Салют-7 и космонавт В. Джанибеков

Дмитрий Павлов 3
   На днях посмотрел фильм "Салют-7".Полный драматизма фильм описывает реальные ситуации, а не киношные трюки на тему будней космических рыцарей. Иногда наворачивались слёзы. Специалисты считают, что  это была самая сложная работа в космосе за всю историю нашей космонавтики. Она выполнена  выдающимися космонавтами Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных. Они проявили не только безмерное мужество и героизм, но и высочайший уровень профессионализма, в полной неизвестности возвращая к жизни практически мёртвую станцию. Руководил полётом космонавт В.Рюмин.
   В феврале 1985 года "Салют-7" вышел из строя. Корабль спасения стартовал 06.06.1985 года. Выполнив задание,26 сентября 1985 г. Джанибеков вернулся на Землю, а Савиных проработал на возрождённой станции вместе с вновь прибывшими космонавтами до ноября. Спустя почти 5 лет, в ночь с 6 на 7 февраля 1991 года, "Салют-7" разрушился над малонаселёнными районами Чили и Аргентины.
   С В. Савиных мне не пришлось встречаться. Зато посчастливилось быть на двух из пяти  (рекорд по количеству стартов среди наших космонавтов, его повторил Г. Стрекалов) стартов В. Джанибекова. Он родился в 1942 году, в 1960 поступил на физфак Ленинградского университета. Но, как говорится, небо позвало, и он ушёл из университета, а в 1961 году (полёт Ю .А. Гагарина) поступил в Ейское авиационное училище, которое закончил с отличием. В 1970 г. был зачислен в Отряд Космонавтов, а в 1978 г. совершил свой первый полёт в космос(43-й космонавт).Кстати, по состоянию на 07.10.2017 года у нас  числился 121 космонавт (в т. ч. 4 женщины), 36 из них не было в живых.
   В марте 1981 г. я присутствовал  на Байконуре при старте  "Союза-39" с В. Джанибековым (его второй полёт) и космонавтом из Монголии  Ж. Гуррагчёй на борту, а потом и на их посадке в степях Казахстана. Как обычно, на место посадки прилетают на вертолётах представители различных служб, в том числе и представители прессы. На этих же вертолётах они и возвращаются. А космонавтов  доставляют на базовый аэродром на специальном вертолёте в сопровождении медиков.
   На этот раз космонавты полетели на разных вертолётах.  Как потом выяснилось, после посадки  В.Джанибекова быстро перебросили на аэродром и он впервые в истории самостоятельно пилотировал сверхзвуковой МИГ сразу после многократных перегрузок при спуске с орбиты. Это было очень важно для изучения  возможностей организма в ходе подготовки к запуску уникального "Бурана".
   Я прозевал отлёт своего вертолёта  и улетел с места посадки на самом последнем. А когда  он садился, ИЛ 18 с журналистами уже взлетал, держа путь на Байконур, где надлежало быть и мне. Оставался только ЯК 40, который должен был доставить на Байконур  космонавтов и всех официальных лиц. Космонавт Леонов А. А., руководивший всеми мероприятиями, вначале отказывался брать меня на этот борт, но потом неожиданно согласился. Видимо, он подобрел, когда Джанибеков благополучно посадил самолёт после нескольких минут полёта на сверхзвуке.
   Правда, одного фотожурналиста он выгнал из самолёта. И я сидел один в хвостовом салоне среди разбросанных   шинелей офицеров, отмечавших не только удачное завершение международного космического полёта, но и успех В.Джанибекова, который блестяще справился с пилотированием МИГа.
   Кстати, первый и единственный полёт "Бурана" состоялся 15 ноября 1988 г.. В 1990 г. эта программа была приостановлена, а в 1993 г. закрыта. В 2002 году летавший в космос экземпляр "Бурана" был уничтожен в результате обрушения кровли ангара на Байконуре, где он хранился.
   В 1982 г. я был на старте "Союза Т-6" с В. Джанибековым, В. Иванченковым и французом Ж.-Л. Третьяном на борту, а потом и при их посадке. Показательно, что Джанибеков стыковался к "Союзу-7" в ручном режиме(он был в этом лучшим из всех),что во многом определило его включение в состав экипажа для спасения неуправляемой станции "Салют-7". Характерно, что Ж.-Л. Кретьян и его дублёр П.Бодри  были не случайно направлены американцами на "Шатле" к "Салюту-7", который они прекрасно знали, для слежения за проведением советскими космонавтами спасательной операции.
   Фотографии ночного старта  "Союза Т-6", а также его экипажа с автографами  космонавтов я храню как реликвии.
   Рекомендую всем посмотреть это фильм режиссёра Клима Шипенко "Салют 7".

       2017 г.