Приспосабливаться, хорошо это или плохо?

Николай Ступин 2
Умей поставить в радостной надежде,
На карту все, что накопил трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
Но никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только воля говорит: "Живи!"
            
Р. Киплинг


      Есть такое понятие «приспосабливаться». Что такое приспосабливаться, хорошо это или плохо? Раньше в советское время существовало понятие «приспособленец» и это слово носило отрицательно окрашенную оценку. «Приспособленцем» или «двурушником» называли человека, который приспосабливался в коллективе с целью замаскировать свои истинные взгляды, склонности и привычки и в любой момент мог навредить или предать. Также слово приспособленец, в некотором смысле, является синонимом слову лицемер.
Выдающийся советский педагог и писатель В.А. Сухомлинский когда-то писал: «Большое зло – лицемерие, угодничество, приспособленчество. Умей распознавать это многоликое зло, будь нетерпим и непримирим к нему».
С тех пор многое в нашей жизни изменилось, многие понятия из советского времени нивелировались, утратили свою остроту. Резкое изменение жизни привело одного человека к растерянности, подавленности, разочарованию, другой наоборот, как говорится, чувствует себя как рыба в воде. Все зависит от личности человека, его психологического состояния, или по-другому психотипа.
     В настоящее время либеральная система ценностей перековывает человека в некое существо, которое, по сути, перестает быть личностью. Навязанная нам западом эта убогая система видит в человеке просто набор функций, представляющих интерес исключительно с точки зрения товарной ценности. Сегодня главные ценности – это способность и умение человека делать деньги любыми средствами, несмотря ни на что и как можно больше и тот, кто это умет делать, даже преступными средствами, является уважаемым человеком. Поэтому ставка делается на новые технологии мышления, на психотехники, низводящие человека до уровня примитивного зомби, поведение которого подстраивается под жесткие требования глобального рынка. 
      Концепция личности как продукта, как товара убивает в человеке его духовное начало и, будучи абсолютно несовместимой с традиционной духовной системой ценностей русской культуры, требует полного отказа от нее. Все это ведет человека в виртуальную бездну бездуховности, всеобщей дибилизации и морального уродства.

Податлив к искушенью слабый человек.
Он несвободен от соблазна и мольбы.
Он жертва обстоятельств, и в наш век.
Он пленник таинства безжалостной судьбы.

      Но люди почему-то упорно отказываются понимать, что деньги не панацея, они никогда не принесут настоящего счастья. За деньги не купишь ни любовь, ни дружбу, ни уважение, именно настоящую любовь, дружбу и уважение, а не показную, как это порой у нас бывает. Когда человек при должности, его все «любят», «уважают», он и сам может уверовать в это, но как свидетельствует практика в большинстве случаев это лицемерие. Именно такое лицемерие и приспособленчество должно осуждаться всем обществом.
Всем хорошо известно, что жизнь любого живого существа в природе носит приспособленческую, адаптивную функцию к условиям окружающей среды, иначе живой организм не выжил бы в этих постоянно изменяющейся условиях.
Жизнь человека на протяжении всей его жизни – это приспособление.
Есть приспособление физическое, а есть психологическое. Как мы уже упоминали, после развала Советского Союза психологические и нравственные условия жизни человека резко изменились. Наступила другая окружающая среда, к которой человеку необходимо было приспосабливаться.
       В народе давно существует поговорка «с волками жить – по-волчьи выть», что имеется ввиду, живя в определенной социальной группе, человек должен соблюдать нравственные законы этой группы. Если он не будет следовать ее нравственным устоям, то его изгонять, либо просто сожрут. В таких условиях вы должны быть очень гибкими психологически и нравственно. Вы должны понимать, что жизнь многообразна и в каждой группе свои законы и традиции, свои условия проживания. Поэтому если вдруг что-то не складывается, никогда не нужно впадать в панику, ожесточаться против окружавшего вас мира, даже со всеми его пороками и глупостями, не разочаровываться жизнью, а просто понять, что данное окружение не для вас. В другой социальной группе вы вполне можете прижиться, и быть своим, а может быть даже стать ее лидером.   
     Я предлагаю по-другому взглянуть на это понятие.
     Приспосабливаться - это не значит быть лицемерным и льстивым человеком, но это значит не быть наивным и доверчивым, не принимать сразу на веру, все, что навязывается извне, а, напротив, быть твердым, спокойным, разумным и уравновешенным. Необходимо научится критически оценивать всю информацию, поступающую из средств массовой информации, либо от друзей и знакомых, самому ее анализировать и делать выводы, вот это самое важное, не доверять это делать за тебя другим. Ни в коем случае не поддаваться давлению извне, но ясно себе представлять общую ситуацию и понимать, что люди подлые, мерзкие и лицемерные существуют, их необходимо распознавать в какие бы одежды они не рядились и ни в коем случае не поддаваться на их провокации.

Не доверяй назойливым друзьям,
И льстивой дружбе их по сути ложной,
Она не будет никогда надежной,
Присутствует в ней нравственный изъян.

     Вот такой вид приспосабливаемости необходим и очень важен.
Великий французский писатель и общественный деятель Ромен Роллан, получивший Нобелевскую премию с формулировкой: «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине», как-то написал:
 «В сущности человек — славное животное. Все ему впору. Он одинаково хорошо сживается и с радостью, и с горем, и с обжорством, и с голодом. Дайте ему четыре ноги или отнимите обе, сделайте его глухим, слепым, немым, он ухитрится приспособиться и каким-то образом, про себя, видеть, слышать и говорить.
Он словно воск, который можно растягивать и сжимать; душа плавит его на своем огне. И радостно ощущать, что обладаешь этой гибкостью духа и мышц, что можешь, если надо, быть рыбой в воде, птицей в воздухе, в огне саламандрой, а на земле человеком, который весело борется с четырьмя стихиями».
     Поэтому всегда нужно исходить из понимания и определения своей личности, как человека разумного, рационального и высоконравственного. Исходя из этого, лю¬бые ваши действия и поступки в индивидуальной и общественной жизни должны быть рациональны, разум¬ны и высоконравственны.

Истины поиск – высшее благо.
Каждый стремится его обрести.
Воля нужна, сильный ум и отвага.
Сыщет упорный, настырный трудяга,
Тот, кто умеет духовно расти.
            
                * * *