скажи-ка дядя. плюс спонтанный коллоквиум

Дмитрий Голин
[...]

Скажи-ка, дядя, без базара,
как водолазу водолаз,
ведь полон музыки не даром
ума холодный унитаз?

2016 г.

---
Далее приводится виртуальная фб-беседа по поводу этого скромного произведения, внезапно обнаружившего свой могучий культуркритический потенциал.
 
Участники.
Сергей Левитов, С.Л. Художник, писатель, многогранная личность.
Дмитрий Голин, Д.Г., сиречь я, многогрешный.

(публикуется в своем первозданном виде)


Сергей Левитов. А если горячий унитаз?

Дмитрий Голин. тогда это contradictio in adjecto )

С.Л. Нисколько, ведь мозг имеет температуру, которую нельзя назвать холодной.

Д.Г. это вы говорите "мозг". я говорю "ум"

С.Л. Все таки горячий унитаз был бы неожиданней

Д.Г. это к месье Дюшану )

С.Л. Дмитрий, я имел ввиду "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Из за этих пушкинских строк ваш холодный унитаз предсказуем. Я понимаю, что нельзя критиковать поэта. Но ничего не могу с собой поделать, я ж художник, а мы критикуем друг друга.

Д.Г. да критикуйте, пожалуйста. от меня не убудет. а от ума и подавно ). и горячий унитаз, возможно, не плох. просто это совсем другая история.

С.Л. Удивительно. Вы конструктивный человек (имеется в виду, что с конструктивным человеком можно сделать что -то совместно, он не уходит в Я). Но Вы правы, если бы в стихотворении был бы горячий унитаз, это означало бы продолжение борьбы, а Вы хотели закончить стихотворение, как Блок Ночь улица.

Д.Г. польщен ))

С.Л. И пьяницы с глазами кроликов

Д.Г. и насчет борьбы, это очень точно подмечено: "кипит наш разум возмущенный и т.д."

С.Л. Почему-то думал, что Ваш стих не о политике, а о выстраивании личных философских отношениях со вселенной.

Д.Г. но стих не о политике. насчет личных философских отношений со вселенной... не уверен. но звучит красиво. а что красиво, то и правдиво )

С.Л. Можно я расскажу правдиво, как воздействует на меня лично каждое слово Вашего короткого (это плюс) стихотворения?

Д.Г. конечно! )

С.Л. Первые слова, естественно, меня отсылают к Лермонтову, а в конце первой строчки я попадаю в 90-е годы 20-го уже века( на слове "без базара") . Причем, мне эта машина времени нравится. Потом сразу про водолазов. Тут я вспоминаю одного художника и перфомансиста, который обожал водолазов. Всё это приятно. Хотя двукратный повтор одной и той же профессии почему-то вызывает мимолетную скуку. Третья строчка мне много обещает, ничем не напрягая. Хотя краем мозга я вспоминаю, что ничего не смыслю в музыке (у меня нет музыкального слуха, хотя я люблю первый концерт Чайковского). Ну, а о четвертой строчке мы уже говорили.

Д.Г. спасибо, Сергей. я тронут. вы очень внимательный и благодарный читатель.

Д.Г. надеюсь, вы не возражаете, если я тоже вкратце расскажу, что думаю об этом стишке?

С.Л. Честно говоря, мне бы хотелось поподробнее расшифровать мои ощущения между Лермонтовым и 90-ми. Там есть простор, аж почти 200 лет.

С.Л. Внимательно слушаю, но не называйте стишком, Это вполне достойное словообразование.

Д.Г. спасибо. итак. этот "опус" о ценности психокосмоса, внутреннего мира человека, открытого психоделической революцией, и его героях - виртуалах, интравертах и психонавтах - "водолазах" (Вл. Уфлянд). о качестве новой внутренней реальности, внешне крайне бедной, если не сказать ущербной, пришедшей на смену героическому и простому, ясному и богатому миру литературного прошлого. образ Музыки символизирует потенции и мистический (эстетический) характер содержания этого нового космоса. низовая метафора ("унитаз") намекает на кризис рациональных методов мышления и практик (крах утопий) и указывает на приоритет эстетического над рациональным. стилистический контраст (Лермонтов - жаргонизм) указывает на уродливое повреждение и стигму внешней культурно-исторической связи. обращение "водолаза к водолазу" говорит о необходимости активного практического освоения музыкальных просторов психокосмоса посредством личного опыта.

С.Л. Неплохо

Д.Г. благодарю. целое литсобрание получилось ))

С.Л. Внутренний мир человека был открыт до психоделической революции. В России - Гоголем. Все мы вышли из Шинели. Музыка - да есть в ней что-то мистическое, но она же основана на математике. Все что кажется мистическим в музыке, это не более, чем число пи. Стилистический контраст мне очень понравился, но, простите, когда что-то не рвалось в истории? Поэтому мы любим островные государства (Англия, Япония, Австралия), как идилическая возможная наша история. Но, мы живем в другой географии и мне это нравится (на острове все равно когда-нибудь будет скучно). Обращение водолаза к водолазу... , вот сейчас Вы мне сказали, мне стала более приятна эта строчка. Но на слове "музыка", я погружаюсь во тьму собственного невежества. Да, и частое употребление слова "психо" в качестве приставки наводит меня на мысли, что Вы симпатизируете эзотерикам. Вот, я от них натерпелся. Впрочем, скорее всего, это просто вопрос языка.

Д.Г. м-да... я имел в виду не "внутренний мир человека", а "новый внутренний мир человека", что ясно из контекста. а рядом со словом "мистический" политкорректно уточнил: "эстетический". красота тоже основана на математике? а душа на чем? ) впрочем, профессионалы говорят, что математика доказывает Бога. что касается политэкономических замечаний и "другой георграфии", то, вы меня простите, трети века не прошло с момента краха величайшей и беспрецедентной (подчеркиваю) в мире Утопии, и столь же беспрецедентной за всю историю национальной Трагедии. По самым скромным меркам ХХ век унес жизни 60 млн. русских людей, причем лучших из лучших. Остаток массово пережил тотальную амнезию и духовное оскопление, утрату собственной идентичности, фактически расчеловечился и перестал существовать в нравственном смысле этого слова. и вы говорите: другая география!!

С.Л. Я аполитичный человек, к томуже малорелигиозен. У меня научное такое мировозрение.

Д.Г. Всякий, кто серьезно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого, — Дух, пред лицом которого мы с нашими ограниченными силами должны ощущать собственную немощь. В этом смысле научные поиски приводят к религиозному чувству особого рода, которое действительно во многом отличается от религиозности более наивной. А.Эйнштейн. Всех благ и удачи.

Д.Г. Так или иначе - спасибо за содержательную беседу. )

С.Л. Религиозное чувство особого рода. Прямо, как третий закон термодинамики.

...

17.09.17.