Заметки о романе Мастер и Маргарита. Предисловие

Елена Котелевская
      «Любите ли вы роман «Мастер и Маргарита» так, как я, то есть всеми силами души вашей?»
      Уверена, многие сразу же узнали слова В.Белинского, сказанные им о театре. Но кто из нас, при чтении романа М.А. Булгакова не испытывал такой же восторг, те же «энтузиазм» и «исступление», что и Белинский от посещения театра?! Нет, есть, конечно, читатели, которых роман оставил равнодушными. Но я обращаюсь не к ним, а к НАМ  - тем,  кто, будучи заворожённым булгаковским текстом с самой первой фразы, бесстрашно выпал из своей обычной жизни в романную реальность. Кто без сомнений и колебаний, очертя голову, последовал авторскому зову: «За мной, читатель!» и был сторицей вознаграждён за свою отчаянную смелость. Кому было даровано испытать ни с чем не сравнимое чувство упоения невероятной свободой, неожиданно хлынувшей со страниц этой удивительной книги (может быть, самой свободной из всех), пережить космическое, по сути, ощущение  полёта над всей земной обыденностью.
     И кто из нас, пережив опыт булгаковской свободы, не спрашивал себя (осознано или неосознанно): «Откуда  она взялась, эта свобода?! В чём её тайна и тайна магической силы воздействия этого романа на меня? Почему, прочитав его, я уже никогда не буду таким, как прежде, до него?». Но одни так и остались на уровне вопрошания, а другие ... другие пустились на поиски ответа, и ищут, ищут -   упорно и упрямо, как будто от этого ответа зависит их собственная жизнь или, по меньшей мере, что-то очень важное в ней…   
      Перефразировка Белинского возникла в моём сознании как-то сама собой, когда я задумалась над тем, с чего бы мне начать свои заметки о романе «Мастер и Маргарита». Но, как говорится, всё случайно и, в то же время, всё неслучайно.
      Случайно ли, но Булгаков был глубоко театральным человеком. Он любил театр как зритель. Большая часть его творческой, литературной жизни была связана именно с театром.  Он написал «Театральный роман» (одна из версий названия – «Дионисовы мастера»). «Мастер и Маргарита» - тоже театральный роман. Только в несколько ином ракурсе. Он написан не о театре - будь то современный Булгакову, или мольеровский ("Жизнь господина де Мольера"). Он написан ПО  ЗАКОНАМ театра, театрального представления, причём, понимаемого в самом исконном, идущем из глубины веков, смысле. Театра как мистерии - действа, восходящего к древнему культу бога Диониса, в котором зритель буквально погружается в происходящее на сцене и благодаря такого рода погружению, достигаемому специальными средствами, претерпевает глубинную трансформацию своего человеческого существа.
      Но это –  тема отдельного разговора. Точнее, целой цепочки взаимосвязанных тем, поскольку именно в мистериальном (и поэтому мистическом) характере романа и заключена суть дела. 

   (27.09.2017).

Продолжение следует.