Андрей Берест. О чём поведал нам из древности поэт

Андрей Берест
                О чём поведал нам из древности поэт

   На людной барахолке, где шумной жизни звуки
переплелись в едином хоре средь хлама бытия, 
лежал потёртый томик, ко мне тянувший руки.
Его случайно на раскладке купил однажды я.

   «Поэзии шедевры времён всех и народов» -
издатель без иронии названье написал.
Я был обескуражен словесным оборотом.
«Стихи – то ладан для души!» - мне продавец сказал.

   Читая книгу, я сумел статистику поднять.
Узнал, что древние поэты не долгий жили век,
что большинство из них ушло в лет тридцать – тридцать пять,
когда ещё во цвете лет быть должен человек.

   О чём они писали – те древние поэты,
и что им свыше нашептали луна и облака?
И как всерьёз воспринимать старинные сонеты,
не поглотила ль свежесть чувств забвения река?

   Тематика творений   для большинства поэтов
разнообразной не была. Была всегда одна –
аналитический разбор любовных пируэтов,
где в центре был всегда поэт и рядом с ним – она.

   Любовная тематика из древности поэтов
как под копирку составлялась из двух таких частей.
В дебютной части шла оценка деталей для портретов,
а в финишной – печаль и слёзы, боль невозвратных дней.

   Невест поэты украшали в дебютах без приличия,
непринуждённо повторяя раскрасы вновь и вновь.
И , прославляя красоту в естественном величии,
на небо глядя, размышляли про вечную любовь.

   Дебютные куплеты - как близнецы и братья!
Они за темой увязались, как за иголкой нить.
Несложно выдумать стишок, широкий как объятья,
такой, что все дебюты в теме им можно заменить :

   «Голубоглазый ангел мой, с звездою на макушке!
На златокудрой голове – венок из белых роз.
Пурпурны губы, белы зубы, зелёненькие ушки,
и украшенье главное – красивый синий нос.»

   А финиша куплеты, похожи друг на друга,
собою представляли один сплошной минор.
Там дальше в небольшом стишке есть юная подруга,
её поэт и все итоги – последний разговор :

   «Тебе дарил я розы и уделял вниманье.
Боялся ненароком обидеть невзначай.
Но в жизни мне достались одни воспоминанья
и горечь расставанья – холодное  «Прощай!» 

   Но в Древнем Риме жил Катулл, в момент тот исторический.
Творил поэзию любви своих счастливых дней.
Он написал прекрасный стих серьёзный и лирический –
печальную историю о девушке своей.

   Его подруга знатная не бдела за копеечку.
Проснувшись утром после оргий, и завершив дела,
спускалась в садик за окном, садилась на скамеечку,
и ела пряники с ванилью, что нянечка пекла.

   Однажды в садик прилетел воробышек взлохмаченный.
Сел на скамейку рядом с ней, и сколько было сил,
вдруг зачирикал, клюв раскрыв, и замер озадаченный.
Так тот воробышек голодный в ней крошечку просил.

   Она ему вложила в клюв от пряника две крошки.
Воробышек держал их в клюве – он не умел глотать.
Она их протолкнула пальцем, чем помогла немножко.
И повторяла это снова не менее раз пять.

   Она старалась, как могла, воробышку помочь.
И в тот же день воробышек сумел и сам глотать.
Клонилось солнце к западу и приближалась ночь,
и воробей на лавочке устроился поспать.

   На завтра и в другие дни всё повторялось здесь опять.
И прилетал воробышек к ней в гости вновь и вновь.
Она учила воду пить и зёрнышки клевать,
даря ему внимание, заботу и любовь.

   Быстро закончилась весна и наступило лето.
Воробышек однажды снова  в гости прилетел.
Как-то чирикнул невпопад, как песней недопетой.
Сел на скамейку рядышком,  в глаза ей посмотрел.

   Из глаз его струился свет и гаснул понемногу.
Он проникал ей прямо в сердце в тревожный этот час.
Она смотрела на птенца, что уходил в дорогу.
И вот последний лучик жизни в нём вспыхнул и угас.

   И рухнул мир!  Мир опустел. Остались, разве, грёзы,
воспоминанья о былом в печальный этот час.
Но что же ей так руки жжёт?  То оказались слёзы,
которые дождём горячим вдруг хлынули из глаз.
   
   Тогда  ещё один свидетель присутствовал при этом.
Роман с воробышком в саду он тоже наблюдал.
Он в Древнем Риме лучшим был лирическим поэтом.
Его до глубины потряс трагический финал.

   И в тот же день он написал историю печальную.
Историю, что потрясла такой Великий Рим.
Как будто кто-то вдруг задул ему свечу венчальную,
когда поэт влюблённым был и очень молодым :

   «Рыдай, Венера!  Плачьте, купидоны!
Все люди утончённые… У нас урон большой…
Умер воробышек, которых миллионы.
Она любила одного всем сердцем и душой.

   Он был к ней очень чуток и любил как маму.
Она его так берегла, как берегут глаза.
Он в садик вызывал её, чирикая упрямо.
И что-то, сидя на коленях, пытался ей сказать.

   И он ушёл в подземный мрак, откуда нет возврата.
Пусть не дождётся тьма ночная, несытая, венца!
В чём виноват воробышек?  Она в чём виновата,
что боль разлуки не покинет никак её лица?

   Рыдай, рыдай, Венера, и плачьте, купидоны,
все люди утончённые!  У нас урон большой…
Умер воробышек, которых миллионы.
Она любила одного всем сердцем и душой.» *
* - Автор стихотворения, представленного в кавычках, -
Гай Валерий Катулл ( 87-54 г.г. до н.э.) .В поэзии Катулла,
как и во всей античной поэзии, рифма отсутствует.
Катулл писал одиннадцатисложником, наиболее подходящим
для лирики.  Здесь рифма введена Андреем Берестом
при поэтическом переводе стихотворения.