, а, следовательно, обязанный его исполнить. Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться…»

32) А.А. Тарковский (1932 — 1986), кинорежиссёр, сценарист.
«Зачем мне (в стихах) нужно все многословие Ницше и Гамнуса… За сто лет до них с недосягаемой для них краткостью, художественностью и силой мысли — все это сказал на чистейшем русском языке наш бедный юный Миша Лермонтов! Как вы можете этого не знать? Стыдитесь! Читайте!!!»

33) А.Н. Толстой (1882 — 1945), писатель.
«Лермонтов прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы…
 Здесь все — не больше, не меньше того, что нужно и как можно сказать. Это глубоко и человечно. Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. Из этой прозы — и Тургенев, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов» (о «Герое нашего времени»).

34) В.Ф. Ходасевич (1886 — 1939), поэт, критик, мемуарист, историк литературы.
«Поэзия Лермонтова — поэзия страдающей совести. Его спор с небом — попытка переложить ответственность с себя, соблазненного миром, на Того, кто этот соблазнительный мир создал, кто «изобрел» его мучения».

35) А.П. Чехов (1860 — 1904), писатель, драматург.
«… Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтов. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать… Не могу понять,… как мог он будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь («Тамань»)… и умереть можно!»

36) Л.Н. Толстой (1828 — 1910), писатель.
«Какие силы были у этого человека… Каждое его слово было словом человека власть имеющего… Вот в ком было это вечное, сильное искание истины.
Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский.
Вот в ком было это вечное, сильное искание истины! Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий.
У него нет шуточек... шуточки не трудно писать, но каждое слово его было словом человека, власть имеющего».


Продолжение следует.