783.. Преамбула о критике

Гавриил Тишков
(Автоцитата)

…Почему не приведены конкретные примеры? Так это  п о к а  без конкретики. А вдруг бы Вы мне не ответили. Зачем  впустую тогда  время тратить? И так ведь достаточно делаю для авторов по сайту. Даже то, что Вам написал, потребовало определённой решимости, т.к. звучит для иного слуха неприятно, соответственно, вместо должной благодарности может вызывать по отношению к критикующему мысленно-эмоциональный негатив, который уже несколько и проступил в Вашем ответной реплике. Однако замечу для Вашего позитивного восприятия: 1) Не вынес нашей начальной полемики в общий доступ. 2) Ваш случай совсем не исключительный - довольно часто (пожалуй, даже чаще, чем на виду) говорю "тайно" (сокрыто от посторонних глаз) авторам, которые, кстати, во многих случаях воспринимают критику гораздо более положительно и безболезненно, нежели этого можно было бы ожидать. 3) Ещё больше (в десятки раз) случаев актуальных для критики вижу, но не пишу об этом, не критикую. Это происходит от того, что слабости есть у очень многих - в 99% случаев, если не более, а у некоторых - стихотворения настолько обильны огрехами, что представляют собой сплошную слабость, даже отдельные достойные стихи (строки) надо в этих произведениях специально искать, и при этом старательно, чтобы успешно найти. 4) Для Вас, конечно, критика - это подарок, за такую возможность благодарить уместно. Многие этого (критических рассмотрений) просят. 5) Тем более полезна для Вас моя критика, т.к. это критика профессиональная, т.к. несколько СП, опыт редактуры и т.д. 6) я Вас и похвалил, и также - обосновано.

Вообще, для многих вопрос критики очень болезненный, ибо неким образом ломает устои, снижает самооценку, в значительной мере обесценивает результаты проделанного труда, наводит на неприятные, негативные (по сути своей искушающие и ложные) мысли о бесполезности потраченных прежде усилий, а то и вовсе - о бесцельности их  творческой деятельности. Это, по-видимому, авторам боком выходит отсутствие должной поэтической учёбы для них и отсутствие должного уровня взаимной учёбы меж ними (всё это наблюдаем в общей литературном поле страны), нездоровая атмосфера личностного и творческого общения, бесчестный пиар некоторых лиц, незаинтересованных в критике и т.д., многое из перечисленного и оставшегося за кадром, в той или иной мере, наблюдалось и в годы Советского Союза (и ранее), и по-своему усугубилось сейчас. Людей не учат. Часто (даже как правило!) идут взаимные психологические поглаживания, хвалы, лесть. "Да у Вас стихи, равные Блоковским…" "Да Вы как Пушкин слагаете…" "Гениально" И т.д. Кто во что горазд. Можно, конечно, находить лучшее в произведении, и хвалить это, однако это хотя и правдивее, но тоже в плане творческого роста гораздо менее полезно, хотя и очень подходит для щажения душевно-духовных инвалидов, которыми авторы почти все в некоторой степени и являются - кто-то больше, а кто-то меньше. Но даже после такой "хвалительной подушки безопасности" критика всё же может встретить суровый встречный негатив, ибо на воспринимающем месте у критикуемого уже образовалась незаживающая рана или болезненная (чувствительная) защитная мозоль, чувствительный орган натружен и болен :(

Всё это (мной перечисленное) должно не то чтобы оправдать Ваше неприятие критики, но напротив, убрать его вовсе. Это очень желательно, ибо полезно для процесса творческого роста, совершенствования мастерства. Хорошо, когда нездоровые амбиции и уязвлённое самолюбие не мешают ни Вам, ни обоснованно критикующему. Справиться с этими негожими чувствами легче при соблюдении правил осторожного общения, корректности, вежливости. Кстати, если Вы засомневались в резонности моей критики, то значит Вы ни разу не удосужились вчитаться в мои рецензии, а зря, ведь там есть очень много полезной информации, часто я провожу подробные, глубокие и объёмные критические разборы.

Прослеживается явная, характерная для многих (большинства) причинно-следственная цепочка: отсутствие критики (вполне могущей вмещать в себя обоснованные и уместные похвалы) или её неприятие-отвержение - вследствие этого отсутствие стимула-мотивации к совершенствованию либо резкое снижение темпов такой возможности - в резушьтате, все пороки, огрехи и ошибки (или их подавляющее большинство) стихотворной ткани сохраняются, являясь безмолвными (для невидящих) и кричащими (для видящих) свидетелями поэтической слабости данного автора - при этом автор остаётся на прежнем своём уровне, не растёт, не совершенствуется - и, быть может, проживает свою жизнь более легко, мирно, бестревожно (в плане творчества) и счастливо, однако и поэтический его улов тяжелится неудачами, которые тянут на дно забвения и всё превосходное в его багаже; ведь поистине поэту нужны очень сильные воздушно-эфирные, небесные вещи, чтобы их не утащил в Лету свинец неудач и самопородий, и вот тогда о таком весьма  неравноценно и неравновесно пишущем авторе говорят: "как неровен сей талант", или "сколь неоднозначен этот гений" - но такое бывает не часто.

Вашей скромной персоне моя скромная персона уделила такое время потому, что случай нашего желательного критического рассмотрения - случай характерный, но ещё более характерны случаи нерассмотрения )))

     (Имена скрыты специально, т.к. корректность в критике почти всегда приносит пользу.
     Далее мной приведён довольно большой массив конкретной критики, пояснений…)

Таков набросок первого взгляда проф. рассмотрения. И это труд: технический и интеллектуальный (не столь многие на него способны), и даже эмоциональный.

.

При повторном внимательном рассмотрении (особенно на звуковом уровне) и даже при втором обычном прочтении в поле зрения выходит и новое… Но и того, что уже  есть, конечно, хватит. Однако наличествует и хорошее, сильное, красиво-гармоничное в Вашем произведении, если бы не оно (это хорошее и сильное), и ремарку не стал бы писать. И совет: не сосредотачивайтесь только на себе и на этом Вашем произведении. Зайдите ко мне в гости, напишите пару-тройку рецензий (можно и больше, полагаю, что своим трудом и вниманием я их заслужил), почитайте мои рецензии, лучше поглубже. Набирайте в браузерной строке соответствующий номер рецензии... Если что, то расскажу подробно как это делать, сам когда-то не умел. Потом можем и продолжить взаимополезное (надеюсь) общение. С теплом.