Его все звали - Карл. Латыши в Эмиграции

Лолита Страута
Его  все  звали - Карл

Он жил  в предметсье  Вены

По выходным  он   ездил в храм
Для сохранения в сердце веры

 Потом, шел  берегом реки,
На кладбище
Стоял у безымянной ,небольшой могилы
Лишь взглядом поправлял
 Веселый   коврик из листвы….
Убрать настил уж нехватало силы…
К стволу устало  прижимался  старой и плакучей  ивы…

Он был художник
Редко рисовал…
Зато, писал волшеные картины -
Кисть выводила персиковый луг
Сиамские коты  по теремку бродили
Летел по небу белоснежный пух
Что тополя нечаянно  в небо обронили…

 Он был безмерно одинок
Не ждал вестей уже с дороги
Как буд то что то вспоминал… берёг…
Сам ни куда  уж  не  ходил …
Как будто голова желела ноги…

 Записывл ,  какие то слова,  в тетрадь минувшего столетья…
« За далью мой остался дом родной
У очага чужого , трудно отогреться…»

Там в Латвии , ждала его земля, поросшая бесчисленным бурьяном…

« я бегал в  дальний лес когда то мальчуганом… «
« когда то видел  змейку  с гребешком… скользнула в норку  под  лесным цветком…
не сохранился верно,  змей , был редкий  вид…
теперь таких уж нет…ушли в чащебу…попрятались от  зверств  людских …
прошло так много лет…
о змеях что уж  вспоминать… без счёту померло там в Латвии народу… «

« Из Резекне , однажды ездил в Ригу…на праздничный базар…дорогу из камней сложили… а для людей отдельно- тротуар…отец купил   буханку  хлеба а для меня  - с картинками букварь…»
Сегодняшних  детей не чем не удивить… не то , что в старь…»

Его  все звали Карл.
Он умер ночью , на чужбине…
В Латгалии ,  был сильнй ветер , дождь …с березы  сыпалась листва…

Надгробье дома старой муйжи заросла…

Остались волуны… руины…
Дождь плакал…
О  Карлисе лишь помнили в деревне сторажилы.



 Муйжа - поместье , деревенский дом

Люди хорошо помнили первую оккупацию в 1940 и 1941 годах и были убеждены в том, что условия режима не изменятся. После войны советская власть считала всех латышей в западных странах идеологическими врагами, и впредь до распада СССР строго ограничивала и контролировала контакты между родственниками по обе стороны «железного занавеса».
Большинство беженцев в 1945 году были размещены в так называемых лагерях для «перемещенных лиц» (diplaced person или DP по-английски)) в Германии. Это время вошло в историю как период «маленькой Латвии», потому что около 125 000 латышских беженцев жили в различных лагерях в одной стране и вели активную культурную и общественную жизнь с латышскими школами, театрами, обществами, хорами, книгопечатанием и газетами.
Массовая эмиграция в новые места поселения началась в 1947-1948 году, а к 1951 году большинство латышских беженцев покинуло Германию и поселилось в Соединенных Штатах (55 000), Австралии (21 000), Великобритании (18 000), Канаде (14 000) и Швеции (4 000). 13 000 беженцев остались в Германии. Для образованных беженцев пребывание в новой ситуации означало потерю своего социального и материального положения, потому что опыт и квалификация, которую они имели в Латвии, не всегда были признаны или востребованы. Тем не менее, латыши очень быстро улучшили свои условия жизни в новых местах проживания, обеспечивая образование своим детям и не став изолированной или обездоленной частью общества.

Нынешние сибирские латыши — потомки минимум четырех волн эмиграции. Массовый исход латышей в те края начался в 19-м веке, когда царь призвал осваивать Сибирь. Кто-то ехал туда осознанно: в Латвии крестьянам большие наделы земли не светили, а в Сибири — бери, сколько обработаешь. В те края отправляли также уголовных и политических преступников. Скажем, проштрафился латышский крестьянин перед законом или помещиком — мог выбрать: или тут в тюрьме, или с семьей в Сибири. Там переселенцам давали подъемную сумму денег, инструменты, землю, скот.
В конце 19-го века началось строительство Транссибирской магистрали (1891 год) — туда на заработки выехало много латгальцев из тогдашней Витебской губернии. Многие там и осели.
После неудавшейся революции 1905-го года в сибирскую ссылку отправили определенное количество латышей, поддержавших революцию. Когда началась Первая мировая, царское правительство эвакуировало в Сибирь огромное число людей, целые заводы с рабочими. Согласно некоторым данным, во время Октябрьской революции в Сибири жило 73 тысячи латышей. Позже многие из них вернулись в независимую Латвию (у них была возможность получить гражданство), но часть мигрантов осталась — в войну передвигаться было опасно, а советская пропаганда убеждала не возвращаться в буржуазную Латвию. Тем более, что многие сделали партийную карьеру.
И, конечно, там живет немало семей латышей, депортированных в 40-х годах. Жертвы первой волны в 1941 году оказались в Сибири самые страшные годы войны — смертность была очень высокой… Все это были довольно разные люди, с разным отношением к России, Советскому Союзу и независимой Латвии.
"Там есть целые поселения людей потомственных латышей (например, деревня Lejas Bul;na Красноярского края), многие из которых — в основном, старшее поколение — до сих пор сохранили язык. Латыши-лютеране зачастую селились вместе с эстонцами или немцами. Есть и латгальские католические деревни (например, Тимофеевка в Красноярском крае). В Сибири латыши старались поддерживать привычную хуторскую систему расселения. Во времена коллективизации их пытались согнать в колхозы, но с этим возникали большие проблемы".

В итоге долгосрочной международной миграции население Латвии в 2013 г. сократилось на 14,3 тысячи человек, или на 0,7%: уехало из страны 22,6 тысячи, а приехало на постоянное жительство 8,3 тысячи человек. За период же с 2000 по 2013 годы Латвию покинули около 259 тысяч жителей, подсчитало ЦСУ.


Согласно прогнозам Eurostat, в ближайшие 40 лет население Литвы сократится на 38%, Латвии – на 31%. С учётом уже произошедшей депопуляции (за последние четверть века Латвия и Литва потеряли около трети своих жителей), к середине XXI века Прибалтийские республики потеряют две трети населения.

В 1904 году запрет на латгальское книгопечатание был снят, после чего на латгальском языке стали выходить книги, журналы, газеты, были открыты латгальские школы.
В интернете появились страницы на латгальском языке. Очень интересны, скажем, страница Latgola (http://latgola.lv), на которой, в частности, можно найти латышско-латгальский словарь, страницы еженедельника аглонской католической общины "Aglyunas zvane;;" (http://www.hotline.lv/aglona)