Немного о Вере Камше. Исключение из правил

Блямс
Я долго ждал, чтобы написать эту рецензию. Ждал окончания эпопеи Веры Камши «Отблески Этерны». Но в конце концов понял, что не дождусь. Жизнь слишком коротка.
Уже сейчас (т. е. на 2009 год, когда вышел в свет второй том «Шар судеб» пятой книги эпопеи «Сердце зверя»), цикл составляет пять романов («Красное на красном», «От войны до войны», «Лик Победы», четвертый, «Зимний излом» – в двух книгах, пятый, «Сердце зверя» – в трех – третья готовилась к печати), да еще шесть повестей, три из которых не были окончены. И конца лично я не предполагаю и не вижу: даль свободного романа весьма туманна.
Честно говоря, терпеть не могу фэнтези. При этом являюсь ярым поклонником Толкиена. Но – практически – и только. Этот человек открыл дорогу новому жанру и дал его недосягаемый образец. Создал мир, его оригинальную мифологию и философию, запоминающиеся характеры, поразительную интригу, а главными героями взял самых беспомощных обитателей этого мира, которые действительно становятся героями.
Недаром лучшие образцы русской фэнтези были написаны либо в противоборстве с «Властелином колец» (К. Еськов), либо в унисоне с таковым (Н. Перумов). Имея достаточные способности для развития уже придуманного сюжета да еще в запасе весь чужой антураж – почему бы и нет? Но, конечно, все равно это не Толкиен – дома пониже, грязь пожиже. Все же остальное в фэнтези – имя ему, остальному – легион – просто графомания. В основном фэнтези у нас все-таки читабельный в принципе жанр, но нередки и исключения (достаточно вспомнить Карелина или практически всех авторов «Владигора»). Ибо задача-то неподъемная, если по большому счету. Я не только наших авторов имею в виду, западных – тоже. Если даже вспомнить самого К. Льюиса, якобы тоже отца-основателя жанра, его «Хроники Нарнии», вообще говоря – не более чем детская книжка, при этом ввиду назойливого морализаторства весьма нудная. Коли на то пошло, я, не будучи большим знатоком этого жанра, могу отнести к удачам одного лишь Сапковского – оба переведенных у нас цикла.
Но вот попалась мне в руки Камша. Уж не знаю, нарочно ли дочь моего приятеля, известного фэна Сергея Карпова, Ирина оставляла первую книгу цикла на виду при каждом моем визите к нему (а они сейчас достаточно часты ввиду моих житейских обстоятельств), либо же это было случайностью. Тем не менее я однажды попросил книжку почитать.
И, как сейчас любят выражаться, подсел.
А теперь открою секрет скромного обаяния эпопеи.
Во-первых, это просто хорошая литература.
Во-вторых, это хорошая литература.
В-третьих – см. выше.
Характеры любых персонажей, даже вовсе не центральных, развиваются. Причем, что особенно важно, развиваются непредсказуемо. Взять, к примеру, герцога Рокэ Алву – Ворона. Из безжалостного и беспринципного убийцы, каковым его считают многие персонажи (и вместе с ними – поначалу – читатель), он вырастает в рыцаря без страха и упрека, гениального полководца и вместе с тем неожиданно… ну, нет, не доброго, но справедливого человека (что, к сожалению, тоже профессия в нынешние времена). Марсель Валме, его офицер по особым поручениям и спаситель, был светским жуиром и бездельником, а вырос в прекрасного военного и незаурядного дипломата (оставаясь при этом жуиром и по возможности бездельником).
«– Рокэ, я болен. Я не наслаждаюсь отличной кухней и чистыми простынями, меня тянет в дорогу, в грязь, под дождь, на войну. Что скажет батюшка?
– Что ты слегка возмужал и тебя одолевает жажда деятельности. – Алва был здоров, спокоен и почти будничен. – Научишься радоваться хорошему соусу, хорошей проделке и хорошей переделке по отдельности – и возмужаешь окончательно».
Или взять Дикона – Ричарда, как показалось поначалу читателю – главного героя. Зашоренный донельзя юнец, сперва располагающий к себе (как же, угнетенный не по своей вине дворянчик, сын мятежника, искренний и прямой) начинает с попытки отравления своего благодетеля, а кончает (кончает ли?) убийством любимой женщины, при этом королевы… Но это не из серии «плохой дядя. Хороший дядя. Дурак» (см. Стругацких, а где – не скажу, сами ищите), характер объемный – и как же становится жалко предателя и убийцу…
Кстати, женские характеры не менее выпуклы. Но при этом взгляд Веры Камши на мужские характеры чрезвычайно интересен. Господа читатели, можете меня постирать, накрахмалить и выгладить (откуда цитата?), однако, убейте меня, я считаю – хотя бы по этим параметрам – эпопею «Отблески Этерны» событием в мире литературы. Была одна писательница, на уровень которой я могу поставить Камшу. Одна-единственная. Отнюдь не Т. Толстая, нет. И не М. Семенова. Маргарет Митчелл.
Плюс к тому – занимательнейший сюжет, отнюдь не исчерпавший за этот десяток томов ни себя, не читательского интереса. И, наконец, самое важное, на мой взгляд. Как бы это сформулировать-то…
В актерском деле это называется «крючочек-петелька». В литературе же это выглядит следующим образом: неожиданные намеки, некие незавершенные действия или линии, которые уже почти забыты читателем, вдруг в следующей книге (или даже через том-другой) получают совершенно нежданное развитие и иногда меняют все течение сюжета. Это, знаете ли, в столь многотомной эпопее – высший пилотаж. И именно это меня убедило, что Вера Камша – не брэнд, каковым, без сомнения, является, например, Бушков, а действительно автор эпопеи.
Не я первый оценил «Отблески Этерны». По словам той же Ирины (а она знает, что говорит), существуют конвенты поклонников эпопеи и даже ролевые игры по ее мотивам. Ну, дай бог, все лучше молодежи, чем таскаться по подвалам и употреблять курительные смеси…
Я же лично – что случается не часто – настоятельно рекомендую «Отблески Этерны» к чтению. Только одно условие: читать последовательно, от книги к книге. Иначе потеряете нить повествования.
И – надеюсь все-таки дожить до завершения эпопеи.
Да, и еще одно: фэнтези-то фэнтези, но самих элементов волшебства и мистики здесь немного. Ровно столько, сколько необходимо для принадлежности к жанру. И это прекрасно. Ибо чувство меры – одно из самых необходимых для писателя. У Камши это чувство развито безупречно.

Юрий Астров.