Радужные крылья Симаргла

Ирина Воропаева
Сквозь сиянье слепящее водных брызг
Мокрый пёс, встряхнувшись после купанья,
Словно вдруг изменился, представ на миг
Не простым, едва ли земным созданьем.

За плечами двух радужных дуг крыла
Поднялись, красою чаруя грозной, -
Взмыть готовый в небесную высь Симаргл
Перед ликом трижды пресветлым Хорса.               

Но ведь ты не оставишь меня, дружок,
Как же мне без лохматого оберёга?
Чуть поглажу – от кончиков пальцев ток –
Согревает сердце огонь Сварога.
14.09.2017
***

Единомышьленники
Конкурс «Любите живопись, поэты. 26 тур».
http://www.stihi.ru/2017/09/10/9828

В составе коллажа:
- слева: конкурсная картина художницы Айрис Скотт (Iris Scott), Тайвань. Айрис использует при создании своих работ технику рисования кончиками пальцев;
- справа: Иран, блюдо Сасанидов - Симург; копия белокаменной резьбы раннехристианского храма на Владимирщине - Симаргл.      
***
                Крылатый защитник.

Языческий пантеон восточных славян: Хорс – божество солнца; Симаргл (Семаргл) – крылатый пес, покровитель растительности, защитник (оберег, талисман), посредник между небом и землей, возможно, имевший отношение к небесному огню; Сварожич, Сварог - олицетворенный огонь.
 
Сведений о языческом прошлом Руси сохранилось очень мало. В целом, если собрать все, что написано по поводу Симаргла, то можно сделать вывод, что этот образ связан с земледелием – поля нужно было охранять от лесных обитателей, в этом людям помогали собаки; в то же время люди расчищали места для полей среди леса с помощью огня (землепашцы – огнищане – крестьяне, от «крес» - «огонь», «кресать» - высекать огонь с помощью кресала). Может быть, огненная природа Симаргла и его функция зашитника посевов проистекают из этих обстоятельств. Кроме зверей, вытаптывавших нивы, опасные враги посевов – птицы, отсюда, вероятно, у четвероногого охранника крылья – чтобы соответствовать задаче наилучшим образом. Крылья Симаргла в этом контексте воспринимаются как символ быстроты и ловкости сторожевого пса. 

Одно из предположений: имя собакообразного божества следует писать через «е» - «Семаргл», так как оно, что весьма вероятно, произведено от слов «семя», «семена» (Б.Рыбаков).

Образ Симаргла кажется аналогичен древнеиранскому божеству, полу-птице, полу-собаке: Сэнмурв-Симург. Обитал на «Небесном древе всех семян» (Жизненное, Мировое древо), которое должен был охранять, и считался царским символом-талисманом (династия Сасанидов, 3-7 вв.), в связи с чем его изображение можно видеть на утвари и в декоре зданий этой эпохи.   

«При всей близости русского Симаргла-Семаргла к иранскому Сэнмурву следует сказать, что здесь перед нами не столько заимствование, сколько одинаковость образа. …Скифская эпоха с ее несомненными контактами праславян с иранцами могла закрепить именно эти, близкие к иранским, формы».
«Язычество древних славян», 1981г. Борис Рыбаков.

Князь Владимир Святославич (Креститель), захватив в ходе междоусобицы власть в Киеве, утвердил пантеон языческих богов, среди которых был Симаргл; об этом сообщает Повесть временных лет, 980г: «...постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».   

Изображение чудесной крылатой собаки встречалось на Руси в 11-13 веках часто (украшения,  резьба, вышивки). Крылатых псов можно увидеть на серебряном браслете из Тверского клада, барельефе Борисоглебского Собора в Чернигове, Золотых вратах суздальского Рождественского собора (в составе узора, обрамляющего нижние медальоны с грифонами) – и т.д. 
15.09.2017