21 сентября - С Рождеством Пресвятой Богородицы!

Галина Николаевна Николаева
                С Великим праздником, дорогой читатель,
                РОЖДЕСТВОМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ
                И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ!

      
       Сегодня Православная Церковь вспоминает радостное событие Рождества Пресвятой Богородицы. Когда отмечается чей-то день рождения, этому радуются родные и близкие этого человека. А сегодня отмечается День Рождения Пресвятой Богородицы, Той, Которая нам самая родная, самая близкая. Все мы любим Божию Матерь, все мы молимся Ей. И, конечно же, в День Её Рождества радостью наполняются наши сердца.
       Совсем недавно, 14 сентября, начался новый богослужебный церковный год – церковное новолетие. И первым большим праздником в новом богослужебном году является Рождество Пресвятой Богородицы. И это не случайно.
       Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, Дверью, раскрывающейся на Небо.
        Если бы не было Той, Которую Бог избрал, чтобы через Нее стать Человеком, не совершилось бы и наше спасение.
        Есть такие слова в одной из стихир Рождества Христова о том, что весь тварный мир приносит дары Христу Родившемуся: небо - звезду, земля – вертеп, мы же – Матерь Деву. Божия Матерь – дар Богу от рода человеческого, с той оговоркой, что все, что мы можем Богу принести, мы должны сначала принять от Него и сохранить. Она родилась лишь потому, что нашлись на этой земле люди, которые любили Бога всем сердцем, всею душой, всеми силами и всем помышлением.

        Как солнце начинает светить еще прежде своего восхода, так и Христос просвещал души ищущих Бога еще до Своего Воплощения. Мир, лежавший в языческой тьме, оказался готов в Него уверовать. Тем более в народе Израильском зрели плоды, угодные Богу, которые должны были созреть, чтобы дать Ему место в нас действовать.
        Иоаким и Анна были благочестивы и праведны, и эта великая милость от Бога - то, что они стали родителями Божией Матери - потому и была им дана, что они превзошли всех своею праведностью.
        Но прежде они перенесли скорбь - до старости они не имели детей, до того возраста, когда при естественном порядке вещей это становится невозможно. В Израиле бездетность считалась особым наказанием Божиим. Святые праведные Иоаким и Анна страдали от этого еще больше, думая, что по их греховности Бог не дает им иметь детей. Другие люди над ними смеялись. Однажды в великий праздник праведный Иоаким принес в иерусалимский храм большие жертвы, и первосвященник отказался принять их. «Наверное, - сказал он, - у тебя есть какие-то тайные грехи, что Бог лишил тебя своего благословения". Другие стали уничижать его, говоря, что и правда он недостоин приносить Богу жертвы.

        Тогда Иоаким в великой скорби вместо того, чтобы вернуться домой, ушел в пустыню, где паслись его стада. Там он сорок дней держал строгий пост и молился о том, чтобы Господь простил все его грехи и дал ему стать отцом хотя бы в преклонных летах, как в древности было с праведным Авраамом. О том же молилась и праведная Анна. Она узнала, что первосвященник не принял их дары, что муж ее ушел в пустыню, и от этого горько плакала. Что бы она ни видела –- птенцов ли в гнезде или землю, на которой все приносит плоды, ее скорбь только росла. Она тоже со слезами просила, чтобы родить хотя бы в старости.
        После этой молитвы явился ей Ангел и сказал, что ее прошение будет исполнено, но она родит не простого ребенка, а Ту, Которую ублажат все роды и через Которую все получат спасение. О том же было сказано и Иоакиму, причем Ангел сказал ему, что он в подтверждение этих слов найдет свою жену, молящуюся в Иерусалимском храме.
        Они встретились, все рассказали друг другу, вернулись домой с твердой верою, что получат по обетованию Господа, и принесли благодарственные жертвы в храме Божием. И Господь исполнил Свое обещание.
        Анна, проживши неплодною пятьдесят лет в супружестве, зачала во чреве и родила дочь, нареченную по повелению Ангела Мариею, что значит по-еврейски "Госпожа".
        Велика была радость престарелых родителей о рождении дочери, забыты были все томившие их столько лет горести и печали, радовались и благодарили Бога с ними все их сродники и знакомые (читать Рождество Пресвятой Богородицы на http://www.stihi.ru/2017/09/22/7006).
      
        Если бы святые и праведные Иоаким и Анна не превзошли всех своим благочестием, то не они были бы избраны, чтобы стать родителями Божией Матери.
        Если бы они в своем благочестии считали себя лучше других и не смирились, оно было бы неугодно Богу.
        Если бы они не перенесли свою скорбь, то едва ли пришли бы в такое смирение.
        Если бы все свое упование они не возложили на Бога, то и не дали бы Ему места совершить это великое дело.
        Так все, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано, и полученное от Него в дар нужно умножить и возвратить Ему.
        Ни блеск, ни слава мира не окружали Ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира: вечная Премудрость сокрыла эту благодатную тайну от ограниченного человеческого ума: верою приемлется благодатная тайна.
       «Радуйся, Пречистая, весь мир рождеством Своим возвеселившая».
               
       «Чтобы понять, насколько велик этот день, - говорит протоиерей Александр Шаргунов, -  мы должны увидеть, что значит пришествие Христа Бога в мир, что значит для нас Его Крест и Воскресение — избавление от смерти вечной. То, что превосходит всякую меру разумения. И в сегодняшнем празднике уже присутствует надежда, что встреча с Богом возможна — встреча Пресвятой Девы Марии и всего рода человеческого.
       Что поражает нас прежде всего в Евангелии о Пресвятой Деве Марии? «Се Раба Господня, — говорит Она, — да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38). Эти слова раскрывают нам тайну Ее личности. Она приносит всю Себя Богу — Свою душу и тело, ум и сердце, — исполняя первую и главную заповедь о любви к Богу, и вторую заповедь, подобную ей, о любви к человеку. В этом Ее ответе присутствует твердость и решимость по отношению к Богу и по отношению к Себе. Свое девство Она сохранит по отношению к миру во веки веков. И Она примет Своей чистотой Бога Духа Святого.

       Она Раба Господня, настолько преданная Богу, что может стать вместилищем Бога и стать Божией Матерью. Какая огромная разница между Нею и Адамом и Евою, которые отвергли слово Божие, своевольно захотели вкусить пищу, запрещенную Богом, чтобы самим стать богами! Отвергнув слово Божие, живое и животворящее, они познали смерть. А Пресвятая Дева послушанием слову Божию приняла в Себя Превечное Слово, Которым была упразднена смерть для всего рода человеческого.
       Мы видим эту решимость идти путем, противоположным падению — путем открытого отвержения греха Адама и Евы. Но видим в Евангелии уже как бы конечный результат. А возрастание Ее — от младенчества до Благовещения — проходит в сокровенной постоянной устремленности к Богу, которая хранилась во всем святом человечестве после отпадения от Бога. И раскрылась уже с несравненной силой после пришествия Бога в мир. Но существует и другой путь, который еще больше выявился после пришествия Христа в мир. Есть два пути — принятие слова Божия: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» и отвержение его. Путь жизни и путь смерти.
       Та чистота и то смирение, которые явила Божия Матерь, имеют своим источником грядущее Воплощение Слова Божия. Смирение и чистота Пресвятой Девы Марии (и каждого из нас) исходят из Божественного истощания Спасителя. Где есть устремленность к этому совершенству — там близок Господь, там совершается тайна соединения Бога с человеком. Не потому ли Божия Матерь, для Которой дороже всего на свете чистота и смирение, и послушание Богу, так возлюбила русский православный народ?
       И событие, которое вспоминается сегодня — Куликовская битва 1380 года, решившая судьбу России, — совершилось под Ее покровом. В день, когда несметные татарские полчища приблизились уже к самой Москве, по благословению преподобного Сергия, даром Божией Матери была одержана победа, которая положила конец долгому игу над нашим Отечеством. Враги рассказывают, что они видели над полем сражения некую сияющую дивным светом грозную Жену, Которая молилась за русское воинство. И так всегда было в течение нашей истории. Во всех решающих событиях Божия Матерь заступалась за русский православный народ, за наше Отечество. Свидетелями этого являются безчисленные чудотворные иконы, — Владимирская, Казанская, Ярославская, Феодоровская и другие, связанные с историческими судьбами нашего народа.
      
       Куда же ушли теперь эти чудеса, когда другое иго, которое уже не сравнить с татаро-монгольским, пришло на нашу землю? Чудеса ушли туда, откуда они приходят — на небо. А оттого, что небо сокрылось из нашего зрения, остановилось чудесное заступничество.
       Но Божия Матерь, Ее любовь не сравнится с нашей неверностью, с нашим предательством и малодушием. Она не перестает молить Господа за нас. И потому приходят сегодня беды на нашу землю, чтобы снова приблизилось к нам небо в новых испытаниях. Чтобы мы сами к нему устремлялись.
       Много бедствий сегодня в нашем Отечестве, и опасней всего уныние, которое охватывает слишком многих. Уныние — оттого что нет никакой видимой надежды. Те ложные пророки, которые говорили нам, что все идет хорошо, что кругом расцвет, сегодня приумолкли. Они не могут не признать, что наступает полный крах. Однако продолжают строить в стране, разграбленной иностранными и отечественными ворами, все новые экономические программы.
      
       Все хотят счастья. Но как может быть счастлива наша страна, как может быть счастлив русский человек, когда в России сегодня совершается до 1,5 миллионов абортов в год и растление детей.
       Церковь свидетельствует сегодня, что никакие усилия не помогут, потому что Бог не поможет. И Божия Матерь не заступится за нашу землю, если мы равнодушно и спокойно принимаем программу сатанинского растления наших детей. Не на что нам надеяться, пока существует открытая детская проституция и наркомания (мы же говорим в этот праздник о детях) — мало горя на земле, будет худшее. Будет еще более ужасное, хотя что еще может быть ужаснее? Пока школа и печать, и телевидение предают душу нашего народа всему низкому, грязному и срамному, вместо того чтобы по долгу своего служения открывать ему высокое (если не святое) — не может быть надежды ни на какое возрождение, в том числе на экономическое.
       Что происходит с нашими детьми? Дети мешают взрослым жить. Детей убивают, прежде чем они появляются на свет. В день рождения Божией Матери как нам об этом не напомнить! Но дети мешают, и родившись на свет. Какое количество беспризорных (по официальной статистике их несколько миллионов) и какое страшное растление детей! Несколько миллионов не ходят в школу. Но если будет принята программа «сексуального просвещения», обучение науке разврата, то единственная проповедь, с которой Церковь должна будет выступить тогда: не отдавайте детей в школу. Потому что какая польза человеку, если он все на свете узнает, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит (Мф.16,26)?

       Как на защиту Отечества от опасности, — более страшной, чем та, которая угрожала на поле Куликовом, — призывает всех Церковь встать против растления. Изменники и предатели те, кто равнодушно взирает на происходящее сегодня с нашими детьми, с душою нашего народа. Да, действительно, враги наши не пожалеют никаких миллиардов, чтобы не допустить возрождения России. Они и не жалеют никаких миллиардов, чтобы сеять всюду сатанинское растление.
       Борясь против растления, мы боремся против самого сатаны, выступающего сегодня открыто. На небе идет невидимая брань светлых Ангелов, которые воюют за нас с нечистыми демонами, в то время, когда мы сражаемся на земле. Каждый на своем месте и все вместе против сатанинского растления — за наше Отечество.
       Будем молить Божию Матерь о самом главном даре, необходимом для всех сегодня — о даре мужества. Она говорит нам, что мужество даруется той душе, которая исполнена чистоты и смирения, которая любит Господа. Где грех и растление — там уныние и бессилие. Отринем всякое малодушие и самооправдание".

       "Между благочестивой жизнью старшего поколения и духовно-нравственным уровнем детей существует связь. Вот у благочестивых супругов Иоакима и Анны рождается благословенная дщерь Мария – будущая Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Часто спрашивают: «В чем секрет воспитания?» Никакого большого секрета здесь нет. Будьте сами благочестивы, имейте живую веру в Бога, будьте послушны Матери-Церкви. Ведь воспитание детей всегда нужно начинать с себя.
       Часто родители много заботятся, чтобы их дети были сыты, одеты, обуты, получили хорошее образование, а о духовном воспитании не радят. Если хотим иметь детей только для себя, то рано или поздно мы их потеряем. Если же ставим своей целью привести детей к Богу, то сможем и детей спасти, и нам радость от них будет. Святые Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы, когда родилась у них долгожданная Дочь, не замкнулись в своей семейной радости, а дали обет посвятить свое дитя Богу, что в дальнейшем и исполнили. Это уже события праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
       Будем же посвящать своих детей Богу и мы. Конечно не в той мере как святые Богоотцы, нам это не под силу, но хотя бы в той мере, которую определил Сам Господь, говоря: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.» (Мф.19:14) Будем же «пускать» детей к Богу делясь с ними своей живой верой, приучая их к храму, к молитве, к посту… И тогда есть надежда на то, что в Царстве Небесном мы сможем сказать: «Вот, Господи, я и дети мои, которых Ты дал мне» (Ис.8:18)» (Протоиерей Петр Борновалов)".
       Молитвами Богородицы да спасет нас Господь, и да приведет Она нас к Нему слушать, как Она умела слушать, веровать до конца, как Она сумела верить и стать до конца единой с Богом и мыслью, и сердцем, и волей, и жизнью".

       Тропарь, глас 4
       Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней:
 из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение,  и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
         
       Кондак, глас 4
       Иоаким и Анна поношения безчадства  и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои,  вины прегрешений избавльшеся,  внегда звати Ти:  неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
      
       Величание
       Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

                Молитва ко ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
      
        О, Пресвятая и Богоизбранная Дево, Владычице наша Богородице, Небеси и земли Царице, на радость и утешение всему миру от безплодных и безчадных родителей Богом дарованная!
        Родившися Божиим промышлением, Ты разрешила еси неплодствие рождшия Тя, и ныне неплодное сердце мое плодоносно сотвори предстательством Твоим у Престола Вседержителева, неплодствовати же соделай мя злыми делы, гнилыми словесы и нечистыми помышленьми.
        О, Всеблаженная, да явлюся чадо Божие, добродетелей благоплодие присно приносящее. Ты утолила еси пречистым рождеством Твоим плач праматери нашея Евы, и праведныя родители Твоя избавила еси поношения безчадства, и ныне утоли плач и воздыхания многоболезненныя и любогреховныя души моея и избави всех нас поношения злосмрадных дел наших, страстей безчестия и от всякаго порабощения вражескаго.

        Наипаче же даруй нам, Пресвятая Богородице Дево, во всесветлый день рождества Твоего чистым сердцем разумети и памятовати, с коликою радостию и благодарением неплодная утроба святыя праведныя Анны ношаше Тя, да и мы не точию словесы, но наипаче делы своими выну будем со умилением сердечнем прославляти Тя, вопиюще:
        Слава пришествию Твоему, Чистая. Слава рождеству Твоему.
        Слава девству Твоему, Мати Безневестная.
         Купно же с Тобою сподоби нас непрестанно славити и величати Всесвятый Плод Твой, Слово воплощенно, во чреве Твоем неопально носимо,
        Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
         
                ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.


Составлено по материалам:
 Александр Шаргунов,
http://www.truechristianity.info/library/
propovedi/propovedi_na_rozhdestvo_
presvyatoy_bogoroditsy.php
http://www.patriarchia.ru
http://happyschool.ru/publ/tropar_kondak_i
_velichanie_rozhdestvu_presvjatoj_
bogorodicy/49-1-0-1403
akafist.ru/holidays/rozhdestvo-bogorodicy/akafist/
http://bratsk-pravoslavny.ru/mass-media
/bratsk-pravoslavny/2012/propoved-na-
rozhdestvo-presvyatoi-bogorodicy