О современной поэзии

Борис Голутвин
статья для Журнала Рецензент http://www.stihi.ru/avtor/referent1

В одном из интервью, лидер группы "Кино", В. Цой, говорил, что то, что Он делает - "Это вообще не музыка. Это социальное явление, прежде всего. Это образ жизни. Музыка – это так, способ выражения. Это могла бы быть и не музыка, а что угодно другое". Современная поэзия, за некоторым исключением, служит сугубо утилитарным целям: в первую очередь, это реклама(1), далее, по степени убывания интереса, проекты политической сатиры типа "Гражданина поэта", которые, на мой взгляд, ныне уступают набирающим всё большую популярность рэп-баттлам, ну и, разумеется, поэтическо-прозаические серверы типа стихи.ру, избы-читальни, etc., единственно интересные самим авторам. Однако не всё так безнадёжно, свидетельством чему является реакция на поэтические прокламации г-жи Дмитрук ("Никогда мы не будем братьями...", почему-то есть уверенность, что не она автор стиха), г-на Орлова-"Орлуши" ("Реквием по MH-17") и прочая, и прочая.

Русская поэзия, сообразуясь с Духом Времени, меняет свою форму, и если в 80-х-90-х гг. социально-политическую проблематику и социально-политические вопросы поднимал русский рок, то сегодня их основные функцию и роль выполняет русский рэп - равно как и подражания его форме - как бы кто ни относился к этому, если и не культурному, то, безусловно, социальному явлению. Вероятно, есть те, кто возразят, что рок и рэп существуют вне всякой зависимости от национальной принадлежности и границ, что не может быть никакого "русского" или "американского" рока или рэпа, поскольку эти категории универсальны. В известной степени это так, но прилагательное "русский" подразумевает освещение социально-политических проблем не только и не столько частного (собственно, российских), сколько общего (универсального) порядка, в отличие от, скажем, западной музыки,  замкнутой и эгоцентричной(2).

16 октября 2017 года(3) российский рэпер Oххxymiron (Мирон Фёдоров) победил(4) американского рэпера Dizaster'a (Башир Ягами), в США (Лос-Анджелес), где, в конце 70-х, и зародилась рэп и хип-хоп культура. На мой взгляд, безоговорочная победа Oxxxymiron'a (чего стоит только одна фраза "Вот скажи мне, американец, в чём сила"), заключается в более сильной поэзии (исходя из моих более чем скромных познаний в английском языке, это лучшая рифма, игра слов, аллитерация(5)), в ироничных, а подчас, более оскорбительно-язвительных панчах, использовании дополнительно слов и предложений на арабском (Dizaster - ливанец), немецком и русском языках, высмеивании стереотипов о русских, которые использовал Dizaster, пытавшийся "читать" на русском. Примечательно, что в последнем своём раунде, Oxxxymiron говорил о том, что было бы лучше (не знаю насколько, если подобное вообще возможно), чтобы - раз иного пока не предвидится - арабы и евреи оскорбляли, а не убивали друг друга. Сам формат рэп-баттла, факт того, что Россию представлял русский еврей, а США американский ливанец, говорит о том, что возможен, пусть и весьма своеобразный, диалог двух полярных мiровоззренческих - России и коллективного Запада во главе с США - и религиозных - арабы и евреи - систем. Быть может, то, что не удаётся сделать на уровне дипломатии, вполне возможно сделать на уровне музыки и поэзии(6). Ну и факт, который не может нас не радовать: у нас не всё и не всегда хуже, чем у них, теперь - лучше.

(1) Разумеется, примитивная в рекламе или агитках. Ну кто не знает: "Я из Германии прибыть, сироп целебный привозить", песню для рекламы Тимати, которая, на мой взгляд, затмевает все написанные им "шедевры", рекламу TELE 2, в которой мне слышится раёшный стих.

(2)
"Я думаю, что русский рок – это выражение оригинального течения мысли, рожденного в политических условиях, в которых мы живем. Если мы адаптировались к западному звучанию, то это потому, что наш мир похож на ваш (интервью французскому журналу – прим. сост.). Те же мертвые пригороды, промышленные зоны, тот же мир бетона и асфальта. Вот, что определяет грядущие музыкальные вкусы. Вначале группы копировали англичан и скандинавов, и многие отказывались петь по-русски. Это закончилось". В. Цой.
Добавлю, что те, кто отказывает нам в праве на национальное, забывают о русском менталитете и характере, редко создающие оригинальное, но доводящие до такового созданное другими: кто не знает сегодня о русском АК-47? Но кто знает сегодня о немецком Stg.44, который послужил для него прототипом? Что уже говорить о советском/русском ракетостроении, балете, хоккее, кинематографе, о советской/русской мультипликации, переводной литературе.

(3)
ссылка на оригинальное видео
ссылка на видео с русской рифмованной озвучкой
ссылка на видео с синхронным переводом
(4)
Ранее, в начале августа, проиграв, со счётом 0:5, другому российскому рэп-исполнителю Славе КПСС (Гнойный), что вызвало бурную реакцию и интерес не только в социальных сетях, но и в СМИ. На сегодняшний день видео, опубликованное на YouTube 13 августа, набрало 25 млн. просмотров, вызвав волну комментариев (политиков, ведущих федеральных  телеканалов) подражаний (мягко говоря, не вполне относящихся к рэпу, но вполне тенденциозных). Даже если вы равнодушны к русскому рэпу - вы должны это посмотреть.
ссылка на видео https://m.youtube.com/watch?v=v4rvTMBCJD0
ссылка на текста https://m.kp.ru/daily/26719/3745480/
Теперь термин "хайп" можно услышать повсеместно не потому, что он не был известен, но потому, что теперь, после рэп-баттла, это - "тренд". Хотя я против избытка англицизмов, но сегодня - это данность, которая имеет место быть.

(5)
как пример, цитата из текста "Привет со дна...".
"Детектор прав - я себе нередко врал, я, наверное, вертопрах, В деле потерпят крах те, Кто без цели и вектора стелят куплеты поверх октав, Наверняка рады те, кто нам это предрекал, Но я непререкаемо верил, что нет преград и в их реплики не вникал (не-а). Теперь плутать неприкаянно в дебрях материка Выпал жребий нам, где петляет во тьме река. Рэп - это кал, всюду гипербола да синекдоха, Ежели без них, что тебя не хватает - конкретный факт.. Мне зеркало говорит: "Пей до дна, пей до дна, Твоя жизнь ещё дней полна, кругом летний гам, а не Герника, Тебе с ней никак, скорей технократом стал ретроград, Чем ты таким, как ей надо, детский сад и взрослеть пора. Грех пытаться тень догнать, бред, как буклеты Гербалайф, Нет на свете примерных пар, время делать карьерный план..." А я в ответ киваю: Респект за совет, братан, Если так, убей меня, как Дерек негра поребриком...".

(6)
Я не касаюсь литературной оценки текстов, в которых преобладают, по словам того же Oxxxymiron'a, "сексистские, гомофобские и расистские" обертона (не говоря уже о ненормативной лексике и идиомах), не хочу говорить о тенденциях "опрощения" русского языка (достаточно послушать ведущих ток-шоу на федеральных телеканалах), подстраивающихся под массового зрителя, я касаюсь исключительно  формы посыла, содержание которого - темы, сюжеты - уходит корнями в традицию русской классической литературы.