Наука и религия, знания и вера не совместимы?

Славен Любомиров 5
=== Начать нужно с того, что наука науке рознь... И с религией без противоречий сочетаема далеко не всякая наука, и не всякие знания сочетаемы с истиной Бога. Конечно, многие великие и величайшие ученые в Бога веровали, а особенно в те времена, когда атеисты представляли собой редкое исключение (не так как сегодня). Но многие из них и не пытались совместить свою веру в Бога и ту атеистическую науку техногенного общества, которую они развивали. Ученые просто разделяли свою веру и свои научные знания во времени и пространстве: например, дома и в церкви во время молитвы - вера для себя, а на рабочем месте - иного рода наука для общества. То и другое - совершенно разное. Почитайте строки Ломоносова на тему Математика и Богослова, которым и не должно понимать друг друга, и Вы убедитесь, что это действительно так.Возьмем того же Эйнштейна, которого Вы приводите как пример в качестве большого авторитета науки. Но что доказывает его высказывание о Боге, если релятивисткая космология Эйнштейна есть модель науки атеистической? Пути Господни неисповедимы, пути человеческой цивилизации неисповедимы поэтому тоже, и вот ученый, который в научной статье отстаивает Теорию Большого взрыва, в воскресенье приходит в церковь и вполне искренне молится Богу. Это не означает совместимость его науки и религии, это лишь значит, что в разное время и в разном месте верующий в Бога ученый обращается к совершенно различным моделям миропонимания. И не испытывает от этого явного дискомфорта хотя бы уже потому, что служением обществу такой ученый служит и Богу. А Господу угодно, чтобы наша техноцивилизация обретения человечеством горького опыта ради прошла через глубокое болото атеизма и материализма - да, и со всеми страшными последствиями этого, ибо иначе нельзя: полнота опыта есть соединениие теории с практикой. Между тем, есть наука, которая вере в Бога, веру Богу не противоречит. И такого рода наука с верой и философией неразрывна, потому это наука и о мире материальном и о мире духовном.=== (Из рецензии Д. к моей статье «Образованность и религиозность не совместимы?)

Ответ.
 Спасибо за добрые слова, но не со всеми высказываниями я могу согласиться.
Во-первых, я нигде не утверждал, что =всякие знания и всякая «наука»= совместимы с религией и Истиной. НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.(Ксфт). Речь не идёт о философии, у неё особое место. И, конечно, за рамками рассмотрения в данной статье лженауки, типа «научного атеизма», парапсихологии, эзотерики и пр.

Во-вторых, наука, как может и умеет, своими методами, познаёт различные аспекты мироздания.
Богословие в рамках религии тоже исследует и познаёт мир. Но наука познаёт мир грубо-материальный, а религия – духовный (тонко-материальный) и мир Божественных энергий -действий. Есть исследования науки и религии в некоторых областях взаимодействия этих миров.

Техногенное познание мира и его освоение, безусловно, отличается от религиозного познания и освоения. Технический прогресс без эволюции человека в Богочеловека – бесплоден и бессмыслен.  Тем ни менее, для научного познания окружающего мира тоже должно быть место.
Орган познания в науке – сознание, разум как предмет деятельности мозга. Орган познания веры – сверхсознание, ум сердца. Но эти органы совместимы и необходимы друг для друга, ибо принадлежат одному организму. Так  религия и наука совместимы и необходимы друг для друга, ибо принадлежат Человечеству.

2. Какие у Вас основания утверждать, что ==релятивисткая космология Эйнштейна (или Теория Большого взрыва) есть модель науки атеистической===?

Вы утверждаете, что учёный, (следовательно, наука) служит обществу, и тем самым служит БОГУ, тогда какие у Вас претензии к науке? И почему она должна быть несовместима с религией, если, по Вашему, служит БОГУ, через служение обществу?
Пример: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ, доктор наук. У него всё совмещалось, и наука, и религия. Он даже операции проводил в священническом облачении, и это - во времена сталинизма.

Кстати, библеистика, История Церкви,  История религии и др. используют результаты светских наук – истории, археологии, лингвистики, филологии и др.  И хотя в этих науках может быть и нечто, далёкое от религии, их нельзя назвать не совместимыми с верой. С другой стороны наука черпает знания исторических событий  из Священного Писания, а аскетические опыты Святых отцов и монашествующих – дают бесценный опыт и знания для психологии (психеа – душа) и медицины. Церковная живопись, архитектура, литература –  неоценимый вклад в культуру всех народов. Этот перечень можно продолжать и дальше. Наука и религия взаимосвязаны и дополняют друг друга.

3.Совершенно не могу согласиться с тем, что верующий учёный должен вести двуличную жизнь, здесь – верующий, а там – учёный, «здесь – играть, а там – селёдку заворачивали».

Вера, общение и единение со ХРИСТОМ производит качественное преображение человека, на которое никак и ничто не может повлиять, тем более какой-либо научный подход, научная гипотеза или модель. Вера и БОГ – не предметы науки и ей не подвластны, более того, для неё – недосягаемы. И никакая наука не может отлучить верующего человека от БОГА и ЕГО Любви.

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 8,35-39)

4. Полагаю, что когда вопрос касается Промысла БОЖЬЕГО, не нам судить, что Господу угодно, а что –нет. Надеюсь, что для ==полноты опыта соединения теории с практикой==, Вы не предложите всему человечеству  дружными шеренгами двинуться в ад или в эзотерику?
А окунуться в мрачные бездны атеизма для верующего человека, это всё равно, что для «полноты опыта» глотнуть смертельного яда или сойти с ума.

Вот что отвечает Вам на это знаменитый хирург Николай Пирогов: «…существование Верховного Разума, а следовательно и Верховной Творческой Воли, я считаю необходимым и неминуемым роковым требованием моего собственного разума. Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума».
Поэтому "полнота опыта" - весьма сомнительный аргумент и вряд ли им руководствуется Господь БОГ.)

5. Каждая наука о мире материальном, невольно соприкасается  и с миром духовным (но она об этом не догадывается)), ибо эти миры переплетены и взаимосвязаны. Причём мир духовный – причина движения и изменения, трансформации мира материального.
«В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы». Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Дух, душа и тело.

Религия и наука необходимы человечеству для познания мира и многого другого, но для спасения и восхождения в Вечную Жизнь необходима истинная вера и дела любви.

*И бесы веруют, и знают, и трепещут, но в Царстве БОЖИЕМ не будут никогда,
за ум и знания Рай БОГОМ не обещан, нужна нам вера, но без дел она мертва.*

6. Что касается фразы из высказывания М. Ломоносова: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии», то это вовсе не значит, ==Математику и Богослову не должно понимать друг друга==, как Вы утверждаете.
А если это одно лицо – верующий математик, или богослов с техническим образованием? То что? Раздвоение личности и шизофрения?))
Если прочитать высказывание целиком,  не вырывая из контекста фразу, то становится ясно, что Ломоносов  никогда не противопоставлял науку  вере.  Ибо он пишет перед вышеприведенной фразой: «Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители».

Итак, по слову М. Ломоносова: Природа и вера  - две родные сестры. Природу и БОЖИЕ действия в ней изъясняют учёные, а веру  и Священное Писание – пророки, апостолы и церковные учителя. Поэтому  наука и религия два способа познания мира, не противоречащих друг другу, или предметы познания - "родные сёстры".

Ломоносов прекрасно сочетал веру с наукой, более того, вся научная деятельность  у него освящается верой:
«В безмерном углубля пространстве разум свой, Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной,
Везде Божественну мы мудрость почитаем. В благоговении весь дух свой погружаем.
Чудимся быстрине, чудимся тишине, Что Бог устроил нам в безмерной глубине...»

Вот что пишет Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)в книге "Беседы с русским народом" и священник Вячеслав Романов в статье «Ломоносов - защитник науки и веры»:
«Только малообразованные люди думают, что наука «противоречит вере в Бога», а вера в Бога «отрицает науку». На самом деле наука и религия,– две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут. Так думал и Ломоносов...
Ломоносов был убежден, что чем далее наука идет вперед, тем она все больше открывает Божие величие в творении... Так же думают лучшие ученые наших дней».