Духовенство России как сословие

Оскар Хуторянский
“Служитель культа” - так их звали
И с уважением в большинстве
В народе к ним все обращались…
Сословие всё же не как все.

С образованием Синода
По указанию Петра                (1)
Церковных книг настала мода:
Крещения, свадеб и одра.

С тех пор священник назначался
И выборам конец пришёл.
Вход из пода’тных  запрещался (2)
И выход тоже усложнён.

Вот вам духовное сословие -
Для них нет податей совсем,
Из них нет рекрутов и воинов,
Телесных наказаний нет.

У них есть штат и расписание
И по приходу диак и поп.  (3)
Зарплата шла по чину, званию
И земли выданы во срок.  (4)

В священный сан не принимали
Кто двоежёнец иль должник,
Кого хоть в чём подозревали…
Того, кто в грамоту не вник.

Училища и семинарии,
И академии для них
Для обучения и для звания…
В гимназии позже путь открыт.  (5)

Крестьянство верило несмело,
Писания никто не знал -
Перевели на русский в целом
На год поздней, чем “Капитал”. (6)

Название “опиум” для церкви
Не Маркс придумал первым, нет -
Маркиз де Сад, садист - поверьте
Впервые слогану дал свет.   (7)

Сословий нет, но есть служитель.
Есть те, кто верит и всерьёз.
И коль историю знать хотите -
Знать духовенство надо всё ж.

10-16-17

(1)  Согласно Духовному регламенту 1721 года, патриаршество было упразднено (после смерти патриарха Адриана в 1700 Пётр I запретил выборы нового патриарха), управление РПЦ передано государственному учреждению - Синоду

(2)  В 18 веке определение на должности священнослужителей лиц из податных сословий было запрещено. В то же время был затруднён выход из духовного звания. В связи с этим, а также благодаря тому, что дворяне воздерживались от перехода в духовное звание, духовенство приобрело характер замкнутого сословия.

(3) На приход (100-150 дворов) полагалось по одному священнику, дьячку и пономарю; для двухприходских (200-250 дворов) и трёхприходских (300 дворов) церквей число увеличивалось соответственно в 2-3 раза, а трёхприходские церкви имели право содержать ещё двух диаконов.

(4) В 1798 году указом императора Павла I (отменён в 1801 императором Александром I) прихожанам предписано церковные земли обрабатывать и выплачивать часть доходов на содержание духовенства.

(5)  К середине 19 века в основном завершилось формирование системы учебных заведений, предназначенных для духовенства. К 1850 она состояла из 4 духовных академий (обучались 383 человека), 47 духовных семинарий (16,7 тысяч человек), 182 духовных училищ (24,7 тысяч человек). В дальнейшем их количество увеличилось незначительно. С 1843 для дочерей

(6)  Неграмотное крестьянство толком не знало Писания, которое  перевели на русский язык полностью лишь в 1876 году, годом позже, чем Марксов «Капитал»

(7)  В романе де Сада «Жюльетта» главная героиня использует метафору «опиум» в разговоре с королём Фердинандом