Падмасамбхава. Сокровище Пещеры Хрустального Лотос

Алесь Ромашкин
Падмасамбхава. Сокровище Пещеры Хрустального Лотоса - Наставления Шри Сингхи

(тибетский буддизм, VIII в.)



( nendl. 30.12.2012
На английском я это терма видел в двух книжках, одна из них открытая, другая закрытая. Причем в закрытой, согласно пожеланиям Дилго Кхьенце Ринпоче, требуют, чтобы у человека было прямое введение, иначе не читать. И в этом есть смысл, так как терма буквально пропитано подходом дзогчена.
Люди вне традиции, скорее всего, написанное поймут как расслабься и ничего не делай, в обыденном, бытовом варианте, или с уклоном в поп психологию, в любом случае от этого пользы не будет.
А кто внутри традиции, но практикует тантры, имеет шанс уйти в крайность, что переживания это что-то неважное и незначительное, вплоть до того, что это зло, тем самым, незаметно для себя, запоров себе практику. Конечно, практики дзогчен тоже не застрахованы от всего этого, но, тем не менее, шансы на осознание написанного у них все-таки выше, так как они непосредственно должны быть уже знакомы с природой ума.
Поэтому, как написано в самом терма, пусть эти учения встретятся с достойным, ранее обученным и опытным человеком.

По содержанию, сначала разделяют на книжные слова и непосредственный опыт, а потом методично разделяют между умом и природой ума. Выходит такой один большой рушен или много маленьких, это как посмотреть. Поэтому начинающим практиковать дзогчен текст может быть весьма интересен)





... переживания возникли, например,
как будто тела нет, нет вдоха-выдоха,
могу передвигаться сквозь явленья
и что я бессмертен. Этим горд был
и гуру рассказал.
              Гуру ответил:
"Тем гордиться глупо,
благословение учителя коснулось
тебя что, и вполне считать,
что этого достаточно. Конструкций
впредь умственных не создавай, отправься
в уединенные места..."
                И я ушел
и год старался. И переживания возникли,
что "пустота есть проявления,
и что они взаимно нераздельны,
что между буддами и существами нет различий,
что зла не будет, даже если совершу
деянья неблагие, что не будет пользы,
коль совершу благих деяний хоть десяток..."
Сочтя достаточным, я гуру рассказал.

Ответил он, что удовлетворенным
всего лишь медитационным ощущеньем
быть глупо.
             "Если нераздельны
и пустота и проявленья, то тогда
ты должен от привязки к проявленьям
вполне свободен быть.
                Но так ли это?"
"Считая то, что будды нераздельны
с живыми существами прочими, ты должен
служить живым всем так, как буддам. Так ли это?"
"Коль думаешь, что карма не созреет,
коль десять неблагих деяний будет,
ты должен быть способен их принять
со стороны других живых существ,
хотя б они и к смерти привели.
 Ты это сможешь?"
"Коль думаешь, что даже если ты
десять благих деяний совершишь,
не будет пользы в этом - у тебя
не дОлжно возникать той радости, когда б
тебя спасли от той же смерти. Так ли это?"
"В уединение отправься,
и пусть тело будет как труп,
нем - голос, ум как небо"

Ушел, практиковал, тогда возникли
переживаний восемь. Вот они:
- переживанье ясности всегда,
как пустота и пробужденность без различья,
безотносительно,открыты ли глаза;
- переживанье пустоты, где нет цеплянья
ни к внешнему ни к внутреннему, и
ум не фиксирован чем-либо вообще;
- блаженство, как расплавленное масло,
свободно и бодряще, и без мысли,
что есть тело и ум;
-         отсутствие цепляния
за чувства, но в рассеянности мраке;
- подобно солнцу в небесах сияньи,
  пробужденности состояние;
- а тело - подобно как туман:
нет ни объекта ни физических воздейств...;
- себя неразличение с другими;
- что все живые так же как и я
ума природу так же осознали.

И рассказал все гуру. Он ответил:
"Три обстоятельства в великом совершенстве: 
- непостижимости,
- великого блаженства,
- спонтанного присутствия.
Средь них относятся переживания твои
к спонтанному присутствию. Другие
возникнут позже, после пребыванья
в сей неподдельности. Обманчива сансара,
обманчив ум. Привязки к ощущеньям,
что в медитации, оставь, а ум - расширь"

"Но как расширить ум?"

"Все существа
  не отличаются от будд ничем,
но лишь границами ума.
Осознанность, сознанье или ум -
одно и то же. Ограничены умы
живых существ, сознание же будд -
всепроникающе. Подобно небу
ум развивай -  границ у неба нет..."

Ушел в уединенье, ум развил,
и убежденности возникли у меня:
- ум без проекций или растворений мысли,
оставшийся на том же самом месте,
куда его направили, и есть
та одноточечная пробужденность с пустотой,
что называют одноточечностью";
-                нет цеплянья
за субстанциональность вещности, открытость -
не застревает ни на чем ум. Простота";
- Что может быть еще? Нет ничего,
что следует отсечь или достичь;
то, что единым вкусом называют.
- чего еще искать? Все уже есть
безотносительно к процессу медитаций.
Нет ничего, что нужно делать, развивать
чрез медитацию! Немедитация как жизнь...

Переживанья понимания возникли:
- сверх этого уж нету нечего;
- источник двух тел формы - дхармакайя,
подобны свету и огню все проявленья;
- у вдоха с выдохом предшественника нет;
- не создавая что-либо, но сам
сонм проявлений возникает;
- неизменно все это и подобно
природе мира;
- дуализма нет в уме.

Переживанья ясности, открытости, свободы.
Словно восходом солнца в небе - ясность,
пространство - как явленья пустоты,
блаженство же - подобно океану.
Переживания - как волны в океане,
как в небе облака.

      И гуру рассказал.
"В нормальном состояньи всех вещей
нет ничего, что б можно пережить.
Зачем переживать? Что есть переживанья?
Чему ты радуешься? Не достиг ли ты
чего-то больше, чем переживанья?" 
"Переживания твои - все достиженья,
отличные от достижений будд.
Соблазны Мары в этом распознай"
"Переживанья созданы искусственно, они
приходят и уходят. Коль возникнет трудность -
они не в помощь. Не более они чем полотно
концепций, не развязан узел
концептуального мышления. Подобно
как если бы в тебе была болезнь.
Сейчас в блаженстве ты, но это не поможет.
Поскольку не проник пока в ядро,
то зомби заблуждений вокруг ходит".
"Коль посчитаешь медитацию вершиной,
воззрения достичь уже не сможешь -
погряз в концепциях. Самадхи очарован,
считая, что нет выше ничего
и это совершенное - самадхи --
пройти не сможешь сквозь концептуальное мышленье.
Переживаний медитации слои
не исчерпаешь, грязь неведенья не смыв".
Переживанье медитации восторг
всегда встречает. Посчитав, что это -
единственная истина, создал препятствие ты.
Омрачив реальнось привязанностью с изменениями, что
свободна от них всех, ты превратил
блаженный результат лишь во блужданье"

Зацепишься за ясность, посчитаешь высшей -
достигнешь состоянья высшего
средь форм.
          За пустоту зацепишься -
достигнешь в мире
без форм ты состоянья высшего.
                Блаженство
захватишь, посчитая высшим - 
достигнешь пика состояний средь желаний.
Но ни одно из них не приведет
до просветления и сиддхи Махамудры!
Найди свой ум и приходи ко мне!

- Во что прикладывать усилия мне?
- В безусильность!
- Как без усилий мне практиковать самадхи?
- Переживания за плод не принимай и не цепляйся. 
И не наблюдай ни за объектами, ни за самим умом.
Не порождай желаний, не копи нужды и не питай отчаянье.
Оставь свой ум так, как он есть.
Позволь уму центром пространства быть"

Ушел. Практиковал.

Переживанья стали как слои концепций
и исчерпались. И не омраченный ум
(дефектом, добродетелью), свободный
от всяческих платформ для медитаций
и всякого, что вызывает заблуждение.
 Я понял,
что даже если этот ум развить,
то ничего достичь уже нельзя,
а коль не развивать,
то заблуждения не будет никакого.
Вот это и является умом, свободным от дефектов -
лишь осознаванье.
Открытость, свежесть, вкус единый у всего,
сансары и нирваны.
Рассказал об этом гуру.

"Вот изначальная природа,
несозданная дхармакайя - это тот
и чистый и вполне раздетый ум,
в котором нет причины заблуждений
или чего, что надо развивать.
Не омрачай теперь себя стремленьем страсти!
И старого искателя страстей -
в отсутствие желаний приведи!
Поддерживая состоянья "никогда
не развивая, никогда порознь
и от природы никогда не отделен",
достигнешь сиддхи.
                Если недоволен
остаточно - надежды ты питаешь.
Коль доволен - страхи...
Тогда цеплянье двойственное есть
препоном к мудрости великого блаженства.
Не думая, ошибка ль, благодетель -
недвойственность держи. И практикуй,
не возвращаясь более ко мне".

Практиковал. И стал подобен трупу.

Явился гуру и спросил меня:
"Не будешь ль простираться предо мной,
реализацию не хочешь ль предъявить?"
"Нет понимания, которое я мог бы...
Как след от птицы в небе все подобно"..

"Реализация не может измениться,
не оставляй ее! Не расставаясь с ней,
иди." Сказав, ушел.

             Я принял к сердцу:
феномены - сон, иллюзия, и ум, сам по себе,
рождению и смерти неподвластен....


Шри Сингхе Гуру следовал я, Падма,
и наставление меня освободило.
Реализации посредством Трипитаки я не достиг,
посредством Тайной Мантры - тоже,
но был освобожден ученьем тайным.
Пусть все достойные его посредством тоже
станут свободными. Пусть эти наставленья
Гуру Шри Сингхи встретятся с достойным,
обученным и опытным садхаком!


В пещере Лотоса Хрустального сокрыто.
на случай недостойного визита,
Дух Шампо, доверяю я тебе.

В сем мире равных наставлений нет.
Самайя.

Печать секретности.
    Доверенности.
            Итхи.