Мой маршрут в мир Стругацких

Василий Клименко Сумы
Осмелюсь предположить, что у каждого любителя Братьев Стругацких свой маршрут в мир их творчества. Мой маршрут был проложен довольно поздно – в начале 2000-х, когда мне уже было за 30. Для меня Стругацкие – это прежде всего Мир Полдня, светлый и одновременно сложный и противоречивый. Можно сказать, что я познакомился с ним, когда породившая его эпоха – со всеми ее надеждами, ожиданиями и чаяниями, навсегда осталась в прошлом.

И я прочитал прозу Стругацких как притчу. Как светлую утопию и одновременно антиутопию. И, прежде всего, как рассказ об обществе, которое перед лицом чужого и непонятного в полной мере проявляет свою сложность и противоречивость. Как мне кажется, такой ракурс актуален для любого общества.

Но, быть может, это было особенно важно для последнего периода советской истории, для системы, которая, после долгих лет атеизма и уверенности в победе человеческого разума, вдруг начала раскрываться навстречу чужому и непонятному – в разных смыслах и направлениях. Можно сказать, что именно такое раскрывание и привело систему к концу.

В произведениях Стругацких, посвященных Миру Полдня, меня удивляет именно то, что авторы как бы разводят светлую и темную стороны реальности по разные стороны ринга. С одной стороны – светлый Полдень у землян, с другой – темные силы господствующие в «отсталых» мирах. И самым интересным является то, что оба этих мира списаны с одной и той же реальности, с советского общества второй половины 20 века. Более того, можно сказать, что они – неразрывные грани единого целого, предполагавшие в то время свободу выбора, возможность пойти по тому или иному пути. История показала, что в конечном счете был сделан выбор в сторону темного и несовершенного.

Мне кажется, сами Стругацкие, создавая произведения, посвященные Миру Полдня, постепенно все больше начинали осознавать несовершенство этого мира. Отсюда темные страсти, разгорающиеся вокруг «подкидышей» в повести «Жук в муравейнике», отсюда же – загадочные людены, оставляющие «обыкновенных» людей 22 века далеко позади в своем развитии.

Таким образом, самой первой остановкой в моем маршруте было размышление не о будущем, которое АБС описали в своих произведениях, а о прошлом, совершенно по-особому преломившемся в их творчестве.

Еще одна пункт маршрута – общение на форуме АБС. К тому времени я только-только получил доступ к мировой паутине, и форум АБС стал моим первым пристанищем в мире интернета. Там я встретил людей, которые буквально живут Миром Полдня, строят разные версии относительно тех или иных событий, сравнивают информацию о представителях других цивилизаций, взятую из разных произведений АБС. Возможно, именно из этого стремления жить «внутри» текстов Стругацких и родилась серия «Время учеников» - продолжения к произведениям АБС, написанные известными современными писателями начала 2000-х….

Что же касается меня, то как бы я ни увлекался Стругацкими, я все время был немного «снаружи», чувствовал себя в мире АБС чужестранцем…. Для меня всегда было намного важнее то, что Стругацкие говорят о нашем настоящем.

P.S. В одном из обсуждений этого текста мне довелось услышать примерно следующее: Стругацкие были подобны двуликому Янусу. Аркадий – коммунист, Борис – диссидент. Не берусь судить о том, насколько это действительно так, но такая версия очень хорошо объясняет главное: Стругацким удалось уловить противоречивые тенденции своего времени. Более того, эти тенденции ведут на страницах их повестей и романов своеобразный диалог, который не прекращается и по сей день…

Опубликовано на странице "Наблюдатель слов" на Facebook:
https://www.facebook.com/Nablyudatel.slov/