Озеро Рица

Галина Циманович
     Когда я первый раз была на Рице в 1975 году, наш водитель-экскурсовод, показывая на местных худющих коров, говорил стихами:"А вот корова с озера Рица! Никого не боится и плохо доится."  Ещё он всё время повторял, что Абхазия - страна безобразия. Что он хотел этим сказать?...

День выдался тёплый и солнечный и мы наконец едем на Рицу.  Дорога дальняя, от поворота с шоссе в горы мимо Царского моста до озера километров сорок. Но это стоит того. Весь путь проходит вдоль горной реки Бзыбь, несущей свой нежно-изумрудный поток к морю, в окружении Бзыбского хребта, который  весь покрыт зелёными деревьями, а на подъезде к Рице  их всё меньше и вот уже одни голые скалы, необыкновенной красоты. Америка со своим Большим Каньоном отдыхает и нервно курит "Marllboro". Кстати абхазы в основном курят сигареты "Apsny" почему-то греческого производства.

Всю дорогу невозможно было оторвать глаз от дивных красот. Дух захватывало, глядя на высоченные горы, на стремительную реку, в которой водится форель и лосось. На протяжении всех километров, справа и слева бесконечные кафешки, медовые и винные дворики, места для пикников, рафтинга, тарзанки для экстремалов длиною в триста метров. "Только у нас и в Колумбии" - кричат местные зазывалы. Желающих полно, даже есть женщины, сама видела.  А что? Отдыхать так отдыхать! Была бы я в брюках, может тоже бы решилась. Мне нравится скорость, ветер в лицо, когда сердце сладко щемит от чувства опасности, но ты уверена, что всё будет хорошо... Кажется теперь я понимаю, в кого пошёл мой Ромка, просто мне не удалось в полной мере раскрыть себя с этой стороны. Но в горы я ходила, на морское дно опускалась, правда неглубоко, а уж экстремальных поездок с Сан Санычем на "Патриоте" и не сосчитать...

Везде, где только можно, мы выходили, фотографировались, снимали видео. Дорога пошла в гору, начало немного закладывать уши, как при взлёте самолёта. Всё выше и выше и мы достигли смотровой площадки под названием "Прощай Родина". Подойдя к её краю, мы увидели перед собой чудесную картину. Не знаю какая высота, но страшно очень. И потрясающе красиво, чувствуешь себя птицей, готовой к полёту. Несмотря на время года, было полно автобусов с туристами, мы видели китайцев, немцев, ещё каких-то неопознанных иностранцев и конечно наших людей. Только наши могут надеть на себя всё "дорогое и богатое" и отправиться в горы. Красиво жить не запретишь, что и говорить!

Наконец мы у цели. Забыла сказать, что раньше наш сват был начальником милиции Гудаутского района и само собой за въезд на территорию заповедника мы ничего не платили. А с остальных по 350 рубчиков, а как же,  надо поддерживать состояние дорог в целости и сохранности, реставрация мостов и мостиков, смотровой площадки и т.д. Оставив машину, мы вышли как раз на неё, огромную территорию, с которой видно всё, как на ладони. Зрелище, я вам скажу, пером не описать! В окружении сказочных гор, покрытых частично туманом, освещённое ярким солнцем, нам открылось чудо-озеро, которому нет аналогов в мире. Сине-зелёно-голубая прозрачная вода, катамараны с отдыхающими и надписи "Купаться запрещено". Правильно, печатное слово быстрее доходит до людей.

Вдоволь налюбовавшись красотами Рицы и ощущая страшный голод, мы направились к ближайшему ресторанчику. Сделав хороший заказ, как то: мамалыга с двумя соусами и сыром сулугуни, озёрная жареная форель, копчёное жареное мясо, овощи и зелень, хачапури-лодочки, сухое вино и лимонад, мы ещё некоторое время разглядывали проходящих мимо людей. Зрелище интересней, чем в цирк сходить. Кришнаиты в белых одеждах с зелёными косичками, смуглые девушки в таких мини шортиках, что и без них было бы то же самое, дамочки в кофтах с люрексом, увешанные золотом, как ёлки игрушками в Новый год, две подружки в драных джинсах, меховых жилетках и босоножках на платформах, как у стриптизёрш в барах и конечно дети. Детей  было очень много, самому масенькому месяца два. А я ещё на Ромку с Дашей ругалась, что Федю потащили в такую даль, а ему тогда уже пол-года было, совсем большой.

Вкусно отобедав и заплатив за всё это великолепие по московским меркам смешные деньги, мы отправились в обратный путь. Местами уже желтела и облетала листва, мягко пригревало солнышко, дорога казалась уже не такой длинной. Домой вернулись, когда начало смеркаться, нас ждал огромный, сахарно-сладкий арбуз, что было очень кстати, после вина и острых соусов очень хотелось пить. День пролетел незаметно, впечатлений масса, это я ещё про Голубое озеро не рассказала, может отдельно напишу о легенде, связанной с ним. Как всегда некстати вырубили электричество, но даже это не омрачило нашего хорошего настроения. Всю ночь мне снились горы, каньон и извилистая дорога, ведущая к озеру...