Терскей. 2. Взлет. Начало

Иван Друг
ВЗЛЕТ

Застраховались, причем, с активностью туризм до 4000 м – а как без этого.

Авиабилеты удалось купить всго за 13 т.р. с человека туда/обратно. Багаж выглядел угрожающе. Но на наше счастье, авиаперевозчик снисходительно смотрел на перевозку спортивного инвентаря, попросту к разрешенным бесплатным двадцати кг груза разрешал также бесплатно еще столько же спортивного инвентаря. А что у нас спортивного? По большому счету – все.

Но чтобы соблюсти формальности, решили в аэропорту перепаковать и рассортировать груз, потому что наш завснар вез львиную долю общей снаряги.

И вот мы прошли досмотр и в укромном месте аэропорта вывалили все свое имущество на пол, и начали его паковать по другому, время от времени делая контрольные взвешивания. По плану не спортивный груз должен был быть упакован в белые джутовые мешки, снаряга – в рюкзаки на которые надо сверху одеть огромный черный полиэтиленовый мешок. Все это надо замотать скотчем.

Но вот проблема – принимающий багаж, по идее, должен убедиться, что мы действительно везем спортивный инвентарь. Стало быть, заматывать скотчем рюкзак надо после осмотра, там же, на регистрации.

Тут внезапно объявили регистрацию, и мы быстренько оставшиеся вещи покидали в последний мешок и ринулись к стойке.

Разумеется, для уменьшения веса все дружно надели горные ботинки и одежду, кто сколько смог, посему все сразу и вспотели.

Наша боевая пятерка с кучей черных и белых мешков вызывала у других пассажиров полную палитру всех чувств, какие только можно вообразить. Но нас было не остановить.

Молодой человек заглянул в первый рюкзак, увидел пару касок, сказал: «Ага»,– это значило, он согласен и можно заматывать рюкзаки, и началось. Мы судорожно, срывая ногти стали отковыривать начало скотча от рулончика, к которому он почему-то намертво прилип. По ходу деятельности вдруг выяснилось, что ножички все, естественно, сдали в багаж и в ход пошли зубы и прочие подручные средства. Как бы то ни было, но мы с честью справились с этой нетривиальной задачей. Единственно, в запарке немного не туда завернул пряжку рюкзака – вот она и лопнула в первый же день, но об этом потом.

Все, можно на взлет!

НАЧАЛО

Не успели взлететь, как уже пора садиться. Быстро проходим формальности, и у выхода нас встречает Дима – водитель, который забросит нас в горы и заберет потом оттуда. Распихиваем вещи и едем. 11 октября, а на улице 20 градусов тепла. Чудно.

Мы мчим вдоль оз. Иссык-Куля. Дорога идеальная, довольно долго тянулись четыре полосы с бетонным разделителем – не смейтесь, в ваших краях, это, может быть и не редкость, а у нас такого нет.

Остановились у обменного пункта, с хорошим курсом. Прямо на дороге, между машинами, рискуя жизнью, просили подаяние дети. Мать их была тут же, с маленьким ребенком на руках. Мальчик и девочка лет десяти под руководством девочки постарше, бегали по дороге и приставали к притормозившим водителям. Они совсем не стеснялись, могли прилипнуть к боковому стеклу, и даже свой бумажный стаканчик поставить в открытое окошко. Какой национальности? А какая разница? Эти дети лишены детства своими, так сказать, родителями. Ну и где же органы опеки?

Дальше по дороге накупили фруктов и 80-й бензин – именно на нем мы будем готовить себе еду, потому что там, куда мы пойдем дров нет. Зашли в придорожное кафе поесть. Чисто, культурно, вкусно, дешево. Порции такие, что съесть все невозможно. Персонал приветливый, по-русски говорят, как правило, без акцента. Как мы там только не лопнули – не знаю.

Наконец, измотанные этим автопутешествием, уже ночью, прибыли в Барскаунское ущелье. В свете фар перелили бензин в пластиковые бутылки из-под минеральной воды, заготовленные дома, простились с водителем, поставили палатку и спать.

* * *

Мегазавтрак! Едим от пуза, съедаем фрукты.

Делим продукты на две не равные части. Сначала у нас будет так называемое акклиматизационное кольцо – дня через три вернемся мы сюда же. Поэтому есть смысл припрятать продукты на вторую часть похода.

Барскаунское ущелье славится своими водопадами, один из них называется «Слёзы барса». Здесь ненадолго останавливался Гагарин, когда совершал свое турне по стране. Поэтому ему поставили два памятника.

Регулярно по дороге мимо проезжают разные машины. Где-то там дальше по дороге золотой рудник, совместное с Канадой предприятие. Дорога грунтовая, вылизанная грейдерами до зеркального блеска. Чтобы не пылила, ее постоянно поливают водой. Воду берут из мелких притоков Барскауна, для чего делают небольшой отводной канал, заканчивающийся трубой – под эту струю загоняют машину, и вода наливается самотеком.

Сколько-то лет тому назад произошла авария и в Барскаун попали цианиды. Примерно 2,5 тыс. чел отравились и несколько умерло. С тех пор, конечно, много воды утекло, но лучше её (воду) с Барскауна не пить. Я не знал и попил, но пока еще жив.

Рассортировали еду и припрятали заначку (на туристском языке – заброску) между больших камней. Выдвинулись на маршрут.

Идем по крутой тропе к смотровой площадке и выше. Любуемся водопадами, причем верхний водопад был уже замерзшим.

Идти тяжело с непривычки, да и рюкзак набит едой дня на четыре, с запасом. Застегиваю рюкзак – и прямо в руках ломается пряжка. Хорошо, что в ремнаборе есть запасная. Быстро меняю, проблема решена.

Вот, наконец, обед. На импровизированном столе появляются порционные:

– кусочек сала;
–  кусочек копченой колбаски;
–  кусочек лука;
–  кусочек чеснока;
–  кусочек сыра;
–  кусочек сухой рыбки (разных сортов);
–  конфетка;
–  что-нибудь сладкое к чаю (нуга, козинак, сушки...);
–  чай – который мы несем с собой в термосах;
–  сухари.

Причем, на перевалах к этому добавляется «перевальная шоколадка», а на небольших привалах могут выдать курагу, орехи, сушеную тыкву, вяленую вишню, финики, сушеные наборы ассорти и само собой — конфетки-леденцы всякие.

Как видите, мы себя не сильно ограничивали.