По конкурсу пейзажа -12 месяцев. Общие требования

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2017/09/01/2046 - Конкурсная страница 1 тура
http://www.stihi.ru/2017/10/13/9236 - Итоги конкурса  Сентябрь            


"Сентябрь" - это первый тур новой "долгоиграющей" конкурсной Серии пейзажной лирики "Двенадцать месяцев". В этой статье я не буду разбирать лучшие стихи участников (это будет сделано в следующей), но дам некоторые пояснения ко всей Серии: что я от нее хочу и на что надеюсь.

На первый взгляд,  тема конкурсного задания - простейшая: у всех нас, независимо от опыта и уровня мастерства, всегда найдется множество стихов о сезонах года - красивых описаний погоды и природы и наших настроений, с ними связанных. Тем не менее, наша конкурсная площадка называется ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ, где мы не просто собираем все, что накопилось, предлагаем это на конкурс и надеемся на ЕЩЕ ОДНУ победу, а порой и просто на АВОСЬ ПОВЕЗЁТ, а учимся ремеслу.

Поэт, он хоть и творческая личность, но все равно должен владеть азами ремесла - уметь писать не только то, что ему интересно, что в голову взбрело или что случайно на рифму упало, а еще и рождать стихи точно по заданию: НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ, В ЗАДАННОМ ЖАНРЕ и  В ПОДХОДЯЩЕЙ ДЛЯ ДАННОГО ЖАНРА СТИЛИСТИКЕ РЕЧИ. Писать по заданию не всегда хочется, но учиться этому нужно. Не говоря уже о том, что подавая старые стихи на учебный конкурс, их очень полезно предварительно избавить от явных ошибок техники. Потому что отговорка "это старые стихи, я вижу, что не доработал, просто жаль было менять что-то" для представления работ на суд жюри мне кажется странной: оставь "любимое творение" себе  на память, а его исправленную доработку (переделку) или даже только несколько строф из "любимого"  опубликуй еще раз под другим названием. И только вот это -  ДОРАБОТАННОЕ ДЛЯ КОНКРЕТНОГО КОНКУРСА  произведение есть смысл подавать на суд жюри. Даже, если где-то на другом конкурсе ваши стихи уже имели успех, ещё не факт, что они пригодятся на данном. Да и есть ли польза для умного автора в приумножении числа виртуальных побед за счет одного и того же стихотворения? Не так ли? )))

На пейзажной лирике можно очень многому научиться.

В первую очередь, различать и чувствовать тему стихов и жанр исполнения. Пейзаж - это прежде всего точность взгляда и умение видеть известное своими собственными глазами - находить свои образы (тропы) для описания картинки природы. Научиться делать картинку зримой ( ту, что можно мысленно увидеть!) и характерной для того месяца, который указан в конкурсном задании. Думаете это просто? Совсем нет. Слишком много уже написано о временах года, многие образы, эпитеты и сравнения почти прилепились к известным природным явлениям, а стихи - это не информация об известном и даже не детальная рифмовка того, что видит глаз, а ПОЭТИЧЕСКИЙ АВТОРСКИЙ  ВЗГЛЯД.  Он не всегда у нас получается, но тренироваться можно и нужно.

Пейзажная лирика полна поэзии речи - это главная особенность этого жанра. Значит нужно потренироваться в использовании в стихах тропов - эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений - всё это мы с вами прорабатывали в прошлом году в Серии "Тропы", а теперь самое время использовать теорию на практике!

Пейзажная лирика не должна быть объемной - достаточно двух-трех выразительных строф. Писать кратко - это еще одно полезное умение, которое мы будем тренировать в данной серии.

Мало кто из вас обратил внимание на дополнительную номинацию "За самую интересную организацию строфы",  которую я, как Председатель Жюри данной конкурсной Серии, буду присваивать одному из участвовавших в туре произведений. Или не присваивать, если формат всех произведений - только классические катрены. Кстати, ничего страшного в простых катренах  нет, просто мы заодно с отработкой приемов пейзажной поэзии в этой Серии вспоминаем позапрошлогодний материал об организации строфы (см. сборник "Все о строфе"). В стихах данной серии совершенно не обязательно насиловать себя изобретением сверхсложных и многострочных строф (пейзаж - это прежде всего содержание, эмоция, а не игра форм написания), гораздо важнее потренировать себя в ТОЧНОМ ПОВТОРЕНИИ МОДЕЛИ выбранной строфы по всем строфам стихотворения: то есть, избежать случайной смены порядка рифменных окончаний, порядка выбранного следования рифм и т.п.! Показать членам жюри, что с базовой техникой у вас все в порядке! )))

Мне почему-то кажется, что Серия "Двенадцать месяцев" будет нам - и судьям и участникам - интересна и полезна. Хотелось бы, чтобы и члены жюри, которым придется судить отдельные туры данной Серии, прочли эту статью и всегда были внимательны при отборе стихов в шорт- лист, потому что, судя по итогам 1 тура "Сентябрь"  ими опять номинировались стихи по единственному принципу "нравится".  А мне хотелось бы, чтобы  сначала отбиралось то, что СООТВЕТСТВУЕТ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧЕ КОНКУРСА, а потом уже, из того, что соответствует, выбирать то, что "нравится". Пусть оценки будут выданы не 12-и  участникам, а только 8-и,  пусть иногда не будет высших оценок, но зато всё то, что стихам присвоено, должно быть ими  заслужено. Вы со мною согласны?

В конкурсе "Сентябрь" всё еще единично номинировались стихи с незначительными ошибками  базовой техники (по нашим Правилам они не подлежат номинации, даже если и "нравятся") и ещё более часто - стихи, написанные не в жанре пейзажа и не только по единственной теме, но включающие в себя много других тем, помимо поэтического образа  заданного конкурсом месяца. Согласитесь, что участникам от Жюри нужна не щедрость и снисходительность, а профессионализм и объективность: мы же здесь ВСЕ учимся, а не просто коллекционируем дипломы! )))

Ну, вот, кажется, и всё, что я хотела вам рассказать в качестве Предисловия к статьям по конкурсным произведениям Серии "Двенадцать месяцев". Осталось насладиться самыми лучшими стихами каждого тура.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2017/10/15/4090