Прекрасная Италия. Долина Храмов

Любовь Черм
   С утра пораньше мы были уже у ворот археологического парка Долина Храмов. Вход в парк через рамку и с досмотром сумок.

-Какие осторожные сицилийцы, - подумала я в тот момент - правильно делают, а то вдруг какой-нибудь псих со взрывчаткой проникнет и за минуту завершит начатое Временем две с половиной тысячи лет назад разрушение.

   Потом, при выходе из парка оказалось, что я переоценила сицилийскую бдительность.
   Проверенные, с чистой совестью, поднимаемся по каменной лестнице к храму Геры или Юноны Лацинии, к тому самому храму, который мы вчера в сумерках видели снизу с дороги освещенным на фоне черного южного неба.
   У подножия лестницы растет олива. Ей 800 лет. По дороге слушаем легенды. По преданию в храме Геры хранилось полотно древнегреческого художника Зевксиса с изображением Юноны. Непонятно, почему все время упоминается Юнона – храм-то строили древние греки в честь своей греческой богини Геры, и художник тоже был древний грек, и римляне на этот момент еще не сунули свой нос на Сицилию и не переиначили всё на свой лад, и (не обозвали) назвали Геру вместе с храмом Юноной.

  Зевксис к написанию картины подошел основательно. Он осмотрел всех девушек древнего Акрагаса (так при греках назывался Агридженто) в обнаженном виде и отобрал пятерых, отдельные части тела которых соответствовали его представлениям о прекрасном. То же самое он делал и при отборе девушек для написания им картины «Елена Прекрасная». Сами полотна Зевксиса не сохранились. О них и о неземной красоте изображенных женщин известно по описаниям из античных источников. Зато есть много картин различных художников более поздних периодов, вдохновленных этим моментом.

   Храм Геры имел 34 колонны, но до наших дней сохранились 25. Вот он, красавец. Я исфотографировала его и так, и сяк, потом наперекосяк, а потом с агавой, а потом с сухой травиной, потом с акантом, потом с цветущим кустарником. А потом из-за ствола маслины и еще из-за какой-то развалины, подвернувшейся под руку. Сама при этом стояла, приседала и чуть не лежала. В общем, храм доставил удовольствие несказанное. А потом дома оказалось, что я нечаянно удалила с симки фотоаппарата целый день фотографий. И это оказался именно этот день. От горя я даже расплакалась.

    -Ну, почему-почему именно Долина храмов? Почему не Этна, например? ("О Господи! Хоть бы я улетел в какой-нибудь другой город!").

  Умельцы в фотосервисе пообещали восстановить. За работу они запросили цену от 6 тысяч рублей. Я ушла домой думать. Хорошо, что когда Долина Храмов в моих думах перевесила-таки 6 тысяч рублей, пришел сын, нашел бесплатную программку в интернете и всё мне восстановил. Уффф...
 
   От храма открывается вид на Агридженто и на море, а еще на дорогу, которая ведет к храму Конкордии (Согласия).

   По обе стороны от дороги растут оливы, миндальные деревья, пинии, кипарисы. И, конечно же, агава с опунцией. Куда здесь без них?  А еще акант.

   Древние греки считали, что акант цветет на могилах героев. Поэтому называли его цветком триумфа и преодоления испытаний. Лист аканта у них служил моделью для украшения орнаментом капителей колонн. Вроде бы отсюда произошло слово «окантовка». Но даже без увековечивания аканта в колоннах он просто красив своей неяркой красотой. Я на него еще в Риме глаз положила.

   До храма Конкордии далеко. Мы неспешно бредем среди этого природного великолепия вдоль развалин некрополей и еще каких-то построек. На одну из них присела посверлить взглядом дырку на Мальту сквозь дымку над морем.

   Добрели. В тени раскидистой оливы слушаем гида. А в голове сразу завертелись строчки:

-У лукоморья дуб зеленый…

   У каждого храма своя олива. Если у храма Геры оливе было 800 лет, то эта, конкордийская, еще молодка – всего-то около 500 лет.

   А вот и храм. Во всей своей красе. Вот оно - исполнение мечты, заложенной еще в детстве. Разве не счастье?

   Храм Конкордии так хорошо сохранился благодаря тому, что в византийскую эпоху он служил христианской церковью и поэтому его не растащили в средние века на строительный материал. Сколько же он всего видел? Сколько тысяч (миллионов?) людей стояли возле этих ступеней со своими радостями, горестями, тревогами, болезнями и исцелениями. Сколько просьб о сокровенном посылалось отсюда в небеса. Стоящим у храма людям открывался вид на то же море, на те же холмы, на то же небо, что и нам сейчас. Почему это всегда удивляет? Почему сознание, удивившись, начинает лихорадочно пытаться отправить тебя в то далекое прошлое? И это интригует и будоражит...

   Фотографирую и эту мечту-видение вдоль и поперек - с веточкой, цветочком, деревом, Икаром, ну, и с собой, счастливой, конечно.

   Перед храмом положена современная скульптура - разбившийся Икар. Имя Дедала, отца Икара, в Сицилии на слуху. Когда Дедал задумал побег с Крита, то смастерил крылья, и они с сыном улетели из неволи. Икар, как всем известно, разбился. А Дедал, живой и невредимый, приземлился в Сицилии, где нашел приют и применение своим талантам.

   Идем дальше. Мимо каких-то очень рогатых козлов, мимо красивой скульптуры без головы к храму Геракла (Геркулеса). Храм был огромным, подчеркивающим своими размерами мощь Геракла. Сейчас от него осталось только 8 колонн из 38.

   А дальше лежат обломки полностью разрушенного храма Зевса (Юпитера).Среди развалин на земле частично собрана 7-метровая статуя атланта или телемона. Такие фигуры поддерживали своды храма Зевса.

   Все эти грандиозные сооружения пытался восстановить английский капитан Харкастл, который, попав в Долину храмов в 1921 году, был так ею потрясен и очарован, что остаток своей жизни все свои силы и средства вложил в восстановление храмов. Дом Александра Харкастла (вилла Ауреа) стоит между храмами Конкордии и Геракла.

   В своей прогулке по Долине Храмов мы ушли очень далеко от ворот, где нас досматривали. Чтобы не возвращаться по жаре обратно, гид отвела нас в туалет в этом конце Долины Храмов, где пообещала какую-то служебную (?) дверцу на волю к нашему автобусу.

-Она обычно закрыта, но, может, нам повезет.

   Повезло не только нам. Дверца была не заперта, и в нее уже проник чернокожий сын Африки с большущей сумой, в которую поместится целая бомба, и начал зазывно трясти перед нами какой-то мелкой хренью. Но до "мелкой ли хрени" было нам после Высокого и Вечного Долины Храмов?