О стихотворном творчестве

Тамара Квитко
Эссе (заметки) о стихотворном творчестве

…я верю, что Бог зовёт человека к творческому
порыву и к творческому ответу на любовь к Богу.
Н. Бердяев
Нет равенства, нет соперничества, есть со-
общество сущих в заговоре против пустоты и
небытия.
О. Мандельштам


1
Изящное выражение мысли — достоинство ума. Выра-
женный точно и изящно смысл сверкает алмазом искусной
огранки, услаждая не только своей несомненной эстетичес-
кой красотой, но и привнося этический элемент раздумья,
соотношения себя с миром в сторону моральной ответствен-
ности, созидательной настроенности не потребительского на-
правления.
Истоки изящной словесности: метафоричность, а теперь и
метаметафора (метакод) по К. Кедрову-Челищеву.
Устав от «однообразия» идей, поэты бросаются в фор-
мальные поиски, дабы этим идеям придать новый вид, за-
бывая, что каждый является индивидуальностью и имеет
возможность выражать идеи по-своему, с учётом своей на-
полненности, ментальности, своего опыта, вкуса, состояния
психики в данный временной отрезок.
Первое, на что многие реагируют, — эмоции. Какое эмоци-
ональное чувство вызвало то или иное стихотворение, скорее
корпус стихов, какой отзвук в душе…
Многим нравится певучий, энергетически насыщенный
(мускульный) стих. Немаловажное значение имеет эстети-
 
ка — форма, сопряжённая с содержанием в той совершенной
слитности, как и в музыке, картине, скульптуре — любом про-
изведении искусства.
Говорят, поэт работает, строит стих на сорок процентов,
остальные ему диктуются свыше. М. Цветаева писала, что для
нее главное — выдержать, не торопиться, дослушать строфу,
услышать «голос правды небесной против правды земной». И.
Бродский считал, что поэт — орудие языка и через него ведёт
разговор сам язык. Чем больше поэт достраивает стих, недо-
слушав, тем более ему требуется мастерства, воли, игры ума.
Но это будет не то, что имел в виду О. Мандельштам, когда
писал, что сложение стихотворения — это как бы «игра Отца
с детьми».
Есть записывающие поэты (поэты-тростники), поэты, че-
рез которых говорит язык, и поэты, мастерски подбирающие
рифму. Это как великие поэты, большие, высокие, (по описа-
нию Марины Цветаевой).
Если стихотворение недослушано, не услышано, то де-
ржится на мастерстве, удачно выбранной теме, умении риф-
мовать.
Вот отсюда тоска, депрессия, испытываемые поэтами, жду-
щими этого особого состояния, когда строчки начинают сами
звучать и остаётся их только записать в «белоснежную тет-
радь».
И всё же удивителен сам процесс написания, рождения
произведения.
Стихотворение появляется как бы из ниоткуда, начиная
принимать форму, становиться вещью...
Осмелюсь привести мои интуитивные стихи по этому по-
воду:

Откуда являются мысль, образ, слово?
Творение из ничего?.. Приходят, уходят звуки,
Снежинкой на коже тают… Расплавит огонь олово,
Стеклодув вазу ваяет… Руки связаны с разумом —
Делают материальное. Интеллектом творится
Философичное, стихотворное, ни из чего — духовное.

Периоды застоя, когда не пишется, тягостны. Ведь сразу
испытываешь страх: сможешь ли ещё написать что-то. На-
пряжённо прислушиваешься, ждёшь... Пустота.
Как будто что-то гнетёт без явной на то причины. И дни
для тебя становятся лишёнными смысла. Ты не открыл, не су-
мел уловить в себе нечто, желающее стать явленным, требую-
щее быть высказанным. Когда происходит «прорыв», обычно
сразу пишется одно стихотворение за другим, циклами, а то и
возникает целая книга.


2
Творческий акт самопознания через выявление своего «Я»
как мира самобытности даёт плотность, осязаемость реаль-
ности, запечатанной в тексте стиха посредством рифмы, рит-
ма, мнемонического приёма — прародителя песни в широком
смысле этого слова.
Песня была призвана услаждать слух гармонией и сораз-
мерностью, красотой слога и смысла, приятностью напева.
Всё вместе взятое формировало эстетический вкус, вызывая
определённую эмоциональную окраску, влияло на настроение
благозвучным звучанием.
«Высшее достижение для духа заключается в том, чтобы
знать себя», — высказал Гегель. Знать — любить. Любовь, в
свою очередь, требует большего знания себя и другого, жду-
щего любви, ибо и ты её ждешь в соответствии сути своей,
догадываясь о сути другого.
Любить — творить добро, утверждая бытие, созидая бы-
тие, противопоставляя жизнь небытию, пустоте, хаосу…
Лучший же способ познать себя — занятие творчеством.
Любой вид творческой деятельности является осмыслен-
ным.
 
Оценка продукта творческой деятельности требует не
меньшего осмысления и, соответственно, словесного выра-
жения: нравится, не нравится.
При оценке вступает в силу эстетическое чувство, которое
присуще каждому от природы, если не брать во внимание раз-
личного рода отклонения.
О поэзии много написано. И всё же мы вновь и вновь за-
даём себе этот вопрос: что же такое поэзия, отличается ли она
от прозы, а если отличается, то чем?
Конечно же, отличается, скажет любой и сразу. И в первую
очередь — рифмой, ритмом, строкой, рефреном, напевнос-
тью, образностью и точностью выражения мысли, сконцен-
трированной в рамках строгой стихотворной формы, под-
чиняющейся своим законам, а более искушённый добавит:
просодией.
Поэтическую структуру формообразовательной катего-
рии рифмованного стиха (рифм-скрепок) с внутренней ме-
лодией, расходящийся (центробежный, центростремитель-
ный) стихотворный массив, одушевлённый единой идеей
творца, совершённый в эмоциональном интервале замысла,
можно назвать художественным произведением. Оно будет
открыто и недоступно, ибо доступность требует определён-
ного усилия ума, работы души и желания открыться навстре-
чу. Если произведение прочитывается без подключения об-
разно-эмоциональной системы, оно не вызовет желаемого
отклика.


3.
Поэзия — один из способов самопознания личности, са-
моопределения и соотношения себя с другим, раскрытия
своего «Я» — по сравнению с другими видами искусства явля-
ется наиболее глубинным, потому как процесс рождения по-
этического текста неуправляем, имеет свойство появляться
неожиданно, вопреки стационарному, сформированному со-
циумом представлению субъекта о себе и мире, отражённом,
опрокинутом в себя.
Мы до сих пор не можем осознать, каким образом про-
исходит творческий процесс и почему не каждого пишущего
можно в полной мере причислить к олимпийцам, поэтам, пе-
реживающим века.
С открытием генов ученые могут говорить о некоторой
предрасположенности к занятию тем или иным видом де-
ятельности, закодированной в ДНК, генах, и нам остаётся
уповать на более благоприятное сочетания генов или усерд-
ным трудом навёрстывать упущение природы.
Поэтические штампы появляются непроизвольно, так
как предыдущее окончание требует подобного звучания и
мозг, дабы избежать переутомления (по-видимому, срабаты-
вает закон сохранения энергии), подбрасывает до боли зна-
комое (или не совсем до боли), а поэт, войдя в соответству-
ющее состояние (вдохновение), не задумываясь, записывает.
Потом начинается аналитическая работа, и в этом случае
после правки стих приобретает внешнюю приглаженность,
но теряет энергетическо-эмоциональное наполнение, кото-
рое и есть поэзия, то, что «светится» между строк, передавая
нам более важное — настроение, а по выражению М. Цветае-
вой, «неучтённое», что и есть поэзия. Поэзия – невыразимая
полнота очарования, появляющаяся при чтении или произ-
ношении звуков, передающих не только смысл, вернее, не-
однозначность смысла, но и прелесть, изящество сплетения
слов, их звучание, заставляющее испытать восторг, наслаж-
дение и умиротворение и тем более полное, если поэтичес-
кие строки предугадывают невыразимое, понимаемое, вер-
нее, чувствуемое каждым по-своему, небесное, космическое,
вечное. Задача поэта — произвести аналитическую работу,
не теряя при этом эмоционально-энергетического наполне-
ния, заставившего его взяться за перо.
По всей видимости, одна из задач поэзии — пробуждать в
человеке его лучшее, доброе, направленное к совершенство-
ванию личности, устремленной к Богу.

4
Природа вызывает восхищение своей красотой, развивая
эстетическое чувство прекрасного. Поэт, обращая свой взор к
природе и выражая наслаждение от увиденного в стихотвор-
ной форме, совершает акт двойного эстетического утвержде-
ния: для себя, тем самым облагораживаясь, и для читателя,
давая ему возможность объединиться с автором высказыва-
ния для возможного разделения мыслей и эмоций.

И. Бродский говорил, что поэзия — это высшая форма языка.
Язык является не только коммуникативным средством, но
основным хранилищем образной, смысловой, символической
системы культурно-знакового пласта цивилизации.
Поэтические тексты, составленные (диктуемые), пред-
ставляют особую ценность как результат высшей психичес-
кой деятельности человека, каждый раз являясь (проявляясь)
из неявленного и становясь «вещью», начинают работать на
будущее, неприметно и неизбежно изменяя его, ибо каждый
крупный поэт и писатель, усваивая и обобщая предыдущий
опыт, привносит своё видение, свою константу, отражающую
личностный и надличностный взгляд — поэт не только слуга
языка, его орудие (И.Бродский), но и, по выражению М. Цве-
таевой — секретарь высших сил.

Иосиф Бродский писал, что впасть в зависимость от язы-
ка — это и есть писательство любого уровня.
Поэт впадает и в зависимость от ритма, являющегося кос-
мическим началом, и, тем самым, его по праву можно назвать
проводником иных миров.

В уме своём я создал мир иной
И образов иных существованье,
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья.

(М. Лермонтов)

5
Человек, производя мысли (мысля), творит вокруг себя
пространство, своё настоящее и будущее, извлекая его из про-
шлого. Но даже зная это, продолжает утверждать негатив, так
как боль и страдание задерживаются в его памяти в большей
степени, нежели моменты радости, удачи, счастья.

В этом таится своеобразная загадка бытия, и если посмот-
реть на этот устойчивый феномен с физиологической точки
зрения, то опыт отрицательных эмоций указывает нам на не-
обходимость избегать в дальнейшем подобных повторов.

По сути своей человек стремится к положительным эмо-
циям, но мысли приходят и уходят, если не фиксируются, а
когда другими фиксируются (философами, поэтами, писате-
лями), не всегда трансформируются в свои. Как говорится,
чужой опыт не учит, хотя всем известно: бытие познаётся, де-
лается доступным для других благодаря языку и посредством
языка.

Сознание человека обусловливается всем спектром виден-
ного, слышанного, читаемого. Всё вместе взятое формирует
то или иное представление о среде пребывания, мире вещей,
мире идей, и последнее играет далеко не второстепенную роль
в модуляции действий и отношений, в той или иной степени
корректности, на какую способно услужливое воображение в
меру его развития, сигнальных предпосылок, опыта, норм об-
щежития в данной среде, социуме.

Язык — основа человеческого взаимоотношения, взаимо-
понимания и взаимодействия с себе подобным, и от того ка-
ким мы языком говорим, зависит наше будущее.
Мы состоим из того, что едим (физический уровень), и из
того, что читаем, слышим, смотрим, с кем общаемся (духов-
ный уровень). Вне языка ничего не существует. Русский могу-
чий язык создал великую русскую литературу.
 
Слово, мысль — ТЕКСТ. Через текст (разговор, чтение,
средства массовой информации) мы получаем тот или иной
код и, соответственно, самокодируемся. Текст наполняется
определённой эмоцией, которая передаётся вместе со словом.

Передавая эмоцию с текстом, мы не только воздействуем друг
на друга, но и создаём поле общения, заряженное негативом
или позитивом. В случае, когда большие массы длительное
время находятся в состоянии агрессии, озлобления, ненави-
сти и т. п., возникают волнения, восстания, революции, войны.


6
Не секрет, что «правду» жизни нужно преподносить сооб-
разно выработанным культурным традициям общества.
Среда, по неизвестным нам пока законам социума, непро-
извольно начинает выталкивать «инородное» тело, дабы оно
не беспокоило, не нарушало устоявшееся «поле» кажущейся
стабильности энергетической биполярности, скрепляемой
определённой установкой, обусловленной сложившимися
стереотипами на то или иное явление культурной деятельнос-
ти, тем самым ограничивая рамки обусловленных норм, что, в
свою очередь, безусловно, является своеобразным тормозом
развития всего социума, не фиксирующего должным образом
достижения (прорывы) отдельного индивидуума.

Таким образом мыслил И. Бродский, говоря о себе, отстраняясь, видя
себя со стороны: «человеком в пейзаже» — и, желая дойти
до глубин сути, логического завершения, подчиняясь (подчи-
няя чувства) интеллекту, отмечал: «Написание стихов — дело
серьёзное. Это абсолютно рациональный процесс».
Будучи способным охватить пласты мировой поэтичес-
кой культуры, он сумел переплавить лучшее и создать осно-
вательную платформу для старта русской изящной словес-
ности.

Реализовав тоску О. Мандельштама по мировой куль-
туре посредством воли (глубокое изучение оной, и в пер-
вую очередь поэтической), И. Бродский приходит к выводу:
«Поэзия — это высшая форма языка» и тем самым он сво-
им творчеством преодолел чувство некоторой ущербности,
оторванности от цивилизации (возникшее у поэтов прошлого
столетия) не в смысле технократическом, но в духовном про-
движении. Оказавшись живой, связующей нитью (благода-
ря встрече с А. А. Ахматовой) с поэтами Серебряного века,
Бродский не только достойным образом продолжил тради-
ции русской поэтической культуры, но и значительно обога-
тил её, привнеся в неё сплав лучших поэтических достижений
человеческой цивилизации.

Информационность подобного письма достаточно ёмкая,
не всегда и не всем понятная и оттого — раздражающая.
Если произведение сотворилось в слитности смысла, ём-
кости содержательного объёма, в некой своей завершённос-
ти посредством формы, то своей замечательной обработкой
доставит эстетическое наслаждение, а значит — привнесёт в
мир красоту.