О чём поведал нам из древности поэт
На людной барахолке, где шумной жизни звуки
переплелись в едином хоре средь хлама бытия,
лежал потёртый томик, ко мне тянувший руки.
Его случайно на раскладке купил однажды я.
«Поэзии шедевры времён всех и народов» -
издатель без иронии названье написал.
Я был обескуражен словесным оборотом.
«Стихи – то ладан для души!» - мне продавец сказал.
Читая книгу, я сумел статистику поднять.
Узнал, что древние поэты не долгий жили век,
что большинство из них ушло в лет тридцать – тридцать пять,
когда ещё во цвете лет быть должен человек.
О чём они писали – те древние поэты,
и что им свыше нашептали луна и облака?
И как всерьёз воспринимать старинные сонеты,
не поглотила ль свежесть чувств забвения река?
Тематика творений для большинства поэтов
разнообразной не была. Была всегда одна –
аналитический разбор любовных пируэтов,
где в центре был всегда поэт и рядом с ним – она.
Любовная тематика из древности поэтов
как под копирку составлялась из двух таких частей.
В дебютной части шла оценка деталей для портретов,
а в финишной – печаль и слёзы, боль невозвратных дней.
Невест поэты украшали в дебютах без приличия,
непринуждённо повторяя раскрасы вновь и вновь.
И , прославляя красоту в естественном величии,
на небо глядя, размышляли про вечную любовь.
Дебютные куплеты - как близнецы и братья!
Они за темой увязались, как за иголкой нить.
Несложно выдумать стишок, широкий как объятья,
такой, что все дебюты в теме им можно заменить :
«Голубоглазый ангел мой, с звездою на макушке!
На златокудрой голове – венок из белых роз.
Пурпурны губы, белы зубы, зелёненькие ушки,
и украшенье главное – красивый синий нос.»
А финиша куплеты, похожи друг на друга,
собою представляли один сплошной минор.
Там дальше в небольшом стишке есть юная подруга,
её поэт и все итоги – последний разговор :
«Тебе дарил я розы и уделял вниманье.
Боялся ненароком обидеть невзначай.
Но в жизни мне достались одни воспоминанья
и горечь расставанья – холодное «Прощай!»
Но в Древнем Риме жил Катулл, в момент тот исторический.
Творил поэзию любви своих счастливых дней.
Он написал прекрасный стих серьёзный и лирический –
печальную историю о девушке своей.
Его подруга знатная не бдела за копеечку.
Проснувшись утром после оргий, и завершив дела,
спускалась в садик за окном, садилась на скамеечку,
и ела пряники с ванилью, что нянечка пекла.
Однажды в садик прилетел воробышек взлохмаченный.
Сел на скамейку рядом с ней, и сколько было сил,
вдруг зачирикал, клюв раскрыв, и замер озадаченный.
Так тот воробышек голодный в ней крошечку просил.
Она ему вложила в клюв от пряника две крошки.
Воробышек держал их в клюве – он не умел глотать.
Она их протолкнула пальцем, чем помогла немножко.
И повторяла это снова не менее раз пять.
Она старалась, как могла, воробышку помочь.
И в тот же день воробышек сумел и сам глотать.
Клонилось солнце к западу и приближалась ночь,
и воробей на лавочке устроился поспать.
На завтра и в другие дни всё повторялось здесь опять.
И прилетал воробышек к ней в гости вновь и вновь.
Она учила воду пить и зёрнышки клевать,
даря ему внимание, заботу и любовь.
Быстро закончилась весна и наступило лето.
Воробышек однажды снова в гости прилетел.
Как-то чирикнул невпопад, как песней недопетой.
Сел на скамейку рядышком, в глаза ей посмотрел.
Из глаз его струился свет и гаснул понемногу.
Он проникал ей прямо в сердце в тревожный этот час.
Она смотрела на птенца, что уходил в дорогу.
И вот последний лучик жизни в нём вспыхнул и угас.
И рухнул мир! Мир опустел. Остались, разве, грёзы,
воспоминанья о былом в печальный этот час.
Но что же ей так руки жжёт? То оказались слёзы,
которые дождём горячим вдруг хлынули из глаз.
Тогда ещё один свидетель присутствовал при этом.
Роман с воробышком в саду он тоже наблюдал.
Он в Древнем Риме лучшим был лирическим поэтом.
Его до глубины потряс трагический финал.
И в тот же день он написал историю печальную.
Историю, что потрясла такой Великий Рим.
Как будто кто-то вдруг задул ему свечу венчальную,
когда поэт влюблённым был и очень молодым :
«Рыдай, Венера! Плачьте, купидоны!
Все люди утончённые… У нас урон большой…
Умер воробышек, которых миллионы.
Она любила одного всем сердцем и душой.
Он был к ней очень чуток и любил как маму.
Она его так берегла, как берегут глаза.
Он в садик вызывал её, чирикая упрямо.
И что-то, сидя на коленях, пытался ей сказать.
И он ушёл в подземный мрак, откуда нет возврата.
Пусть не дождётся тьма ночная, несытая, венца!
В чём виноват воробышек? Она в чём виновата,
что боль разлуки не покинет никак её лица?
Рыдай, рыдай, Венера, и плачьте, купидоны,
все люди утончённые! У нас урон большой…
Умер воробышек, которых миллионы.
Она любила одного всем сердцем и душой.» *
* - Автор стихотворения, представленного в кавычках, -
Гай Валерий Катулл ( 87-54 г.г. до н.э.) .В поэзии Катулла,
как и во всей античной поэзии, рифма отсутствует.
Катулл писал одиннадцатисложником, наиболее подходящим
для лирики. Здесь рифма введена Андреем Берестом
при поэтическом переводе стихотворения.