Всего лишь диалог

Натали Лирук
К вопросу об общении.

Позиция сверху, принуждение к ответу-разъяснению в общении, отношение к другому,  как к виноватому, прикрывающееся любовью к диалогу-несогласию, -  есть манипуляция, смысл которой: насильственное удержание в общении. Иллюстрацией к такому служит ответ ученика нелюбимому учителю. Чаще всего такой "учитель" ожидая оправданий,  не даёт оправдываться ребёнку.  Жаждуя публичных извинений, сообщает о том, что он не Господь Бог, идентифицируя себя с наивысшей ролью судьи, и оставляет чувство униженности растерянности незащищености, страха, фактически не принимая и не допуская
оправдания, разрывает контакт в общении.
Такие чувства, в свою очередь,  ведут к напряжению, внутренней дихотомии у ребенка:эмоции ненависти и эмоции подобострастия. Любая, побеждая, в ученике особенно с хорошо развитым интеллектом в начальных и средних классах,  формирует страх окружающей действительности,так как ребенок в этом возрасте и в новой социальной роли имеет потребность впустить учителя в близкий круг значимых взрослых. Рождается страх общения-гаснет мотивация к познанию,у детей, склонных к аутизации, синдром усиливается. У детей же,  характерологически близких к истероидам,  формируется агрессивный ответ, без результата для среды, не меняющий ситуацию внутреннего состояния , и внешних ощущений. Учитель всегда формально и манипуляционно в общении сверху. Ребенок-истероид получает хроническую позицию защитного агрессивного ответа, которая блокирована и переходит в аутоагрессию(крайней формой которой является уничижающая самооценка, потеря смысла, депрессия, суицидальное поведение).Достаточно одного, двух лет, чтобы он получил дидактофобию- невроз-страх обучения. 
Содержание поведения и реакций такого невроза двойственны:
-отказ от тщательности, старания, формальность подготовки домашних заданий,в то же время часами делание уроков,
- получение низких оценок и страх оценивая, одновременно  страстное желание стать или быть отличником, либо полное равнодушие к ним.   -
- Неуверенный ответ у доски, страх отчётных мероприятий разного толка, и поведение бесстрашной выскочки,самолюбования.
-Уход в болезнь, ипохондрия, тоска, скука, отсутствие жизненной и психической энергии, уход от социальных контактов даже с ровесниками и с родителями, либо сверхобщение, клубы, ночные вылазки курение, наркотики.  -
- Психосоматические и пограничные заболевания, аггравация, конверсия.
 Как не странно, мы можем наблюдать, как часто дети, живущие в таком неврозе,  в будущем пытаются преодолеть его компенсируя выбором профессии:становятся учителями(мотив: "я знаю каково это, никогда таким не буду!" ), врачами( "помогу тем, кто часто болеет", не допущу умирания,), быстро получая суррогатное чувство удовлетворения, смешанное с невротическими  реакциями. В итоге наступает быстрое разочарование в профессии, усталость, нарушается принцип положительной мотивации, невроз вспыхивает  с  новой силой,имея ту же структуру и содержание, что часто ведёт к хронизации,формализму, агрессивности, манипуляциям в общении. Круги расходятся...