Простое слово - учитель

Надежда Байнова 2
                Простое слово - учитель

      Аллу Андреевну я часто встречала на улице, когда она шла в магазин. Мы здоровались, иногда перекидывались парой слов и расходились в разные стороны. И в этот день я встретила её перед входом в магазин. Я остановилась, чтобы предложить ей свою помощь, но она отказалась:
      - Спасибо, но я сама. Прохожу науку жизни - смотрю под ноги, азбуку учу. Мне бы мои девочки, племянницы, всё принесли, но я сама должна потрудиться. Не переживайте за меня, я справлюсь. Девять лет одна живу, как Сашу похоронила.
      Она остановилась передохнуть, а я почему-то задала ей вопрос, который совсем не собиралась задавать.
      - Алла Андреевна, а как вы познакомились со своим мужем?
Она улыбнулась, скорее всего, не мне, а своим воспоминаниям...
      - Как познакомились? Это была очень интересная встреча. Я была в отпуске, но зачем-то приехала в Районо Майкопа. Сижу в кабинете заведующего, и тут врывается молодой мужчина с мешком хлеба за плечами. Скидывает хлеб на стол и тут же начинает кричать, что у него на детской площадке нет воспитателя. Какая-то Лемешева не выходит на работу. А я-то рядом стою, и ничего не понимаю. Я спокойно провожу отпуск, и никто меня не предупреждал, что я должна работать в летнем лагере. А ведь за хлебом в Майкоп он ходил пешком, а это двенадцать километров. Так мы и познакомились, а потом и подружились. Вы знаете, а ведь он меня, за всю нашу совместную жизнь даже дурой ни разу не назвал. Вот провалиться мне на этом месте, если я вру. А как меня встретили соседи, когда впервые вошла в дом мужа? - глаза Аллы Андреевны стали грустными. 
      Кто-то назвал её «водоплавной». Но она быстренько поставила их на место, сказав, что родилась в станице Черниговской, Краснодарского края, а крестили её в Белореченске. С местным населением надо держать ухо востро, это она сразу усвоила. Мать её была директором школы, и в семье привыкли подчиняться ей беспрекословно. После смерти отца, он погиб в шахте, их семья состояла из четырёх человек: мама, сестра, брат и она. Дети очень любили и уважали свою мать.
      Александр Павлович был из казаков. Надел земли в один гектар тогда не считался большим, но со временем его им урезали до двадцати пяти соток. Но сейчас ей и эти земля не нужна.
      - Все мои дети учились в школе, где директором был ваш муж. Я хорошо знала Александра Павловича, а вас - нет. Вы не работали в его школе? - продолжила я беседу.
      - Нет, не работала. Если бы мы работали вместе, то за любую мою оплошность мне бы пришлось не только перед ним отчитываться, но и перед другими, чтобы не подумали, что он меня прикрывает. У него были бы лишние неприятности. А так, я и сама могла за себя постоять. Александр Павлович начинал ведь с учителя начальных классов. Сразу после окончания Майкопского Педагогического училища пришёл в школу. Потом был Учительский институт и Краснодарский педагогический вуз. А в декабре 1955 года был назначен директором школы. Под его руководством и была построена новая школа №23. Построили её за один год, но это только благодаря его неимоверным усилиям. Куда он только не ездил! В районе его называли Великий жалобщик. Он неделями пропадал на стройке. Его уже нет, а эта школа носит его имя. Много знаменитых людей вышло из стен этой школы. Одним из учеников был  нынешний губернатор Кемеровской области Тулеев. Он каждый год поздравляет коллектив школы с Праздником Великой Победы.
      - А можно как-нибудь встретиться с вами и поговорить о вас и о вашем муже?
      - Можно, конечно, приходите ко мне в любой день. Я свободна двадцать четыре часа в сутки. Когда вы хотите прийти? Я покажу вам его картины.
      - Завтра, в одиннадцать часов.
      На следующий день, ровно в одиннадцать я стояла у её дома, но калитка была закрыта на замок. Я позвала хозяйку, и она, выглянув из двери, махнула мне рукой. Потихоньку, с палочкой, она дошла до калитки и открыла её. Но впускать меня не торопилась...
      - Вы знаете, я плохо себя чувствую, давление долбит. Но я человек слова - картины я вам покажу, а вот разговор вряд ли состоится.
      - Тогда, может, мне прийти в другой раз?
      - Нет. И в другой раз я вряд ли смогу сказать больше того, что я вам уже рассказала. - Она отошла чуть в сторону, приглашая меня войти. При этом погрозила пальчиком собаке, которая тут же скрылась из вида.
      Мы зашли в дом, и она показала мне картины своего мужа. Это было нечто удивительное. Картины были как живые! А в луже воды - хотелось поплескаться, так вода играла в лучах солнца. Картин было немного, всего три и небольшие зарисовки на стенах. Я видела, как сияли её глаза, когда она говорила о них.
      - В школе тоже висели его картины, но потом их убрали. Я не спрашивала, куда они делись. Скажут, что лезу не в своё дело. Она показала мне фотоальбомы с деятельностью его бригады. Я слышала про эту бригаду. Школьная производственная бригада начала свою постоянную работу с 1957 года, и Александр Павлович очень гордился своей бригадой. Она славилась на весь край.  Участки для работы и технику предоставлял им колхоз. Сначала трудовой лагерь располагался на берегу Белой. Там ставились палатки, в которых жили учащиеся. Это была и работа, и отдых одновременно. Здесь же лучшими специалистами и педагогами прививались знания по выращиванию овощей и других сельскохозяйственных культур. Знаменитая  бригада несколько лет удерживала первое место в Адыгейской автономной области и получила два красных знамени обкома ВЛКСМ на вечное хранение. Наверно, эти знамёна и стояли в кабинете мужа, за его спиной, их было видно на следующей фотографии. Но в 90-е годы все колхозы и совхозы развалились, и их бригада перестала существовать.
    Она бережно переворачивала страницы, сокрушаясь, что кто-то из неблагодарных гостей вырвал одну фотографию, пока она не видела.  Когда же наткнулась на фотографии своих учеников, то сразу вспомнила, как спасала девочку, чуть не утонувшую в колодце. Случилось это во дворе школы, во время большой перемены. Учителя сидели в учительской, дети гуляли на школьной площадке. Две школьницы прыгали со скакалкой. Видимо, они поругались, потому что одна из них бросила скакалку в колодец.  А вторая потянулась за ней и упала в колодец вслед за скакалкой. Сруб колодца был низкий - почти у самой земли, а над ним висел журавль с ведром. К счастью, Алла Андреевна находилась рядом. Она никогда не оставляла своих учеников без присмотра. Когда она подбежала и заглянула в колодец, то из воды торчала только голова девочки. Она попробовала опустить журавль, чтобы девчушка могла уцепиться за ведро или за цепь, но у девочки ничего не получалось, руки её скользили, и она снова подала в воду. После третьей неудачной попытки Алла Андреевна велела ей сильнее держаться за ведро, а сама послала ученика за директором. Директор прибежал быстро. Он принёс лестницу, спустился в колодец и сам вытащил девочку. В учительской они раздели её, вытерли и, стянув со стола огромную
шерстяную скатерть, завернули в неё школьницу, и только тогда послали за родителями.
    Она на какое-то время замолчала, задумалась... Видно, всплыли в памяти те давние события, и она прокручивала их в голове... Дальше шли фотографии, где ученики инсценируют события Великой Отечественной войны. Головы у них были забинтованы, как у настоящих бойцов, лица детей серьёзны, и среди них - ветеран войны, весь увешанный орденами и  медалями. Вот где патриотическое воспитание! Фотографий было очень много. Она очень гордилась своим мужем и тем, что Александр Павлович стал первым почётным гражданином станицы Ханской.
    Я спросила, есть ли у неё награды? И всё ли в её жизни исполнилось, что она хотела? И она принесла пакетик с медалями: к 50-летию Победы, к 60-летию, к 65-летию, к 70-летию. Потом она так же аккуратно сложила коробочки с медалями в пакет. 
    Ну, а сейчас ей больше всего хотелось бы, чтобы на Земле был мир, а у детей было счастливое детство.
    А я бы добавила от себя: «Чтобы слово «учитель» звучало гордо».