Длящийся сон

Янис Мариартис
для Е. А.

я буду говорить с тобой очень тихо
имя твое тихое
Катерина
повторяю его и беззвучно
тянусь к тетрадке поставить
новое слово
не знаю сколько должно пройти времени,
чтобы попытаться написать нашу общую историю,
которая не способна разделить нас пополам
рассекая ножом яблоко
или рассекая снежинку, падающую с неба
и что способно заставить разжать губы
прошлое или настоящее?
задаюсь вопросом
и найти ответа не могу
поэтому пишу дальше
а ты слушай эти слова
и прошу тебя,
не принимай близко к сердцу

когда ты смотрела на волны финского залива
облитый холодным солнцем июня
я пытался вслушаться в твое молчание
как было подступиться к тебе,
если ты превратилась в цветок,
выросший на самом краю высокой скалы?
слова — это лишь разные формы воды
поверив, что жизнь может быть только внутри океана
я окружил тебя каплями букв
и не смог сократить расстояние иначе
каждый остался там, где всегда был
сердце молчало
песок постепенно становился ещё холоднее
белые и беспомощные корабли не сдвинулись с места
время тоже превращается в молчание
и проникает в кровь, охлаждая ее
обращая аорту в ледяной туннель
поэзия изъясняется образами,
не всегда находя опору в разумных выводах
оставляя печать тайны и неразрешенности на самом простом
ты задавала тяжелые вопросы, а я
всматривался в узоры абстрактных картин
искал истину для нас двоих,
как будто утешение именно в этом
тем не менее сознание не находит покоя никогда
и задает вопросы
успокаивается на время, молчит, выжидает
а потом открывает рот
и мы слушаем
вероятно, и сам мир не способен обойтись без его слов
в отличии от людей он способен или даже обречен
на вечное ожидание
на вечную тишину
на то, что происходит за пределами человека
и должно происходить

долго и медленно идет человек к понимаю себя
и других людей, потому что не понимает,
что он с ними связан, а они с ним,
как целое
как рыба в океане с другими рыбами
или как птица с другими птицами
надо понять — океан один
надо это понять — небо одно
даже почувствовать

мы тоже шли к друг другу долго
и на многое я смотрел впервые
и ко многому изменил отношение
и на многом увидел глубокий образ
неисчерпаемый и текучий

многому теперь она меня учит
на улице, в комнате, около воды, среди деревьев
ее глаза вопросительно всматриваются
кто ты? зачем ты здесь?
чувствуешь ли ты любовь сердцем?
говори только так, как есть
не утаивай, не лги, не замалчивай
и не убегай от себя
никогда не сможешь убежать
а потом она делает кадр
и всё остальное теряет значение

теперь думаю, что все листы написанных моих стихов
ее вопросы не укроют, а только
разбудят новые 
их пробуждение не самое печальное на свете зрелище для нас

задумываюсь, как мне говорить о нас дальше?
надо ли в словах искать смысл, объясняющий всё?

среди букв и строчек чувствую себя лишним
язык диктует отступиться, его продолжение -
это вечный ход
и понимание всего скорее неизбежно,
чем неуловимо

так или иначе, и сейчас я обращаюсь к воспоминаниям
и смотрю на них словно на длящийся во времени вечный фильм
очень похожий на сон
каждый из которых ты помнишь
и мне рассказываешь
я знаю, видеть для тебя сны это сильнее и реальнее всей жизни
жизнь для тебя там отступает и лишается всякого смысла
порой наши сны переплетаются как ветви деревьев
ещё чуть чуть и мы будем разговаривать в другом мире
на другом языке
иногда я думаю, может быть и смерть будет такой
как сон -
когда ты в странной беззащитности и легкости
наблюдаешь как в тумане образы
они надвигаются на нас
преследуют нас
иногда мы их узнаем
это знакомые лица
но никакой эмоциональной связи нет
они так и остаются просто знакомыми лицами
может быть пространство смерти таким и будет
кто же знает
но об этом я помолчу

рассуждая о природе между мужчиной и женщиной
я вижу выходящие из за угла иероглифы
и такой язык, прочесть которой возможно по разному
как будто он подвержен только изменениям
и нет никаких правил для него
задумайтесь и вы
что держит мужчину и женщину?
из чего состоит эта связь?
или
из чего состоит одиночество?

я над этим задумываюсь, как создать пространство
в котором все части прилажены к друг другу гармонично,
естественно и цельно, и ничто не отторгает от себя?

и как найти свободу в любви или любовь в свободе?

вопросы, вопросы, вопросы, вопросы, вопросы
я всегда обращался к искренности
и считал, что достаточно и этого
что одиночество это самая необходимая деталь в ткани реальности
сохранить ее значит ничего не нарушить
и не причинить вреда
впрочем, внутри одиночества или даже только в своем присутствии
отыскиваешь силу
натыкаешься на надежду
понимаешь, что не так слаб, как казалось
видишь, что многое можешь изменить
в том числе самого себя
и что помочь кому то это так же естественно и правильно,
как и не помогать
и не вмешиваться

когда в темноте сидишь один
то все переживания сами встают перед глазами
начинаешь слышать свой голос
и у него есть свой особенный язык
как и у всякого другого
лучше прислушаться к тому, что он говорит
потому что это и есть ты сам
твое беспокойство и твой покой
может быть это даже
пение крови

сидящий человек в темноте комнаты -
возможно таким нас застает смерть
и окутывает непроницаемым саваном сна

чем больше смотрю на слова, тем всё больше понимаю,
что невозможно закончить и поставить точку

и какие тут, скажи, могут быть точки
скажи, что мы можем знать с тобой наверняка?

вдвоем, сшитые нитками
рассматриваем собственное молчание
заглядываем друг другу в глаза
и прислушиваемся к гулу и треску
настежь распахнутого
в неизвестность
сердца.

15/10/17