Открытый урок. критика

Юрий Медных
Урок КВН

 Класс  делится по рядам на два отряда: мальчики и девочки. Отряды соревнуются в работе по заданной теме: надо выиграть. Ребята  объединяются по способностям, чтобы один мог помочь другому: ведущий горд тем, что ведёт, а ведомый рад получить оценку выше.
Капитаны, работая с отрядом, ведут учет на доске мелом. Табло-доска – поджигает, тут и звонок – помеха.
Проверка тетрадей тоже имеет свои особенности: хорошим ученикам делаю пометки на полях – ученик отыскивает ошибку и исправляет её – нелюбимая работа над ошибками превращается в исследовательскую. А исправленная таким образом ошибка, исправлена не только в тетради, а и в памяти ученика.
 Среднему ученику подчёркиваю ошибку и отмечаю её на полях. Ученик  ищет правило, чтобы исправить ошибку, это тоже исключает её из памяти.
 Слабым ученикам исправляю ошибки, отмечая их на по-лях, а они находит к ним правила и приводят примеры, только тогда ставлю оценку за работу над ошибками – оценка – стимул для работы.


Открытый урок КВН

Подойдём к изучению русского языка несколько с иной стороны: не запоминание, а понимание его  поставим в основу.
– Ребята,  для начала создадим  рабочий потенциал.
– А это как?
– На левую сторону предлагаю сесть девочкам, а на правую – мальчикам или – наоборот.
Ученики оживлённо разделились по полам.
– Назовите главную часть речи и объясните, почему она главная?
– Главных части речи две, – слышу голоса с обеих сторон и вижу поднятые руки.
– Согласен, так сказано в учебниках. А давайте рассуждать: директор в школе – один.
– Существительное, – слышу голос слева.
– А правильно?
– Имя существительное,  – уточняет правая сторона.
– Почему?
– А кто его знает?
– Знаете, надо подумать. Что оно обозначает?
– Предмет, – уточнила левая сторона.
– А что предмет делает?
– А если ничего не делает? – иронизирует правая сторона.
– Ответ не точен: что делает? – существует. Верно?
– Уразумели, – слышатся голоса.
– Вот и хорошо; «существует» – какая часть речи?
– Глагол,  – отвечают обе стороны.
– Обозначает?
– Действие.
– Не точный ответ.
– Действие предмета, – дополняет левая сторона.
– Это вторая главная часть речи по учебнику?
– Да, – отвечает класс.
– А у чего она на службе?
– У имени существительного.
– Верно, идем дальше.
Выяснили, что все части речи служат своими морфологическими качествами (признаками) имени существительному.
Теперь попробуем разобраться подробнее:
Имя существительное:
–  Может быть собственным: Петр, Дарья, Саваоф, Солнце – это имена, а может быть нарицательным: мужчина, женщина, царь, бог, звезда – названия предметов, – начала отвечать левая сторона и её поддержала правая.
– Дружно сражаемся – поняли, как поднят потенциал работы?
– Да,  – ответил класс.
– Устраним лишний рабочий шум – будем молча поднимать руку. Предмет имеет род:
– Петр – муж. Дарья – жен. Солнце – сред, – при общей готовности ответила девочка.
– Может изменяться:
– По числам и падежам,  для этого имена существительные отнесены к склонениям, – тоже при общей готовности ответил мальчик.
– Склонение – это способ отклонения от нормы (им.п.).
К первому склонению относятся:
– Имена существительные муж. И жен. рода на «а-я), – дано слово девочкам.
– А почему?
Класс думает.
–  Очень «упругие»: в д. и п.п. окончание «сворачивается» в (е).
Ко второму:
– Более гибкие: на «о-е» - окно, поле и без окончаний (нож) – только в п.п. сворачиваются в (е) –¬ ответ дан мальчикам.
– А почему не нам, – лукаво возмутились девочки. – Положено обращаться: «дамы и господа».
– Тогда у вас будет условное преимущество по оценкам. Давайте учитывать большинство поднятых рук, но если из поднявших руку кто-то сфальшивит – снимем за это балл.
– Согласны.
– К третьему склонению:
– Совсем гибкие: женский род «ь» знак – соль – (и),  – быстрый ответ девочек.
– Остальные:
 – Исключения, – дополнили мальчики.
– Сколько?
– Молчание.
– Три: на «ия», «ие», «ий», – изменяются по третьему склонению, не считая на «мя» – своё окончание: «ени».  Сравним: сочиненье (2скл) и сочинение (иск); история, планетарий. О сочиненье и о сочинении (п.п.) А  сколько частей речи?
Ребята задумались.
– Сколько пальцев на руке?
– Пять.
– Верно – ими постоянно работаем физически, а речью общаемся, выходит, и её надо знать на «пять».
– Двенадцать, – ученики, один за другим, подняли руки.
– Сосчитали – пальцев не хватило. Разберём части речи по категориям. Первая:
– Именные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, – инициатива за девочками.
– Глагольные:
– Глагол, причастие, деепричастие, – инициативу перехватили мальчики.
– Условно отнесем к этой же группе наречие. Служебные:
– Союз, предлог, частица, – дублируя, ответили обе команды.
– К этой же группе отнесем междометие. По группам удобнее разбирать морфологические достоинства (признаки). Уточним, что изучает морфология?
– Части речи, их значение, назначение и способы изменения, – дружно откликнулся класс.
– Имя прилагательное:
– Называет признак предмета, из чего сделан (относительное) и по качеству (крепкий, гибкий и т.д.) – это называется разрядами.
– Почему прилагательное называется прилагательным?
– Прилагает к имени существительному его качества.
– Изменяется:
– Так же, как имя существительное, во всем согласуясь с ним.  Новая тетрадь (род, число, падеж).
– Дальше:
– Имя числительное – обозначает число (количество) предметов: пятнадцать листьев;  последовательность их расположения (порядок): пятнадцатый, собирательное: семеро ребят – это называется разрядами. Изменяется, согласуясь во всем с именем существительным: (род, число, падеж) – согласование.
– Продолжаем:
– Местоимение – применяем вместо имени существительного, изменяя его тем же способом: я пришёл, ты пришла, оно пришло. Но личные местоимения с глаголами настоящего времени – излишни: иду – уже (я); идёшь – уже (ты); идёт – уже (он) и т.д.
– Глагол:
– Глаголет - говорит о действии предмета. Изменяется, сопрягаясь (запрягаясь в одну упряжь) с именем существительным и с другими частями речи (спряжение). Глагол не гибок – не склоняется. А  спрягается двумя способами: первое и второе (спряжения). Имеет по спряжению исключения. Имеет род, число, время и вид:
Род: муж. сред. жен. в прошедшем времени: шёл, шла, шло, шли.
Число: ед. и мн. : вижу, видим, видят.
Время: прош. наст. буд. : смотрел, смотрю, посмотрю, буду смотреть.
Вид: несов. сов. и нач. ф. : делаю, сделал, делать (сделать).
Лицо: 1,2,3. : делаю, делаешь, делает.
Соединяется (сопрягается) с другими частями речи тремя способами: род и число, род или число и по смыслу. Род и число, род или число – управление, по смыслу - примыкание: река текла (род, число). Река течёт (число)– управление. Течёт быстро (смысл) – примыкание.
– Волшебная часть речи?
Молчание.
 – Причастие: очень гибко участвует в действии с другими частями речи, обозначая действие предмета и его признак, поэтому в изменении равно имени прилагательному и глаголу – одновременно, причастно к имени прилагательному и глаголу.
Вьющееся растение; растение вьётся – видим как на фотографии. А вьющееся – изменяем по падежам, и оно оживает. Краснеющая рябина – видно её в наливе сока – это действительная форма причастия (предмет сам действует).
Изогнутый лук – видно, как он под чьей-то силой напружинился. Изгибаемый лук – из пассивной палки становится пружиной – страдательная форма причастия («страдает» - испытывает действие со стороны).

– Деепричастие – тоже волшебная часть речи, но менее гибкая: имеет признаки глагола и наречия. Дее – признак действия и – причастности к глаголу и – наречию, показывая дополнительное неполное действие предмета, одновременное с действием глагола.
Человек идет, помахивая прутиком. Человек думает, размахивая руками.
– Наречие – особая часть речи – управляет речью, находясь над нею (действует особняком), не изменяется, имеет разряды.
Сравним: пыль несётся по дороге; и Пыль быстро несется по дороге – внесено качество действия.
– Мы убедились, что все части речи служат имени существительному. А служебные части речи помогают им в их службе.
– Союз:
– Соединяет части речи по смыслу в предложении, когда они становятся членами предложения.
Предложение – это не только законченная мысль, как сказано в учебнике, - это части речи, в качестве членов предложения соединены между собой по законам грамматики, чтобы выразить мысль.
– Предлог:
– Указывает на отношения членов предложения между ними: «на» - говорит, что лдин предмет находится на другом, «над» - предмет звис над другим предметом, под – снизу чего-то, «за» - где-то за предметом и т.д.
– Частица: есть грамматические частицы и служебные: «сь», «ся» - часть слова «себя», обозначает действие над собой: умывать себя – умываться. Но разговорное: «прибираться» не верно: говорим «прибираться», подразумевая уборку в комнате, на территории, а не себя. Ещё безграмотнее: «убираться» - грубое «уходить», а не делать уборку. «стираться» - вместо заниматься стиркой. Как можно стирать себя?
Частицы «б», «бы», «ж», «же», «ль», «ли» и т.д. - придают речи различные эмоциональные окраски.
Частица «ни» - дает усиление смыслу: Я ли не говорил – много раз говорил.
Частица «не» - дает отрицание: Я не говорил этого.
А дважды повторенная – усиливает: не говорить об этом не надо – обязательно надо говорить.
– Частица «ни» дает сочинительную или отрицательную окраску слову или предложению: ни там, ни там его нет. – нигде нет; где бы я ни был – во многих местах был.
– Междометие:
– Дает эмоциональную окраску предложению: Эх, здорово получается!
Мы логически подошли к понятию предложения. Что такое предложение?
– Законченная мысль.
– Сколько членов предложения?
– Пять.
– Главный член предложения?–
– Подлежащее и сказуемое.
– Так сказано в учебнике, а по смыслу?
– Подлежащее – действует.
– Подлежащее почему так называем?
– Подлежит действию.
– Сказуемое:
– Говорит о действии подлежащего (сказывает) что делает подлежащее.
– Определение:
– Определяет – как выглядит подлежащее.
– Дополнение:
– Дополняет подлежащее в действии (с чем общается подлежащее).
– Обстоятельство:
– Сообщает, при каких обстоятельствах (условиях) происходит действие.
– Как изменяется подлежащее?
– По родам, числам и падежам, число, падеж, согласно склонению – все именные части речи в роли подлежащего, но склонение имеет только имя существительное.
– Что такое падеж?
– Способность «падать» отклоняться от нормы (и.п.).
– Определение:
– Определение и дополнение изменяются так же.
– Обстоятельство:
– Не изменяется.

Рассмотрим права и обязанности членов предложения.
Части речи – это служащие речи, а члены предложения – эти служащие в должности.
– Какая часть речи может быть подлежащим?
– Любая. От этого зависит вид предложения:
Тишина. Светает. Больные отдыхают. Пять и два – семь. Играющие вошли в азарт. «Удивляясь» вошло к нам без стука. «Далеко» всегда далеко. «И» - хороший союз. «Над» любит быть сверху. «Ни» утверждает, а «не» отрицает. «Ух» – частый помощник в уборке.
– Сказуемым:
– Чаще – глагол, реже – имя существительное и наречие.
Плывут облака. Тишина – блаженство. Пыль  – наверху.
– Определением:
– Имя прилагательное, причастие, краткое прилагательное:
Новая книга. Гости – учащиеся. Ветер силен.
– Дополнением:
– Обычно – имя существительное в косвенных падежах (кроме именительного):
Играют мальчики с девочками.
– Обстоятельством:
– Обычно – наречие и имя существительное в косвенных падежах:
Ветер быстро усилился. Туча наползла на рощу.

Пройдем по некоторым разрядам союзов и осмысленному их применению:
Вопросительные:
– Сколько, какой, который, где, как.
Указательные:
– Столько, такой, так, тот.
Составим с ними правильные по смыслу предложения.
– Сколько посмотрел, столько и увидел.
– Какой высокий, такой и широкий.
– Который услышал, тот и откликнулся.
– Как надо, так и сделал.
А такое словосочетание: «Уж сколько раз твердили миру» - как правильнее сказать?
– Уж много раз твердили миру.
«Как хорошо сегодня»!
– Хорошо сегодня. Очень хорошо сегодня.
«Через пару минут разберём следующий вопрос».
– Пары – это он и она, левый и правый, костюмная пара. А здесь: минуты через две разберём следующий вопрос.
У этих артистов много фанатов.
– В словаре есть слово фанатизм – слепая вера или слепое увлечение чем-либо. Производное от «фанатизм» - фанатик, фанатичка. А для «фаната»  должно быть слово «фана».
Говорим: «без сучка и задоринки», в словарь внесено, а подумаем: «задоринка – настроение», а «Задиринка - шероховатость на чём-либо. Выходит: «без сучка и задиринки», а без «задоринки» - уныло.
Говорим и в словарь внесено: «каникулярная пора», а подумаем: есть «партикуляры» - партикулярно; выходит, должны быть «каникуляры, а не «каникулы», а от «каникул» - пора «каникульная».
Создали механику – появился специалист по ней – «механик», открыли и создали электронику – появился специалист по ней – «электроник». А тут писатель-фантаст написал «Приключения Электроника», и разговорные «специалисты» занесли в словарь с пометкой «разговорное»: «электроншик» - специалист по электронике. А как же литературное название специалиста? Тогда и механика переделывать в «механщика»?
В словаре сказано: «утро вечера мудренее». «мудренее» - запутаннее, а ведь понимаем: «мудрее» - яснее.
Как-так; когда – тогда;  сколько – столько;

Мы привыкли говорить от второго лица «ты» вместо «я»: бывало, идёшь, смотришь и улыбаешься красоте; вместо: бывало иду, смотрю и улыбаюсь красоте; или нейтральное: хорошо идти, смотреть и улыбаться красоте.
Помнишь, как здесь было хорошо! И как же? – хочется спросить. А если сказать: Помнишь, как здесь было хорошо, как в весеннем саду. Уже спрашивать: как? Не надо.


Примеры:
 1 «привычные» - как, так, сколько, столько, какой, такой:
 А) какая хорошая сегодня погода! (и какая же?). Очень хорошая сегодня погода. Какая хорошая сегодня погода, такая простояла бы подольше.
 Б) Как здорово получилось! (и как же?). Очень здорово получилось.  Как здорово получилось, так бы и продолжалось.
 В) Так повезло! (и как же?). Очень повезло. Так повезло, что и не сказать.
 Г) Уж сколько раз твердили миру! (и сколько же?) Уж много раз твердили миру. Сколько раз твердили миру, столько раз мир не услышал.
 Д) Столько раз я к тебе приходил! (сколько?). Много раз я к тебе приходил. Столько раз я к тебе приходил, что дорожку протоптал.
 3 «Шаловливые» союзы: как увижу, как услышу (слышится: каку вижу, каку слышу).  «И» перед некоторыми словами – опасно: бал, будто, будет и т. д.
 4 местоимения – «паразиты» дают примеры тавталогии: (я) иду, слышу, думаю; (ты) идешь, слышишь, думаешь; (мы) идем, слышим, думаем; (вы) идёте, слышите, думаете; (они) идут, слышат, думают;
 Но: я шёл, ты слышал, мы шли, вы думали.
 5 Отчуждение: идешь, думаешь, говоришь – вместо: иду, думаю, говорю.
 Слова – дублёры:
 комфорт – удобства,
 информация – сообщения,
 тариф – цена,
 крутой – удалой…
 «Крутой»: применяя не по назначению, превращаем слово в жаргонизм: «крутой артист» - вместо замечательный.
  «Голубой»: через шутку о неприличном поведении (пускать голубков) довели слово до извращенного абсурда.
 «Я думаю»: личные местоимения необходимы с глаголами прошедшего времени, а с глаголами настоящего времени они превращены в тавтологию: не лучше ли: иду, говорю, идешь, говоришь, идем, говорим.

                Применение частицы СЯ.
 «Я стираюсь» - говорим. Стираюсь – это стираю себя.
 «Убираюсь» - вместо убираю – навожу порядок. «Убираться» - в просторечии – уходить вон.
  И обратное явление – отсутствие частицы СЯ:
  Самолёт кружит над городом - в значении: летает над городом кругами. Кого он кружит? – пассажиров внутри себя – витиевато. Мальчишка погнал на велике (велосипеде) – в смысле поехал. Слова превращаем в вульгаризмы – не задумываясь над смыслом.
«Поздравляю любимого мужа, жену, мать, сестру» и т.д. – получается, что у поздравляющего есть ещё и нелюбимые: муж, жена, мать, сестра ит.д. 
 «Как хорошо сегодня» – форма поговорки перенесена в разряд формы пословицы и непонятно – как же хорошо? сравним: как аукнется, так и откликнется – пословица; а сказав: как аукнется – подразумеваем недосказанное (так и откликнется) Но: как хорошо сегодня (не поговорка) – поэтому  ничего не подразумевается, и  фраза зависла, не передав степени «как»,  А как хорошо, так и… есть сравнение, на которое «как» и рассчитано. «как» и «так» легко заменить сравнительными наречиями – очень, сильно… – по смыслу.
 «Так хорошо» - такого же сравнения требует и союз «так».
«Сколько пройдено дорог» – «сколько» требует сравнения «столько» или «что» и – наоборот: сколько пройдено, столько же впереди. Легко заменить: много пройдено.
Инверсия: «Белеет парус одинокий» - вместо «одинокий парус» -  внимание сосредоточено на «одинокий», а «на сижу железе я» - вывернутое сообщение; первое – поэзия, второе – речевой урод. Инверсия – речевая специя – аккуратно с ней надо общаться.
                Лексические неувязки:
«Кораблям не спится в порту – им снятся…». «По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах». – если не спится – как может сниться? В степях гор нет.
 Иностранные слова нужны, если в них есть новое, но излишни, если они «копируют» наши слова:
      
           Развитие поэтического слуха:
  Расшиньгиваю – нарушаю порядок слов  - строку известного поэта  и предлагаю ученикам восстановить её по памяти;
  Потом то же делаю с малоизвестным стихотворением и помогаю восстанавливать строки – этим развивается слух к метру (размеру). Пример:
  Ты, моя старушка, жива ещё?
  Привет тебе, привет, жив и я.
  Пусть над твоей избушкой струится
  Тот свет, вечерний, несказанный.

  Сначала ищем рифмы: старушка – избушкой; привет – свет.
  Развивается понятие рифмы и ритма (размера) и смысла.
  Слово рассматриваем во всех его значениях:
  «Течь» – определить часть речи и дать ей полную характеристику.
  Ответ: течь – глагол, неопределённая форма (инфинитив), несовершенный вид, первое спряжение. В предложении может быть сказуемым. (оценка за ответ 4).
  Ответ: течь – имя существительное, ж. род, 3-е скл.ед.ч. и(в) пад; в предложении может быть подлежащим, дополнением. (оценка за ответ 4).
  Полный ответ: оба ответа поочерёдно. И в памяти появилась течь (память ухудшилась – метафора).
  Мысль продолжает бурно течь (хорошее быстрое мышление) – оценка за ответ – 5.
 
                Пунктуация
Каждый знак имеет своё значение, назначение  и свою величину во времени: они в тексте – как дорожные знаки на улице.
  , (запятая) равна звуковой доле (любой безударный звук).
  ; (точка с запятой) равна полутора долям.
  : (двоеточие) равно двум долям.
  – (тире) равно 2,5 долям.
  … (многоточие) равно 3 долям.
 . (точка) –  3,5 долям.
  (), ?! «…»  - выражаются эмоционально.
 . (точка) равна 3,5 долям.
  (), ?! «…»  - выражаются эмоционально.
               



               












                ЕГЭ или Находки  Эллочки-людоедки
Некоторые библиотеки и школы только на словах против засилия ЕГЭ, а на деле и пальцем не шевельнут против, опасаясь за место на работе.

Мой разговор – с теми, кому не всё равно.

«Поздравляю любимого мужа, жену, мать, сестру» и т.д. – получается, что у поздравляющего есть ещё и другие: муж, жена, мать, сестра ит.д. – нелюбимые.

«Как хорошо сегодня» – форма поговорки перенесена в разряд формы пословицы и непонятно – как же хорошо? сравним: как аукнется, так и откликнется – пословица; а сказав: как аукнется – подразумеваем недосказанное (так и откликнется) Но: как хорошо сегодня (не поговорка) – поэтому  ничего не подразумевается, и  фраза зависла, не передав степени «как»,  А как хорошо, так и… есть сравнение, на которое «как» и рассчитано. «как» и «так» легко заменить сравнительными наречиями – очень, сильно… – по смыслу.

«Так хорошо»  - такого же сравнения требует и союз «так».

«Сколько пройдено дорог» – «сколько» требует сравнения «столько» или «что» и – наоборот: сколько пройдено, столько же впереди. Легко заменить: много пройдено.

«Столько пройдено» – тоже можно заменить – много, не мало… столько пройдено, что…

«Заява» (не тот суффикс) и слово превращено в блатной жаргон, а – заяв-к-а – сделано заявление (устно или письменно). Сравним: облава – окружение с целью – поймать. Облав-к-а (ироническое).

«Тусовка» – жаргон: вместо – общение, встреча - искаженная смесь «тасовать», «туз» и «тузить», подобно отжившему – «ништяк» - не шутя, превращенному в существительное.

«Дискотека» – из пластинки сделали «пласт» - не звучно – диск; добавили «тека» - часть от латинского «библиотека» - собрание книг – и получили – место топтания под музыку – каждый топчется «танцует» сам, не касаясь партнера. А танцы – это красивые движения пар под музыку.

«Бабло» – слово деньги заменено блатножаргонным «бабки» -  ещё «сильнее»  – «бабло», по типу – «хайло».

«Тачка» – за какое сходство обозвали  автомобиль «тачкой»? - блатной жаргон – не её возим, держа за ручки, а она возит.

«Кореш» – из слова «корень» образовали блатную метафору.
«Каникулярная пора» – слово образовано не с тем суффиксом, по типу: партикуляры – партикулярный, но каникулы – каникульный.

«Без сучка и задоринки» – случайно исказили, «задиринку» - заусенец, на «задоринку – задор и – узаконили в словаре.

«Электронщик» -  появилась профессия и слово «электроник», но роман «Приключения Электроника» смутил – переделали в «эоектронщика» Сравним: «механика – механик; электроника – электроник».

«Часть речи употребляется» – сказано в грамматике русского языка. Как можно употребить часть речи – она не съедобна, а применить можно – применяем.

«Телка» – унизили девушку, женщину до животного.

«Классно» – классным может быть то, что принадлежит  классу (в школе), категории людей ( рабочих, интеллегентов и т. д.), классике, а «классно» - вместо «хороршо, отлично» - превращено в жаргон.

«Погнали» (побежали), - просторечие с оттенком жаргона.
гнать (врать) – жаргон.
«Я думаю» – ( личное местоимение с глаголом настоящего времени дает повтор: я-я, ты-ты, он-он, мы-мы, вы-вы, они-они – думаю и т.д. – уже «я». Следовало бы перестроить фразу: мне думается, по-моему и т.д.

«Пара фраз», минут – парами могут быть только парные предметы: пара рук и т.д. В остальных случаях – это просторечие – жаргонизм – безграмотность.

«КрУжит листопад, самолет, птица» – (кого кружит?), а если сам, то – кружится.

«Расчёт» – рас – приставка, счёт – корень, а если корень «чёт» - иной смысл: (чет-не чет).

«Офис»  - контора, кабинет.

«Эксклюзивный» - редкий.

«Информация» – ин – заимствованное «извне», форма, ция – «ц» - суффикс принадлежности.
Сообщения – со – вместе – общение – данные для общения.

«Иллюстрация» – изображение (образ).
Ингредиенты – составляющие.

Алфавит – азбука – латинское и русское слово – зачем латынь, если есть своё. Русский язык и без этого пестрит латынью: префикс, аффикс – , суффикс,  флексия – состав слова. (приставка, корень, суффикс, окончание).

Эксперимент – экс – бывший – перимент – ничего русскому сознанию не говорит, а опыт – о – окруженный пыт – пытка – испытано на себе.

Клёво – удовольствие от клёва на рыбалке переиначено в жаргонизм – удовольствие.

Круто – крутой поворот, решительный – переделали в жаргонизм.

Инверсия: «Белеет парус одинокий» - вместо «одинокий парус» -  внимание сосредоточено на «одинокий», а «на сижу железе я» - вывернутое сообщение; первое – поэзия, второе – речевой урод. Инверсия – речевая специя – аккуратно с ней надо общаться.

Звукопись: при соединении слов возникают неожиданные звукосочетания: к примеру, слова «будто, бал, буду…» «боятся» союза «и» перед собой, а союз «как» - «и» после себя. Много подобных сочетаний: «руби лихую голову»; «как увижу, как услышу».

 Лексические неувязки: «кораблям не спится в порту – им снятся…». «По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах».

Эксперимент – опыт – испытание.
Адекватно – соответственно.
На сленге говорят не только герои книг и кино, а и авторы: милиция-полиция в кино разговаривает на жаргоне.
Спонсор – кассир.
Контингент – состав.
Ассоциация – сравнение (книжные слова рядом с жаргоном – хорошая мешанина).
Десантура  - десант (не тот суффикс превратил слово в вульгаризм.
Пехотура – то же самое.
Верхотура – культура.
Гламурный – что-то скользко амурное.
Несознанка – блатной вульгаризм.
Сексопильный вид (слово.-урод).
Сексуальный – готовый к сексу, (без любви).
Компетенция – осведомленность.
Дарить подарки – вручать подарки.
Провозгласить приговор – огласить приговор.
Иностранные слова нужны, если в них есть новое, но излишни, если они «копируют» наши слова:
Рентабельность – прибыльность.
Компоненты – части.
Компетентный – осведомленный.
Парковка – стоянка.




Юрий Медных
Русский язык и литература в школе
Реформа в школе
 Есть слухи, о школьной реформе, по преподаванию «избранных» предметов, а остальные – платно.
 А если вести преподавание с 1го по 4й классы всех предметов – всем ученикам – бесплатно, отмечая способных и прилежных, а потом им предоставить возможность бесплатного обучения с 5го по 8й классы, снова отмечая способных и прилежных, опять только им предоставляя возможность бесплатного обучения в старших классах – престиж обучения в школе возрастёт. А отсеянным предоставлять право дальнейшего платного обучения в школе и в профессиональных училищах. При такой постановке проблемы повысится уровень грамотности учеников, а в будущем – учителей. Знания оплачиваемых учеников оценивать реально, а не условно. Неуспевающих отчислять из школы, открыв для них двери училищ. Школьные программы очистить от новомодных выдумок. Предлагаю попробовать внедрять методы, данные мной в статье «уроки русского языка и литературы в школе» и разрабатывать новые доступные для учеников методы.

               Уроки русского языка и литературы
              Мой   опыт работы с детьми в школе:
 класс мною делится по рядам на два отряда: мальчики и девочки. Отряды соревнуются в работе по заданной теме –  они – отряд: надо выиграть. Ребята сами объединяются по способностям, чтобы один мог помочь другому: ведущий горд тем, что он ведёт, а ведомый рад получить оценку выше.
             Капитаны, работая с отрядом, ведут учет на доске мелом. Табло-доска – поджигает, тут и звонок – помеха.
            Проверка тетрадей тоже имеет свои особенности: хорошим ученикам делаю пометки на полях – ученик отыскивает ошибку и исправляет её – нелюбимая работа над ошибками превращается в исследовательскую работу. А исправленная таким образом ошибка, исправлена не только в тетради, а и в памяти ученика.
            Среднему ученику подчёркиваю ошибку и отмечаю её на полях. Ученик  ищет правило, чтобы исправить ошибку, это тоже исключает её из памяти.
            Слабым ученикам исправляю ошибки, отмечая их на полях, а они находит к ней правило и приводят пример, только тогда ставлю оценку за работу над ошибками – оценка является стимулом для работы.
            Части речи и члены предложения ученик не запоминает, а осмысливает:
 1 Главная часть речи – существительное: то, что существует – предмет.
 Все остальные части речи – слуги существительного:
 2 Глагол сообщает о действии существительного (предмета).
 3 Имя прилагательное определяет качество предмета.
 4 Имя числительное определяет количество предметов.
 5 Местоимение заменяет предмет.
 6 Причастие – причастно к определению и действию предмета.
 7 Деепричастие – содержит дополнительное действие предмета.
 8 Наречие – управляет речью – как действует предмет.
 9 предлог сообщает о взаимодействии предмета с другой частью речи.
 10 союз – соединяет части речи.
 11 частица – усиливает положительность или отрицательность части речи.
 12 междометие – выражает отношение говорящего речь.
 Именных частей речи – 4:
 Имя существительное,
 Имя прилагательное,
 Имя числительное,
 Местоимение.

 Глагольных  - три:
 Глагол,
 Причастие,
 Деепричастие
 Наречие – прилагается.

 Служебных – четыре:
 Предлог
 Союз
 Частица
 Междометие.
 У ученика при такой раскладке в памяти все на своих местах.

 Таки же образом даю члены предложения.
 Подлежащее – подлежит действию (действует).
 Сказуемое – говорит о действии предмета (подлежащего).
 Определение – определяет качество предмета.
 Дополнение -  вводит в действие дополнительный предмет.
 Обстоятельство – сообщает, как обстоят дела (действия).

 Любая часть речи может быть любым членом предложения:
 Часть речи – это гражданство в грамматике.
 Член предложения – должность гражданина в предложении.

            Главная наука – литература, а её слуга – язык, потому что все науки объясняются и изъясняются, и изучаются при помощи языка. Художественна литература – царица всех жанров и наук потому, что она вмещает в себя всё: герой может быть любой профессии.
           Лучшее знакомство со способностями и недостатками в познаниях ученика – через диктант – грамматика и через сочинение – мышление, обширность познания и способность выражать мысли.
            К сочинению учеников готовлю заранее. Потом идет подготовка по теме на уроке. Замечательное развивающее упражнение на уроке – сочинение по картине, иллюстрирующей пройденное произведение:
 с учениками составляю план на доске – поэтапно: развиваем сюжет и его композицию: первый план, второй, третий. О чём рассказано на картине? Время года, время суток, о чем думает каждый герой. Выразить своё мнение о картине, а не то, что сказано в учебнике. На цитаты не налегать и не избегать их.
 Второй урок – написание сочинения.
 Проверяю сочинения по трём уровням:
 1 раскрытие темы и отношение ученика к теме.
 2 стилистика.
 3 грамматика.
 Работа над ошибками тоже по трём уровням – оценки только за хорошие работы.

 Работа со словами:
 Любое слово рассматриваем во всех его значениях:
 Течь – определить часть речи и дать ей полную характеристику.
 Ответ: течь – глагол, неопределённая форма (инфинитив), несовершенный вид, первое спряжение. В предложении может быть сказуемым. (оценка за ответ 4).
 Ответ: течь – имя существительное, ж. род, 3-е скл.ед.ч. и(в) пад; в предложении может быть подлежащим, дополнением. (оценка за ответ 4).
 Полный ответ: оба ответа поочерёдно. И в памяти появилась течь (память ухудшилась – метафора).
 Мысль продолжает бурно течь (хорошее быстрое мышление) – оценка за ответ – 5.

 Применение частицы СЯ.
 «Я стираюсь» - говорим. Стираюсь – это стираю себя.
 В ответ девочка  смеётся: она представила, как она стирается, подобно резинке в её руке. Говорить неправильно - смешно, если вдуматься, а писать?
 «Убираюсь» - вместо убираю – навожу порядок. «Убираться» - в просторечии – уходить вон.
 И обратный эффект – отсутствие частицы СЯ:
 Самолёт кружит над городом - в значении: летает над городом кругами. Кого он кружит? – пассажиров внутри себя – витиевато. КружитСЯ он над городом. Мальчишка погнал на велике (велосипеде) – в смысле поехал. Слова превращаем в вульгаризмы, не задумываясь над смыслом.
 О значении знаков препинания:
 Каждый знак имеет своё значение и свою величину во времени:
 , (запятая) равна звуковой доле (любой безударный звук).
 ; (точка с запятой) – полутора долям.
 : (двоеточие) – двум долям.
 – (тире) – 2,5 долям.
 … (многоточие) – 3 долям.
 . (точка) –  3,5 долям.
 (), ?! «…»  - выражаются эмоционально.

 Времена глагола  применяются по смыслу:
 Прошедшее время – отдаляет.
 Настоящее время – создает присутствие.
 Будущее время – предполагает.

 Склонение:
 Склонение – способ (отклонения) именных частей речи от нормы (именительного падежа): их 6: 3 склонения, 3 исключения.
 Надо различать (а – я) – 1е скл.
 И (ия, ий, ие) – искл. Склоняются по 3му скл.
 И надо различать
 Сочиненье (ье) – 2 скл.
 Сочинение (ие) – к 3му скл.(искл).

 Спряжение – сопряжение (способ соединения) глагола с другой частью речи. Их 2. Есть исключения.
 Есть разносклоняемые существительные, типа:
 Ноль – нуль и цех…
 Умножить на ноль, но свети на нуль. Начать с нуля.
 Цех в предл. пад. В цехе и в цеху:

 Развитие поэтического слуха:
 Расшиньгиваю строку известного поэта  и предлагаю ученикам восстановить её по памяти;
 Потом то же делаю с малоизвестным стихотворением и помогаю восстанавливать строки – этим развивается слух к метру (размеру). Пример:
 Ты, моя старушка, жива ещё?
 Привет тебе, привет, жив и я.
 Пусть над твоей избушкой струится
 Тот свет, вечерний, несказанный.

 Сначала ищем рифмы: старушка – избушкой; привет – свет.
 Развивается понятие рифмы и ритма (размера), и смысла.

 Стихи и поэзия:
 Отличительной особенностью стихотворения от прозы являются мысль, стихотворный (метрический) размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрАхий, анАпест, пеон, гиперпеон и так далее; строфа, рифма.
 А отличительной особенностью поэзии является новая мысль, высказанная не в прямом значении, а образно (наличие художественных тропов – приёмов), сама строфа являет собой внутреннюю структуру: силлогизм, а размер и рифма, оформляя мысль,  усиливают её, украшая. Поэзия может присутствовать и в прозе, и в живописи, и в музыке - в любом виде искусства. Стихи – ещё не поэзия, а поэзия – не только стихи.

 Вдохновение и труд
 Настроить себя на творчество нелегко, а этот настрой и называем вдохновением. Это зов одухотворённости к творчеству. Он лёг на бумагу как первый снег – чистое блаженство. Теперь надо проявлять мысль – начинается работа ума и сердца. Умом ищу образ, в памяти отыскиваю слова, а сердцем накаляю то и другое. Образ найден, а слова топорщатся, не укладываются в размер, смысл шершав, не точен. В памяти неотступна статья Маяковского «Как делать стихи». Он – молодец уже тем, что сорвал маски с «мистического» вдохновения и показал истинную (творческую сторону) вдохновения, о которой говорили классики. Чистое «вдохновение» - это ширма графоманов – людей, не умеющих работать над словом.
          О слове: в наших учебниках (грамматиках) сказано: части речи и члены предложения «употребляются», но нигде не сказано – вкусны ли они? Употребить в пищу, а применить – в дело, оставив целым. Выходит, что безграмотность наша  очень глубинна.

 КВН на уроке:
 Команды внимательных и находчивых.
 Команды мальчиков и девочек готовят вопросы и ответы по пройденной теме (литература или язык).
 Капитаны на доске записывают баллы.
 Вопросы должны быть чёткими и ясными, ответы - исчерпывающими: один и два дополнительных (если нужно).
 Тема разбирается «по косточкам» и усваивается глубинно.
 После урока – КВН можно писать диктант и сочинение - результат будет высоким, а знания – крепкими. При уроках КВН прогульщиков не бывает, двоечников – тоже. После нескольких уроков КВН можно без специальной подготовки давать открытый урок КВН.
Продолжение:
Информация – ин форма ция – обрывки иностранных понятий;
Сообщение – со общение
Офис -  казенное помещение
Контора – кабинет


 Продолжение следует.

       Переоценка ценностей
                О чистоте творческого языка авторов
Здравствуйте, со-перники –
Братья по перу,
В мире слов – Коперники,
На пути к костру.
Спасибо, друзья по перу, за доверие: сказать, что король нашего художественного литературного достоинства – гол: чтоб «улица не корчилась, безъязыкая», общаясь на уголовном жаргоне, уличном сленге и мате, классики вооружили нас замечательным языком, а мы, имея его, говорим и пишем как на душу ляжет – поймут и ладно, и считаем свою лексическую безграмотность проявлением народной простоты; величаем себя поэтами; бардов развелось, как грибов: этот высокий титул поэта мы уронили до мурлыканья под гитару.
Писатели не блещут мастерством слова, а любители, в замечательном рвении спасти культуру языка от вульгаризмов и иноязычия, взялись за перо, как народ в войну – за вилы, не зная даже основ художественного творчества, а большинство в этом не одарены. За малейшие успехи хвалим друг друга. Глядя на такую стряпню, количество доброхотов растет, как снежный ком: «мол, и я смогу» –  тонем в косноязычии да графомании. Получается, что любители вместо помощи языку, помогают зарубежью добивать его.
                От любительской работы,
Лишь  СССР  зачах,
Наш язык – на эшафоте,
Графоманы – в палачах.
Но эта трагедия языка началась  ранее развала СССР. Классики 19 столетия значительно обработали наш язык, частично его пошлифовав. А после них внедряется тезис: «лучше классиков не скажем», переросший в «лучше Пушкина не скажем». В переоценке ценностей культура России пятится: после «золотого» Пушкинского века при расшатывании политической формации скатились до Серебряного века. А со сменой формации стали «Бронзовым» 60 годов, Ведь Ленин сказал, что буржуазные авторы нам не нужны – научим своих. Вот и научили: мы вместе с рублем «одеревенели». Впереди у литературы, видимо, «каменный» век.       
«Мастера» языка не ведут публику за собой, а в погоне за популярностью, идут за публикой. Ориентируясь на лексические нормы языка, трудно не заметить в нашей речи, устной и письменной, гекатомбы ошибок, ставших «нормой». Литературный клуб поднимает на щит третьестепенных авторов пролетарского века – (рядом с ними - смотримся). Хоть,   
Ты сердце выпеснил избе,
А в сердце дома не построил,
– горестно заметил Клюеву Есенин. А клюевыми Русь всегда изобилует.
Среди любительского сырца весомость сборников стала оцениваться не по качеству, а на килограммы. Грамотному читателю стыдно за эту любительскую стряпню, ведь и она – наше лицо.
Мелочно описываем свои переживания, а поэзия – это их показ на объективном уровне, как это сделал Бодлер в «Цветах зла». А наш автор, не поняв метаглубинности в саркастической оценке Шарлем Бодлером роли женщины и ее нынешней сути и решив «пободаться с Бодлером», разразилась ругательством в адрес гения, на что хочется возразить:
                Поэт был знатным кавалером
                И нынче гениально молод;
                Куда «бодаться вам с Бодлером» –
Вы и для низких сфер комолы;
Под шум похвального прибоя
Парите образной голубкой,
Но Горний Свет не беспокоят
Стихи, написанные юбкой.

Уровень боли нашего автора за поруганную высоту женственности не сопоставим со всплеском боли  М.Цветаевой:               
   О вопль женщин всех времен:
                Мой милый! Что тебе я сделала? 
Среди любительской публики, гордой оригинальной образностью в своем творчестве, некоторые подают надежды на рост, пестря лексическими недочетами:

1 «бегу сквозь них со скоростью улитки» – (сквозь ручьи)
1) точнее было бы сказать: спешу, потому что бежать со скоростью улитки невозможно.
2) но ни спешить, ни бежать сквозь ручьи тоже невозможно, а вот (по, через, поперек, вдоль ручьев – можно).
2 «притяженье – кружение»; рифма женская и дактилическая дает звуковую асимметрию – лишняя звуковая доля в рифме: нье и ние (один слог и два слога.
3 «крикнул я всерьез, без смеха». – всерьез – уже без смеха.
4 «звеня, катилось солнце, как ворона» (хорошенькое сравнение); и ворона каркает, а не звенит.
5 «и верить словам, будто звездам с небес».   Звезды с небес – это упавшие (сгоревшие)  Точнее было бы: будто звездам (в небе, на небе.)
6 «в городе мОем осень», –  сбой метрического ударения. В строке 3х стопного дактиля сделан одиночный «дольник» на второй стопе и изувечен сбоем ударения в слове «моем»  Получилось: (моем осень, (чтобы чистая была?)

1 «Так торжественно здесь»  (как? так)  разорвано определение: так торжественно, что-как-словно-будто – но сравнения нет, поэтому «так» по-висло.
2 «У меня был домик – бЕленая хатка»  – белЁная – необоснованно смещено ударение, создавая звуковую безграмотность.
3 «Как умел он лаять – просто для порядка». (как же? умел); ( просто) – лишнее слово, для заполнения пустоты метра)
4 «Мамка мне сказала – там гуляет черт.» Просторечное «мамка» – пренебрежительно к матери, слишком амикошенски для поэтического текста. Или: это из другого лексического пласта: «сбежались мамки» (няньки)?
А  Черт не гуляет, он подстерегает.
6 «Если Бог не выдаст, если черт не съест.»  В народе говорят: «Бог не выдаст – свинья не съест». Черт здесь не кстати. Черт поберет, а не съест.
7 «О царстве изобилия  -  И как-то вдруг забыл я.»  Изобилия – дак-тилическая. рифма; Забыл я – женская. рифма.  Опять нарушена звуковая симметрия. Вроде «красиво», но красота – в симметрии.
8 «Глубже тайны древние спрячет мОе озеро.»  Две хореические строки с дактилической рифмой зачем-то вытянуты в одну, насильственно создав цезуру (паузу) в середине строки. В слове «мое» смещено ударение. Сравним (наше озеро).
Сравним с нормальной цезурой Пушкина:
Признаться вам  - я в стихотворной строчке
Люблю цезуру - на второй стопе.  - безо всякого манерничанья пятистопный ямб с цезурами.
9 «мерси – Си» – зачем французское. «мерси», есть русское «спасибо» – для этого ли Пушкин, в совершенстве владевший французским, очищал наш словарь от иноязычия?

1 «Я прохожу сквозь солнечный овал,» (прохожу – уже я – «я» - лишнее слово). Проходит, сняв телесные одежды, т.е. ментальным телом, то не сквозь овал, а сквозь солнечный шар.
   Сняв тесные телесные одежды. 
   И то, о чем несбыточно мечтал,   5ти стопный ямб.
   Приобретает свет надежды.          4х стопный ямб
   И воплощаются желанья.           4х стопный ямб ( в одной строфе – несимметрично.
2 «звезды – души мОей пристани»      смещено ударение в слове «моей»;  «души» - в данном контексте неблагозвучно: (зачем душить?).

«СорвАлись в бездну яркие кометы,  (сорвалИсь) смещено ударение
Растаяв навсегда в седой дали.» 
У автора много сонетов и есть их венки.  Но сонет – это рассуждение и вывод под одним сюжетом, а не набор красивых фраз.  Сонет – это не столько форма, сколько содержание и внутренняя структура в чеканной форме. «Сонет – это «молния» мысли и чувства, заключенная в форму. А венок сонетов – это гроза, обрамленная  изящной формой.» (С. Суслова). У автора сонеты и их венки даже по форме не являются таковыми.

1 «А ты – мучительно красив,
   И так мучительно – бездушен.»  Как же? Следовало сказать: так же, но размер не позволил.
2 «Как хорошо свободной быть» (как же?)
3 «Что ты кружишь, как палач?»    «Кружишь» вместо «кружишься» дает игривое понятие: какой предмет герой кружит, вместо того, что сам кружится. И разве кружение – характерное движение палача, если с ним сравнивается?
4 «Я давно пересчитала
   Медь потраченных монет.»  – образ бедности.
  И тут же:
  «Уноси свои заплаты
  От моих резных ворот.»   – символ зажиточности. Нет стройности сюжета.
5 «С волками жить – по-волчьи выть» –
   Твердят все без умолку»  «твердят» - это затверживают наизусть или втолковывают кому-либо; «все» - так уж и все? Так уж и без умолку? строка не продумана.
6 «Но не желаю вО всю прыть.» Ударение на «во», этого требует размер, а надо на «всю», – этого требует смысл.
7 «Противно хищника лицо  примеривать.» Оказывается, у хищника не морда, а лицо.
Стихотворения броско, даже крикливо образны, но многословны, хао-тичны по форме и содержанию.

1 «Три пушистых хризантемы,
   Три махровых хризантемы.» Согласно практической стилистики русского языка, прилагательное женского рода при количественных числительных требует окончания «ые», «ие»: три пушистые, махровые, а прилагателные мужского и среднего рода требуют окончания: «ых», «их». – три новых карандаша. Этот стилистический казус подобен применению «пар» в нашем разговоре там, где их быть не может: пара – это левый-правый; он-она. Но минуты, часы, годы, вопросы, случаи пар не имеют, поэтому звучат вульгарно.
2 «какое чудо на рассвете,
…ловить в распахнутую грудь»  (и какое же?)
3 «Но пруд морозец ранний
   Уже подернул синим.»  ( кто кого подернул?) существительные в одинаковой падежной форме.
4 «Ветерок листает сонник» (кто кого листает?)

1 «меня кусает в попку слепень.»
2 «я сопли втягиваю, рад,
 что у меня родился брат»  - отменная детализация; достойная Баркова, но не его творчеством славна русская литература.
СлепЕнь – ударение должно быть на втором звуке Е, а не на первом.
3 «разит специфический запах
лекарств, медицины вообще…»  - вообще – слово, ничего не значащее и в нем, в строке, лишний по размеру слог О. метр строки требует просторечного «вобще».
«Хозяйки нет, хозяин – холостяк» –. Хозяин – холостяк, уже ясно, что нет хозяйки.
«Здесь беспорядок (нету пресеченья)» – нету – просторечная форма слова нет.  В устах автора «отличное» лексическое украшение художественности. «Нету пресеченья» – прозаизм. Авторские «открытия»: ими переполнены стихи.
«В ведре будильник, что вполне логично», – логика в гулкости от ведра, но об этом не сказано – образ не дорисован.
«Заложив письмо междУ страниц» – мЕжду – смещено ударение.
«К почте двинет через расстоянье» – двинет вместо двинется – просторечие, здесь звучит вульгарно. Кого двинет? По какой части тела? Сравним: «На русских двинул он полки».

2 «Россия,      
             матерь мОя!               
                Русь!»     -  фраза написана 4 ст. ямбом, со сбоем ударения на 3ей стопе, благодаря этому получается вульгарная игривость: Какую матерь мОя? (моет) Россия?
   
3 «Словечком лютым» –
лютое – это (крепкое, соленое словцо).
Словечко (ироничное, нежное).
Слово (крепкое, забористое, бранное).
4 «Их было тьмы.» (их были тьмы (множества), (тысячи) – тюркское)
5 «из грязи, хляби, из дерьма» - слово бранное, не к лицу поэту в адрес России.
6 «и осененное как бЫ»  - ударение поставлено на бы» и вынесено в рифму. Что за извращение фонетики и лексики? Не красит ни слога, ни речи, ни автора.
7 «любви – молвы»   -  рифма – это созвучие, а здесь его нет:  Любви-яви, язви, обвил (1 звукоряд); молвы-головы - халвы (2 звукоряд).
8 «она здесь и рядом.» (рядом, уже «здесь).   

 Эти авторы считают себя элитой в литературе. Но «Лучше Пушкина не написать»  – для многих стало аксиомой. А надо писать лучше –  культура должна развиваться. Александр Пушкин создал язык и литературу, изрядно отшлифовав свое великое детище, чтобы мы, его потомки и наследники, писали на его уровне и - лучше, работая над своими проблемами в языке, как это делали мастера. Нам заниматься нашими проблемами в изящной словесности, до которой руки мастеров не дошли. Это и есть марафон эстафеты нашего художественного творчества – роста. А мы в поисках новизны самовыражения покатились по наклонной, своенравно нарушая классические нормы, и ничего нового этим не создавая. Надо учиться мастерству, осваивая тайны искусства,  и – творить.
Поменьше бы пустых слов, строк, книг, а побольше одухотворенной свежей мысли в виртуозно грамотно обработанную строку! Превратить бы марафон из демонстрации стихотворного сумбура в эстафету поэтических достижений.
Уважаемые творческие со-перники, спасибо за внимание.



      Связь времён

Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Замечательно, что  многие взялись за художественное перо, значит, культурная связь времён не прервана.
А.Пушкин кропотливо работал  над каждым звуком, над каждым знаком препинания – посвятил этому шутливую поэму «Домик в Коломне», говоря во вступительной части о языке.
В его творчестве разрешаются проблемы личности и общества; личности и власти; личности и природы.
Он  создал литературный язык, жанры и через это разбудил любовь народа к литературе. В любом его произведении видна психологическая глубина мысли. «Борис Годунов» панорамно показывает связь между слоями общества – мыслит автор.
«Медный всадник» - психическая дуэль маленькой личности и большой при участии стихии.
Пушкин создал литературный язык, а, спустя столетие, у Некрасова деревня без мата говорить не может, а народный поэт стилизует свою речь под народную. Народен Пушкин – он учит  грамотно говорить. У Пушкина пеплом Гришки Отрепьева народ выстрелил из пушки – и пошли по Руси самозванцы – об этом сообщает два столетия спустя Д.Андреев. Это – метасвязь времён.
Правильно ли понимаем Пушкина, читая его:

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Мороз и солнце (;) поэт радуется содружеству противоположных стихий: морозу и огню (солнцу); день чудесный!  – при содружестве мороза и огня день полон чудес – прекрасный.
Ещё ты дремлешь – не хочешь выходить из состояния полусна в явь, полную чудес;
Друг прелестный – дружба – любимый вид общения поэта;
Прелестный – полный прелестей, лести – нежности;
Пора, красавица, проснись: пора – надо вставать; и пора - замечательная пора;
Друг  оказался красавицей – вот почему – прелестный;
Проснись – войди в мир чудес;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры, - открой, откройся, сделай откровение;
Сомкнуты негой – на замке неги;
Взоры – воззри на красоту;
Навстречу северной Авроры – навстречу утренней заре;
Петербург – тоже – северная Аврора – навстречу новой столице;
Звездою севера явись – стань звездой дня, Петербурга - покори общество красотой.
Это только маленький пример анализа тех ощущений, которые должны вызывать образные строки поэта у просвещённого читателя.

     Сбылось предвиденье поэта:
Сегодня Пушкин – всепланетен,
Хотя сшагренилась Россия.
…………………………………….
    На интернетовском веку
Иметь прилично языку
Изящность пушкинского слога.
…………………………………….
      Зачем в поэзии народ –
В алхимиках – наоборот? –
Творим свинцы из – золота…
…………………………………….
      Гений в форму прибирал
Слов народных капитал,
Чтоб мы брызгались – эссе.
……………………………………….
      Гений вёл до – благородных
Самоцветы слов народных,
Чтобы мы вели их – к «фене».
……………………………………………
      Он, начало всех начал,
Мысль и форму – повенчал,
А у нас – бракоразводы.
………………………………………….
      Пропись – строчке – командир –
Урезонивать задир,
А задиры пропись – гонят.
……………………………………………
      Бьющим слог – в каменоломню –
Надо  к Пушкину – в «Коломну».

1. Подвиг Пушкина продолжает А.К.Толстой, заслоненный от нас «зеркалом русской революции» и «Хождением по мукам».   У А.К. Толстого психологическая глубина личностей во  – времени. В трилогии о царе Борисе мыслят герои, а ведет их автор, давая соответствующий их положению уровень языка, вплоть до прозы  – у простолюдина.
        Эту же тему, очень по-своему, развивает Д.Андреев.  – метаглубинное развитие личности –  в пространстве: пространственные и временные пласты взаимодействуют, создавая объемную картину вселенной и роль героев в них.
           В «Ленинградском Апокалипсисе» развернуто показана глубинная связь времен, с причинами и следствиями, и становится понятнее трагедия блокадного города и значение воли и дел Петра.
        В трилогии об Иване Грозном показывается личность великого реформатора и причины его психического излома через кромешность его деяний
        «Рух» - судьба России в пожарах межусобиц и набегов степняков.
       «Железная Мистерия» - путь к освобождению от «Железной пяты»(Дж.Лондон) Ленинизма - Сталинизма. Вот  слова Д.Андреева, говорящие о сути нашего времени:
Милый друг мой, не жалей о старом,
Ведь в тысячелетней глубине
Зрело то, что грозовым пожаром
В эти дни проходит по стране.
А сегодня – наследники великих мастеров – продолжаем тему.

Кипим в поиски новых форм самовыражения: у многих начинающих, пробующих перо, пришедших поболтать, выговориться и т.д. - лучшая форма – её отсутствие; лучшая логика – её отсутствие; (очень знакомо).
Долой премудрости грамматики великого языка – полная свобода  – анархия. Всего этого мы уже нахлебались в политике и в литературе. Не даром же «золотой» век «посеребрел». Но и «серебро» для нас – высоковато:
Долой путаницу пунктуации – дорожные знаки движения мысли – вперёд – к авариям непонимания: «казнить нельзя помиловать» – что делать? «Казнить – короче».
Нам не надо ходить в народ ( в простолюдие), мы сами – народ: разговорный лексикон, включая «феню» и маты - в строку.
Нам не до выкрутасов форм поэтической готики - лишь бы высказаться – долой лаконизм, зачем премудрости литературных норм?: пишем по «нормам» разговорного языка –
Да здравствует всеобщая литературная анархия.

Под небом Пушкина, Толстого
Культуру строим модерново:
Святая воля вдохновенья,
Умножь, сколь сможешь, наше рвенье.

ПервоСловие творца
Низвели мы до – сырца
И – хлебаем мыслебрагу.
…………………………………………
От пустых похвал в стихи.ру –
Много сахара и жира –
Долго ль и до – золотухи…
……………………………………..
Нынче слово ку-клукс-кланить
Помогаем графоманам
Болтовнёй – кому не лень.
           ……………………………………..
Модернистов в мыслештормы
Не пускает стихоформа,
Как мужская суть – в танцоры…
            ………………………………………
Она прекрасна образною силой,
Но – коротко писать – не научилась.
……………………………………….
Новым Шариковым Флюгер
Гнёт поэзию на плаху;
В чём меня он приголубит,
В том, конечно, дал я маху.
………………………………………..
Куда шексприровскому мавру
До наших творческих страстей:
В объятиях – сама культура.
…………………………………………….
Лишь бы мысль светилась в тексте,
Не смотря на текста тестость,
Хвалим автора – поэт.
…………………………………….
Лепим нравственность стихи.ру
И творцы, и те, кто – с жиру:
Гипс толочь – месить – мешать…
……………………………………………
И в делах, и в кассе слова
Превратить бы «лохоловам»
Всю свою страну – в лохань.
………………………………………….
Ладя мысли пьедестал,
Век этически блистал,
Отшлифовывая слово –
Наш век – кайно заколдован.
…………………………………………….
Уж не небо ли халтурит
Так – что золото культуры
Промывается – водой.
…………………………………………
«Бог» и «Вы» с заглавной буквы –
Это, как слащаво буркнуть
Блинистый подхалимаж.

     Тираж   
Я мечтал о тираже,
И сегодня он уже
Для любого стал уловом
Петушащегося слова;
Поответственнее, Пети,
Ведь тираж-то – всепланетен,
В нем увидит каждый глаз,
Что за перышки у нас,
И все наши «ку-ка-реки»
К нам приклеятся навеки.

О большой букве:
Начало строки и её конец – это тоже – знаки препинания (тропы): конец строки, предполагая конец мысли, требует небольшой паузы, а если мысль продолжена в следующей строке, то пауза создает инверсию мысли – образ, а усилению его помогает большая буква в начале строки. Делая её маленькой, «стираем» свой же образ. (это – тонкость поэтики).
…………………………………………….
Мыслей – воз,
А слов – сума –
Признак зрелого ума.