Измученный жизнью суровой

Александр Азовский
(1824-1861)

3 октября – день рождения Ивана Никитина.
Многие любители поэзии воспринимают его только как талантливого мастера пейзажной лирики. Но он был, прежде всего, духовным лириком, настоящим христианским поэтом. Этому, безусловно, способствовало обучение сначала в духовном училище, а затем в духовной семинарии.
Его горькая жизнь тоже содействовала формированию его христианского характера и жемчужин духовной поэзии. Умерла мать, семья разорилась, отец стал хроническим алкоголиком. Чувство жалости в виду окружающей нищеты и горя стимулировали его творческое вдохновение. Слово Божье и молитва – фундаментальные темы его лирики. В стихотворении “Новый Завет” каждая строка на вес золота:

Измученный жизнью суровой,
Не раз я себе находил
В глаголах предвечного Слова
Источник покоя и сил.

Здесь все в чудно-сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им...

Как сладко читать эти строки
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!

В другом шедевре религиозной лирики – в стихотворении “Сладость молитвы” он как всегда христоцентричен:

И вспомню я крест на Голгофе позорный,
Облитого Кровью Страдальца на нем,
При шуме и криках насмешки народной
Поникшего тихо покорным челом...

Его “Моление о чаше”,  написанное в тридцатилетнем  возрасте, свидетельствует о творческой и духовной зрелости автора.
В последние годы своей жизни он открыл книжный магазин и, будучи книготорговцем, содействовал просвещению людей. Его крепкий от природы организм,  однако, не выдержал таких перегрузок. Беспощадная простуда, обострившая туберкулезный процесс, завершила убийство Никитина. У его смертного одра куражился пьяный отец, требуя деньги и ключи от магазина. Но христианское мировоззрение Никитина  было  непоколебимым, как еще в 1851-м году он написал в стихотворении “Молитва”:

О Боже! дай мне воли силу,
Ума сомненье умертви, –
И я сойду во мрак могилы
При свете веры и любви.

Мне сладко под Твоей грозою
Терпеть, и плакать, и страдать.
Молю: оставь одну со мною
Твою святую благодать.

Он прожил такой же отрезок жизни, как и Пушкин.  Но  полезных духовных стихотворений написал, пожалуй, больше. Его тексты стали основой для 60 романсов и песен. В 1860 году вышел из печати прозаический «Дневник семинариста». И причина этой плодотворности – Божья  “святая  благодать”, которая по его молитве всегда сопровождала его. И вглядываясь в контуры вечности, он создал поразительно оптимистичные строки:

И сладко мне в часы страданья,
Припоминать порой в тиши
Загробное существованье
Неумирающей души.