Милые экспозиции навсегда ушедшей жизни...

Сан-Торас
На фото Святик и Кристи. Москва, период музейных гуляний.

Рецензия на «У этой статуи есть характер» (Сан-Торас)

___________Прочитала Ваш диалог со Светланой Кременецкой. Как всегда, в Ваших, Санто, историях нашла много интересного для себя... Смерть и похороны Вольтера - об этом никогда раньше не читала.
Зато, рассказывая о гудоновской статуе на уроках МХК, обязательно останавливаюсь на переписке Екатерины II с Вольтером. И на непростой судьбе этой скульптуры в России.
В Эрмитаже экскурсоводы с гордостью подчеркивают, что в музее хранится оригинал — первый экземпляр „мраморного Вольтера", созданного Гудоном по заказу Екатерины П. Второй „мраморный Вольтер" был исполнен автором для Театра французской комедии и находится в его здании.
Мраморную статую чуть совсем не уничтожили. Ненавидевший все, что было связано с его матерью, Павел I распорядился „истребить эту обезьяну", имея в виду „Вольтера". И только счастливая случайность помешала осуществить это намерение. Статую, дабы она не попалась на глаза императору, сначала прятали в подвалах Таврического дворца, а оттуда, уже после смерти Павла I, перевезли сначала в Царское Село, потом в публичную библиотеку и, наконец, снова в Эрмитаж, где она и обрела подобающее ей место.
Надо сказать, что и Екатерина в конце своей жизни изменила отношение к Вольтеру: напуганная французской революцией, она даже остановила переводы его произведений и издание его книг в России.

Светлана, если Вы читаете этот пост,информация для Вас: стихи Заболоцкого
"Любите живопись, поэты" посвящены "Портрету Струйской" Ф.Рокотова, а не Стрепетовой... Вы, вероятно, просто оговорились.
Об Александре Петровне Струйской и ее муже, поэте-графомане и издателе, построившем в своем поместье типографию специально, чтобы печатать на прекрасной бумаге и упаковывать в великолепные переплеты свои стихи, есть интересная миниатюра у В.Пикуля - "Шедевры села Рузаевки".

О Джоконде тоже хотелось бы написать, но... Не располагаю временем сейчас.
Когда на уроках говорим о Леонардо, даю задание: поискать и подготовить интересный материал по теме "Загадки Джоконды". Чего только ребятишки не накопали!И о том, что это автопортрет Леонардо, и о том, что у нее нервный тик и отсутствуют передние зубы - этим, по мнению англ. врачихи-стоматолога обусловлена "загадочность" улыбки...И еще много "догадок", "приколов", версий...
Но Ваша гипотеза, Санто, о том, что это шаблон, очень интересна. Возьму на вооружение. И историю с похоронами Вольтера ребятам расскажу - видите, какие у меня корыстные мотивы. Просто училка-хищница, так что-нибудь и норовлю ухватить, что плохо лежит (в свободном доступе на стихире).
Лина Чирко   04.10.2017 22:35   
• 

______Всякий мыслящий, Линочка, найдет даже в частных диалогах много интересного для себя и мы с Вами не исключение:)
А эта жуткая сцена посмертной участи Вольтера - безумная скачка мертвого тела в карете, - последняя попытка защитить право человека на погребение, выглядит ярчайшей и жуткой иллюстрацией преследования Гения НЕБЛАГОДАРНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ даже после смерти.
Бедного Паганини, и сын и близкие не могли похоронить много лет,
таская в карете гроб с его окаменевшим телом, которому не было места на земле, восхищенной волшебной музыкой и виртуозной игрой маэстро.
А великого мыслителя Вольтера изгнали с родины - 20 лет ссылки, а после и мертвому мстили!
В отношении же моих заключений о Джоконде, первый раз в жизни,
прошу ссылаться на автора.
Ибо нигде и никогда не встречал подобной трактовки этой картины Леонардо.
Считаю, что для искусствоведения, которое сотни лет занимается темой Джоконды
- мои размышления об этой работе - своего рода находка и я горжусь своим авторством, как интеллектуальным подарком, независимо оттого, каким
образом это будет оценено в дальнейшем.
Что касается моего собеседника, я уж не хотел указывать на безалаберность
многих замечаний, несмотря на то, что они выглядят абсурдно.
Ибо Рокотов, вообще никак, не мог написать портрет Стрепетовой,
просто потому что он умер за долго до ее рождения.
У нас в Третьяковской галерее есть два портрета Пелагеи Стрепетовой,
один - кисти Репина, второй - кисти Ярошенко - реалистическая живопись девятнадцатого века.
Рокотов же принадлежит к числу выдающихся художников
восемнадцатого столетия, поскольку первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства.
Но Рокотов умер в начале 19-того века, а Стрепетова родилась через 42 года
после его смерти.
Кроме того, стихотворение Николая Заболоцкого, которые С.К. привела в качестве любимого посвящения, любимому портрету - вовсе не о Стрепетовой!
Как правильно Вы и отметили - эти стихи посвящены "Портрету Струйской".
Я хотел скромно промолчать, поскольку С.К. неустанно призывала к скромности,
но был добит ее сентенцией о жене Леонардо да Винчи, который никогда не был женат! В конце концов  я сдался, упомянув об этих залихватских несуразностях в длинном рулоне наших душевных бесед:))
И хотя ее "экскурсии"  сводят с ума - все равно она милая:))
А Вы, Линочка, вовсе не хищница, и мое исследование портрета Джоконды
не плохо лежит (в свободном доступе на стихире) оно документально
защищенно авторскими правами сайта.
Мне очень интересно как воспримут Ваши подопечные мою версию значения этой
картины для художника. Могу добавить к этому еще одну рецу
Называется "Смайлик Джоконды!!!"
Скульптура Ангела на Реймсском соборе Норт-Дам здесь: http://www.stihi.ru/2017/10/04/9253
Кстати, Линочка, услышав мои выводы о Джоконде,  Святик неожиданно воскликнул:
- Ты гений, папочка! Теперь Джоконда мне по настоящему нравится!!!
Раньше я не мог понять, что в ней сверх особенного? Почему она считается самым ценным портретом?! А теперь - совсем другое чувство!!!
Но Вы, Линочка, не особо доверяйте ему, хотя мои дети выросли в музеях,
но все же у них, весьма, нестандартные суждения.
( у нас смолоду была привычка гулять в музеях, поскольку это
единственное место, где они не потеряются - не опасно отпустить.
В музее мы давали им задание выбрать себе любое произведение,
которое понравится, забрать домой и повесить в своей комнате - (ОБРАЗНО конечно).
А мы с Ладой и друзьями шли пить кофе и курить в музейный дворик, потому что
дети не давали нам роздыху!
Но игра, носиться по музею и выбирать "Шедевр на вынос" - им нравилась.
А мы, родители, потом шли по залам угадывать: кто, что выбрал.
Им было интересно угадаем ли мы, и нам было интересно убедиться,
насколько хорошо мы понимаем своих чад, их вкусы и привкусы.
Кристинка и дочь друзей Роксанка из целого музея ухитрились выбрать одну
 и ту же картину! - Эстебан Мурильо «Мальчик с собакой».
"Вцепились в Мурильо" до ссоры!
Кристя утверждала, что этот мальчик похож на ее папу!
То есть на меняяя?!!! Но Роксанка не уступала, он ей тоже приглянулся.
А Святик увидел автопортрет Ван-Гога:
- Боже, кто это такой - в шапке?!
- Кристи ему прочитала: - это Ван-Гог! И рассказала историю про отрезанное ухо.
Святик посмотрел на "Красные виноградники в Арле"
- А, что эти люди делают?!
- Они собирают виноград!
- Это виноград?!!!
- Да!
- Бедный Ван-Гог, если б я так рисовал виноград я бы тоже отрезал себе ухо!
- Ты ничего не понимаешь он был импрессионистом!
- Ну, и что?! Все рисуют кисточкой, а он какой-то вилкой корябает, гляди!
- Да, ты на его "Подсолнухи" посмотри! - Это же не цветы - это люди, растрепанные жизнью!
Мы буквально падали от непосредственности этих детских реплик,
от взрослых, такой свежести восприятия не дождешься!
Артемка, сын наших друзей обожал корабли, все ожидали,
что он выберет морскую баталию.
И вот, идем своим табунком мимо какого-нибудь Рубенса, (шедевр 
с пышно обнаженной грудью и  ляжками),
а Лада подмигнув Артему, оборачивается к его родителям:
- А ваш-то, небось, голую бабу выбрал! - растет мальчик!
Артемка с важным видом:
- А чё - нормальная обнаженка!
- Темочка?!!! - мамаша в панике - не может быть?!!
- В итоге все заканчивалось миром, смехом и пирожными в кафе.
Детям нравились такие игры, подруга моей жены, скрипачка, тоже
решила привлечь к нашим музейным гуляньям своего пятилетнего сына.
Она пригласила нас к себе домой и велела ждать.
- Будет сюрприз!
Когда раздалась команда ВХОДИТЕ! - мы открыли дверь в темноту.
И вдруг зазвучала скрипка - Аве Мария, луч прожектора
выхватил из темноты лицо "Мадонны с младенцем", Рафаэля Санти.
(Она поставила в углу большую репродукцию, сама играла в темноте,
луч света от фильмоскопа).
Все замерли в восхищении, а ее сын воскликнул:
- Это же ты, мамочка! Это же я и ты!
Мы их взяли в свою компанию, дети любят музеи, особенно краеведческие!
Я обожал с ними туда ходить - тихо, почти безлюдно: там костерок трепещет,
тут глиняные горшки на лавке - милые экспозиции навсегда ушедшей жизни...

Сан-Торас   05.10.2017 02:01