Истории Николки. Коленька

Николай Данилов 2
                КОЛЕНЬКА.

                1.

   Николка, кряхтя и отдуваясь, ввалился в дом. На его одежде висели комки намерзшего  снега, лицо бледное, и гордое, а подмышками он держал два огромных кочана капусты.
  Да, Николка был крайне доволен и горд собой! Он - добытчик, он уже предвкушал, как его мама и бабушка обрадуются кочанам и тому, что Николка стремительно взрослеет,невзирая на свои пять лет, и скоро будет настоящим мужиком и опорой в семье.
Ведь, если эту капусту засолить, то можно жить всю долгую зиму, ни в чем себе не отказывая! Да этой капусты еще на колхозном поле под снегом - хоть завались! Бери - не хочу, все одно  пропадает!

  Навстречу, вытирая руки о фартук вышла бабушка,увидела промокшего внука и всплеснула руками
-  Где же ты был то, Коленька? Сырой, промерзший...Откуда у тебя эдакая тяжесть то в руках? Что же ты голодный на холоде делал? - и прочие привычные бабушкины причитания.

  Она освободила внука от ноши и положила кочаны на пол.
 На шум вышла и мама. Она оценила плачевный вид сына, критически осмотрела его ношу и задала всего один вопрос: Откуда этакое добро?
Николка был готов к ответу. Он долго и подробно объяснял, что они с ребятами нашли колхозное поле, и оно совсем почти рядом, где совсем не убрана капуста, что ее давно занесло снегом, ч то они ее пробовали грызть и она вполне хороша и съедобна, и ,чтобы она вовсе не пропала, решили взять немного  домой, и что там ее еще  очень много, а сколько много-не определить, потому, что вокруг снег и вьюга.

  Мама слушала, не перебивала и все больше хмурилась.
Николка же не делал долгих пауз. Он перевел дыхание и продолжал: Мы были с Санькой, Вовкой, Маринкой и Олей, также был Шишка. Жаль, что не было нашего Андрейки, а то бы мы еще больше принесли. Но завтра можно сходить на поле за капустой еще раз.

  Слова в Николке закончились, мама и бабушка напряженно молчали и парнишка начал чувствовать недоброе.
  И недоброе проявилось :
- Коленька, ты - вор! - коротко сказала мама.
Николка не мог поверить своим ушам. Он машинально снял шапку, медленно сел на пол и в недоумении смотрел на старших.
- Как вор? Почему вор? - металось в его голове - Я же не украл! Кочаны промерзшие, они никому не нужны, они все равно пропадут. Зачем вор? Вор - это очень плохой человек, Николка не вор! Этого не может быть! Мама пошутила!

  Он поднял глаза на маму и понял, что она не шутила. Лицо мальчика залила краска стыда..Слезы наворачивались на глаза, он с трудом их сдерживал; не девчонка же, чтобы сопли распускать. Николка крепился и мысли его метались. Он пытался уловить своим наивным умишком правду взрослых, понять, в чем он настолько провинился, что его можно было назвать вором. Отчаяние и непонимание рвали его душу, но взрослые молчали. Жестоко молчали.

  Малыш смотрел сквозь слезы на расплывающийся силуэт мамы и надеялся хоть на какую то поддержку, хоть на маленькое утешение, хоть малейшее снисхождение или оправдание себе.
Но утешения не было даже от бабушки.
 
  Решение мамы не заставило себя ждать:
-Ты сейчас же заберешь это наворованое добро, отнесешь сторожу  колхозного поля и извинишься! Извинишься и больше никогда так поступать не будешь.

 Николка представил пургу на улице, холодное снежное поле, поиски неведомого сторожа и ему стало совсем грустно.
- Николка, ты эту капусту не сажал, не выращивал, она не наша.  А чужое брать - это воровство. Я не хочу,чтобы мой сын вырос вором. Непременно отнеси ее назад, твой папа огорчился бы от твоего поступка.
 Это был веский и жесткий аргумент, отца Николка любил, хотя и родился после его смерти.

  Николка подхватил кочаны с пола и понурившись шагнул в ночь.
Он долго бродил по бескрайнему полю в поисках сторожа, кричал во тьму, но  только вьюга отзывалась воем на разные голоса.
Так и не удалось Николке найти бдительного сторожа, да и был ли он на заброшеном поле? Мальчик сел в сугроб,огляделся. Маленькие холмики снега показывали, где еще мерзнет капуста. Он воткнул свои кочаны рядом и налегке двинулся домой.

                2.


  Прошла зима, пролетела весна. Летом все ребятишки играли и развлекались, как могли и на сколько хватало фантазии.
 Можно играть в футбол, кататься на лодках, стрелять из рогаток и из самодельных луков. Особенно замечательные луки получались из чермухи. Девченок же больше тянуло на луг собирать цветы и плести из них разную ерунду.

Николка и Санька с луками и стрелами тихонько крались по тропинке и высматривали прячушихся в джунглях из репейника и крапивы львов,тигров и прочих крайне опасных и кровожадных хищников.
  Хищник Васька, Санькин кот, появился из зарослей на мгновение, но тут же смекнул опасность и скрылся, а в него уже летели стрелы. Но они не попали в цель, цель прошуршала вдаль, надрывно мяукая. Храбрые охотники принялись искать стрелы.

И тут друзья одновременно вместо стрелы увидели! Нет, не Царевну - лягушку с дурацкими предложениями жениться и царство впридачу, и даже не вход в подземное государство, нет! Они увидели денежку, бумажную денежку! И на ней было написано : Три рубля!

Санька подхватил денежку, вертел в руках, подпрыгивал и приговаривал:
- Николка, мы несметно богаты!. Все твои пиратские сокровища из книжек меркнут перед этой бумажкой! Как и лампа Алладина! Это не бумажка, это-целое море сгущенки, это россыпи конфет и печенья, это вафли и пряники! Этого добра хватит нам на полжизни на всех, даже учитывая Шишку!.
Или купим велосипед! А, может, и на мотоцикл хватит? или хотя бы на мопед! мы объедем на нем все города и страны!

 Одним словом, восторгу и пробудившейся фантазии Саньки не было предела. И если бы Николка не вмешался, Санька бы уже слетал на Луну и обратно, и наладился на Марс.
Но Николка вмешался.
- Санька, это не наши деньги! Кто то их потерял и теперь плачет и ищет, ищет и плачет! Надо их вернуть! Быть может, это старушка потеряла свою пенсию? Как она теперь будет жить без денег?. Ей же даже хлеба не на что купить!
У Саньки округлились глаза. Он уже мысленно мчался за рулем новенького мопеда, а его из под него выдернули! Возмущение вылилось на Николку
- Балбес! Это мы нашли, мы! И как мы сможем их вернуть? Будем искать плакучих бабушек? А заодно и грустных дедушек? Не буду! Не позволю! Не дам! Нивжисть!

 На шум стали подтягиваться остальные детишки, и сходу вступали в прения сторон.
- Николка прав! - кричали девчонки, - надо деньги вернуть! Бабушкам и дедушкам!
- Николка - дурак! Не отдадим! -  горячился Вовка - не надо было деньгами разбрасываться!
- Богатство наше! На конфеты и пряники! - верещал Шишка и получил пинка от Николки.
Дискуссия разгоралась долго, но до драки не дошла, победил практичный Санька, посулив всем по большой куче конфет.

  Вся компания дружно отправилась в ближайший магазин. Санька предводительствовал, сжимая в руке денежку. Богатство жгло ладошку и заставляло ускорять шаг. К магазину детишки уже почти бежали.
  Витрина с конфетами, печеньем, вафлями, пряниками и прочими детскими радостями призывно сияла навстречу. Глаза ребят разбежались, им хотелось всего и много, и у каждого были свои предпочтения. Девченки капризно требовали шоколад, Шишка был согласен на леденцы, Вовка пожирал глазами пряники. Мнения расходились и грозили бунтом. Но денежка была в потной ладошке  длинного Саньки, значит, его слово - главное.

 Мелюзга притихла, а Сашка стал тыкать пальцем в стекло витрины, показывая тетеньке продавщице на желаемое лакомство.. Тетенька вынимала товар, взвешивала на весах, щелкала на счетах и Санька опять тыкал пальцем..., тетенька опять вынимала, опять взвешивала и  щелкала. А Санька бы тыкал и наслаждался моментом сколь угодно долго, но денежка вся ущелкалась на счетах и денежное богатство в невиданном размере трех рублей исчезло в бездонных недрах кассы. Зато перед детьми лежал ворох пакетов и пакетиков, оберток и оберточек, в которых были вожделенные сладости.

  Коллектив с охапкой покупок разместился не далеко от магазина на лавочке и незамедлительно приступил к дегустации.
  Они грызли, ели, сосали, облизывали, хрустели и причмокивали. Ели всё разом: и шоколад, заедая пряником, и леденцы заодно с вафлями, дражже заедали печеньем.
Это был пир детской мечты, полет фантазии гурмана - сластены, это было нарушение всех родительских запретов. Это была воля духа, наконец!

 Объелись все. Абсолютно объелись. Но слопали не много. Но больше не вмещалось. Странно, когда сладостей мало, их поедается гораздо больше. Когда же их с избытком и никто не запрещает,  тогда не очень то и  хочется. Это было единодушное мнение. Даже Шишка кивнул головой, догрызая очередного петушка на палочке.
Но все таки дети постарались.
 От всего добра осталось каждому по небольшой упаковке дражже " Молочный горошек".

  Николка вернулся домой осоловевший от съеденного.Понятно, что от предложенного бабушкой куриного супа он отказался, чем вызвал подозрительный взгляд мамы. А когда он достал из кармана шортиков пачку дражже "Молочный горошек" и предложил угощаться всем, она насторожилась.

Николка нутром почувствовал надвигающуюся грозу, но еще не мог понять, откуда и за что? Гроза надвигалась  вопросом: - Откуда конфеты?
Николка честно рассказал о постигшем их развеселую компанию счастье, о пире на лавочке, посокрушался о выводах от переедания конфет и прочих сладостей, и что было бы весьма не плохо ежедневно находить денежку в три рубля. Но, видимо, так часто денежку не найти, так как, счастье часто не случается.

  Мама выслушала восторги сына, молча встала и ушла к родителям Саньки.
 Вскоре Николка увидел удирающего вокруг дома Саньку и бегущего следом его отца с ремнем в руке.
  Возвращение мамы было печальным для Николки. Нет, его не гоняли с ремнем вокруг дома, его не таскали за ухо и не ставили в угол. Нет. 

Мама долго и внятно объясняла сыну, что найденные деньги - чужие, кто то их потерял и очень расстроился. Может, это были последние деньги в той семье, а вы посмели истратить не свои деньги  на конфеты, вместо того, чтобы отнести милиционерам, которые нашли бы растеряху и вернули ему деньги, как средство к существованию. Поступок ваш отвратительный, вы своровали эти деньги!

Николке было стыдно! Очень стыдно! Стыдно за то, что он вырос такой эгоист, как сказала мама; что не сообразил обратиться  милицию, в которой бы восстановили справедливость. Николке было стыдно буквально за все, даже за то, что он еще  не совершал и не думал совершать. Он чувствовал себя уже сформировавшимся и закоренелым преступником.

Да, это был настоящий суд. Семейный суд. Андрейка с ухмылкой смотрел на позор младшего брата, бабушка, вечная заступница Николки, уперлась взглядом в угол и не замечала любимого внука. Даже кошка Муська глядела в сторону.
  Николка рыдал. Нет,слезы не текли по его лицу, он рыдал душой.

                3.

  Вот и лето подходит к концу. Скоро наступит осень, дожди, потом будут морозы и снег, а пока Николка брел по улице и слегка пинал опавшие листья.

Он думал, что хорошо бы скорее вырасти, выучиться в школе, прочитать все книги, что есть на земле, закончить институт и начать участвовать в строительстве коммунизма.
Он уже знал, что Бог - это пережиток прошлого и старушечьи предрассудки, что вся судьба человека в его руках, им самим создается, а не пишется где то на небесах, и что коммунизм - это очень хорошо.

Он пнул очередной ворох листьев, но тот не разлетелся фонтаном на отдельные листочки, а полетел, как хоккейная шайба, упруго и тяжело.
Нет, как оказалось, это  не листья и даже не шайба, а кошелек! Настоящий женский кожаный кошелек! Николка такие видел.
Он неспеша нагнулся и подобрал его. Кошелек был весьма увесистый. Мальчик растегнул защелку и вынул сложенные купюры, а потом и монетки высыпал на ладошку.

Бумажных денежек было тридцать шесть рублей. Монеток - триста двадцать пять копеек.
Это значит, всего...,всего, значит..., это будет тридцать девять рублей и двадцать пять копеек!
Огромное богатство! Это почти мамина зарплата воспитателя детского сада!.Это гораздо больше, чем пенсия бабушки! Это огромные, невиданные деньжища! На это можно купить Андрейке костюм, ботинки, и , может быть, даже еще и пальто!


- Михалыч, тут к тебе малец пришел по делу, спрашивает самого главного здесь милиционера - крикнул в глубину коридора отделения милиции дежурный.
- Иду!
Того, кого назвали Михалычем, подошел к Николке, они долго рассматривали друг друга. Николка с доверчивым восторгом глазел на  китель с погонами, золотые пуговицы и значки. Капитан милиции рассматривал малыша с неменьшим любопытством: не часто маленькие граждане приходят в милицию к "самому главному здесь милиционеру".
- Что случилось, гражданин, как Ваше имя и что привело Вас сюда?
Николка приосанился, чувствуя важность момента, четко и внятно ответил:
- Николай Николаевич, скоро мне будет шесть лет! И у меня ничего не случилось, но я очень случайно нашел чужой кошелек, а в нем целая куча денег : тридцать девять рублей и двадцать пять копеек! Я хочу, чтобы вы нашли того, кто их потерял и вернули ему деньги.

" Самый главный здесь милиционер" снял фуражку, достал из кармана носовой платок, вытер лысину и водрузил фуражку на место. Правда, изрядно криво. Его лицо вытянулось, челюсть несколько отвисла, глаза округлились и предательски выдавали почти отсутствие интеллекта.

Николка ждал. "Самый главный здесь милиционер" несколько раз глубоко вздохнул, провел ладонью по лицу, что то пробормотал и окончательно пришел в себя:
- Ну что же, юный пионер! Я приму эти деньги и передам их потерявшему..., ты молодец, настоящий советский мальчик!
 Николка загордился, но признался, что он, хоть и советский мальчик, но еще далеко не пионер, не октябренок и даже в школу не ходит.
Но капитан его уже не слушал, он пересчитывал деньги в найденном кошельке и думал о других, не менее важных делах.


- Сержант Серегин!
- Здесь я...
- Отвечай по уставу, бестолочь! Дуй ко мне.- Капитан сидел в дежурке и потел.
- Товарщ капитан, сержант Серегин по вашему..
- Да ладно тебе,Серегин,  тут дисциплину демонстрировать! Не до этого.  Вот тебе деньги на четыре пузыря водки,- капитан вынул часть денег из принесенного мальцом кошелька -  одна нога здесь , другая в магазине. Пятнадцать минут в твоем распоряжении.
- И закуску не забудь! -  крикнул уже вслед удаляющемуся сержанту.

Николка сидел не далеко от милиции на лавочке и болтал ногами. Ему было хорошо, легко и спокойно, как после отлично выполненного трудного дела. Он -  настоящий будущий пионер, всем ребятам пример, он будет активным строителем коммунизма, теперь его  и Муська и брат Андрейка зауважают!
За размышлениями он даже не заметил спешившего мимо него сержанта Серегина.

Домой он пришел вовремя, как раз к ужину. Бабушка привычно суетилась вокруг стола, а мама, заметив сияющий вид сына, спросла о причинах столь праздничного настроения.
Николка с нетерпением ждал этого вопроса,  уж очень хотелось рассказать маме о важном событии дня, и он выложил всё в подробностях и мелких деталях, не забыв даже про " юного пионера".

После рассказа мама долго и не мигая смотрела на Николку
- Сколько было денег в кошельке? -  очередной раз спрашивала она.
- тридцать девять рублей и двадцать пять копеек -  очередной раз отвечал гордый Николка - я думаю,что Андрейке бы хватило на новые костюм, ботинки, и, может быть, даже на пальто!
Бабушка давно уже не суетилась, а сидела опустив руки, брат Андейка с испугом смотрел на мать. Мама почему то не улыбалась, а глядела на стоптанные, старые ботинки старшего сына.
-  Коленька... , ты молодец, Коленька - сказала она, но Николка не уловил в ее голосе и намека на радость.
-