Конкурс 15. Лепестки сакуры. Лёгкость в хайку

Клуб Золотое Сечение
                Здравствуйте, друзья!

  Объявляется новый конкурс. В предыдущем конкурсе мы старались затронуть чувства, вызывая определённые ассоциации. Не у всех это получилось. Трудно сказать в чём причина, т.к. это зависит и от подготовленности читателя. Например, если читатель никогда не видел, как дятел стучит своим клювом, сидя на старом прогнившем телеграфном столбе, выковыривая жучков. Или никогда не видел в черте малых городов России цветущих бальзаминов. Но надо отметить, что и классическая поэзия не может восприниматься одинаково всеми. Если бы это было так, то мир был бы одинаков и, наверное, мало интересен. И всё-таки... За минимализмом слов должна раскрываться видимая картинка, вызывающая чувства.  Она должна быть простой и прозрачной. А значит, никакой надуманности, искусственности, нагромождения образов, домыслов автора, оценочных характеристик не должно быть. А что должно быть? Лёгкость восприятия! Этому мы посвятим сегодняшний конкурс.

Из теории хайку:
  "Магокоро – умение передать истинные чувства, душу образов, передать макото (искренность, правдивость).
Достигается (в том числе) за счет использования принципа КАРУМИ и моно-но аварэ.
“КАРУМИ - это простота, ЛЁГКОСТЬ, естественность и убедительность, возникающие на всех этапах стихотворчества, начиная от момента соприкосновения поэта с миром и кончая формой самого стихотворения. ЛЁГКОСТЬ и естественность, возникающие при полном слиянии поэта с природой, выявляются в ЛЁГКОСТИ и естественности словесной оболочки стиха, отсутствии в нем вязкости, громоздкости, ложной многозначительности.
В одном из писем Керай писал, что каруми - это «подобно тому как смотреть на мелкую речушку с песчаным дном».

  В последние годы жизни Басё провозгласил новый ведущий принцип поэтики — КАРУМИ (ЛЁГКОСТЬ). Он сказал своим ученикам: «Отныне я стремлюсь к стихам, которые были бы мелки, как река Сунагава (Песчаная река)». Слова поэта не следует понимать буквально. Поздние стихи Басё отнюдь не мелки, они говорят о простых человеческих делах и чувствах. В бытовых картинках сквозит добрый юмор, а не насмешка, теплое сочувствие к людям.” (Хайкупедия)

Для Масаока Сики "истинная объективность" состоит в скрупулезном, "детальном" (сэйсайтэки) изображении мира природы и человека. Только истинное, объективное изображение может вызвать истинные чувства; путь от "увиденной вещи" к чувству достаточно сложен. Одно лишь называние "увиденной вещи", произведенное в определенном контексте, "истинное" (макото-но) ее изображение, ее связи вызывают у искушенного читателя точно запрограммированные чувства. Притом чувства, испытываемые самим поэтом по поводу изображаемого, остаются "за кадром", но тем не менее абсолютно понятны читателю, "прозрачны" для него (Масаока Сики употребляет глагол суку - "быть прозрачным", "просвечивать") Чувства поэта, вызванные "объективной красотой", могут быть отражены в тексте хайку, но займут там скромное место. (“Семь трактатов Сики)"

*
Как быстро летит луна!
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя…
*
Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле. 

(Мацуо Басё в переводе Веры Марковой.)

Просьба, не принимать за образец написания хайку вышеприведённый перевод.


   Итак, задание для конкурса «ЛЁГКОСТЬ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)

2. В хайку будет оцениваться ТО, НАСКОЛЬКО  ЛЁГКО И ЕСТЕСТВЕННО УДАЛОСЬ ПЕРЕДАТЬ ТО, ЧТО СТОИТ ЗА ОПИСЫВАЕМОЙ КАРТИНКОЙ.  А также будет приниматься во внимание фонетическое звучание, благодаря наличию АЛЛИТЕРАЦИИ И АССОНАНСАМ. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуются. Особое внимание будет обращаться на лиричность И ТЕПЛОТУ передаваемых чувств. Вместе с поставленной задачей не забывайте, что каждое слово в хайку должно быть на своём месте и незаменимо.

 Для настроения рекомендуемая тема "ЖУХЛЫЕ ЛИСТЬЯ". Но не обязательно.

 Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Клуб Золотое сечение" или "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Отсутствие инверсий, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ. (На этот конкурс предоставляется больше времени)
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 25 ОКТЯБРЯ, СРЕДА,  или до 30 работ! После будет объявлено голосование!

Принято - 15 хайку.

Ведущая конкурса Татьяна Игнатова.