Природа, Бог и человек

Д.Кольцов
Что есть природа, Бог и человек, вот в чем вопрос.

Если просто, даже примитивно, есть всего два противоположных ответа на него.
Первый ответ дают те, кто в Бога верит: Бог – это нечто духовное, он создал мир и человека.
Второй ответ дают те, кто в Бога не верит: Бога нет, есть материя, движение которой отражают объективные законы, а человек – результат саморазвития материи.

Доказать свою правоту друг другу, как свидетельствует история, они не смогут. Потому что в ответ на утверждения верующих, что мир сотворил Бог, неверующие отвечают вопросом – А кто сотворил Бога? И когда верующие продолжают – Бог был всегда, неверующие парируют – Мир был всегда. И вот тут, это всегда, без начала и конца, всех ставит в тупик.

И меня тоже. Поэтому я не буду ничего писать о начале или конце света. Остановлюсь на другом.

Давайте лучше рассмотрим как воспроизводится живое и как воспроизводится техника.

Если мы условно представим путь существования живого в виде схемы некой сложной системы спиралей и выделим произвольно сечение одной спирали, то получим окружность, которая отражает цикл воспроизводства особи. Расположим  по часовой стрелке этапы этого цикла и получим: зигота (образование клетки с молекулой ДНК в результате полового акта) – беременность – жизнь особи (в условиях естественного отбора). С последнего этапа осуществляется переход на следующий виток спирали с соединением параллельной спирали и образованием новой зиготы и т.д.

Теперь таким же способом представим жизненный цикл технического объекта : проект- строительство или изготовление – использование (эксплуатация, в условиях технико-экономического отбора).С последнего этапа осуществляется переход на следующий виток спирали с соединением параллельной спирали и созданием нового проекта.

Не правда ли, что при всем различии живого и технического, у них все же есть нечто общее?

Прежде, чем рассматривать общее и разное, отметим, что перед нами ни что иное, как механизм эволюции. Никто не станет возражать, что эволюция техники имеет место быть.Мы ее видим наглядно, например, паровая машина - двигатель внутреннего сгорания-дизель-турбореактивный и т.д. Тогда какие же основания отрицать подобное - эволюцию живого(дарвинизм)?

Общее живого и технического:
 – воспроизводимость через природные процессы, когда часть свойств предшественников (родительских) передается следующей особи или объекту, которые одновременно приобретают и новые свойства;
- устойчивое существование в условиях далеких от равновесия за счет непрерывного обмена веществом и энергией с окружающей средой (условия отбора);

Отличие живого и технического:
- живое - самовоспроизводство;
- техническое - воспроизводство с участием человека.

Живое воспроизводится в результате протекания биохимических процессов, характер и последовательность которых определен строением молекул ДНК. И не важно, кто или что создало ДНК - эти процессы проходят спонтанно и автоматически.

Техническое же воспроизводится в результате целенаправленного проведения человеком природных процессов (технологии) в соответствии с проектом.

Теперь попробуем ответить на вопрос – В чем отличие человека от Бога или природы, и в чем отличие природы от Бога.

Отличие человека от Бога и природы в том, что человек создавать процессы не может.

Попробуем рассмотреть цикл воспроизводства технологического процесса.Первый этап цикла - это знание о том, как проводить процесс (регламент), второй этап его проведение, а этапа строительства или изготовления нет, потому что процесс уже создан Богом или природой. 

Человек может только проводить процессы в выбранной совокупности и последовательности с определенной целью, используя одни процессы для создания условий протекания других процессов.Говоря иначе, человек может только изобретать способы проведения процессов и устройства для их проведения.

В рассматриваемом же смысле Бог и природа оказываются не различимы, если не касаться в принципе неразрешимого вопроса о том, создал природу Бог или она была вечно. Потому что бессмысленно искать начало, которого не было, не существующего начала Бога или природы.

Отмечаю особо, что считаю положительной для людей веру в Бога, как веру в Человека с большой буквы, как сохранение, приумножение и использование положительного тысячелетнего человеческого опыта. Также понимаю, что институты религии - это корни нашей культуры. Поэтому верим или не верим в Бога, мы - русские, остаемся православными.