Прекрасная Италия. Этна

Любовь Черм
   "Утро красит нежным светом ..." домики по соседству и склоны Этны. Вон, как зарделась красотка. Скинула нахлобученные вчера на макушку облака и покуривает с утра натощак. Вредно, дорогуша. Плохо действует на пищеварение, отсюда и сварливый характер.

   Сегодня у нас подъем на Этну. Я три года мечтала об этом. Неужели, свершилось? Опять поднимаемся по серпантину, только более пологому, чем на Везувии - у Этны длинный хребет. И пейзажи совсем другие. Если Везувий до подъема на стоянку был сочно-зеленым с ярко-желтым дроком, бордовыми луговыми цветами, то Этна в красках очень сдержанна. Зеленые участки на склонах чередуются с лавовыми потоками, которые только начинают зарастать мхами, лишайниками и прочей чахлой растительностью. Ощущение, что едем по тундре. Лава имеет разный цвет. В основном это черно-серые цвета. Иногда попадается с красноватым или желтоватым оттенком. Это значит, что в лаве присутствует много железа или серы.

   Древние греки откуда-то узнали, что Этна была кузницей бога огня - Вулкана, а в подмастерьях у него числились циклопы, которые жили на склонах Этны в пещерах. Одиссей (этот пострел и здесь поспел) высадился на побережье недалеко от Катании, поднялся с товарищами по склону и посетил одну из пещер. А в ней проживал самый страшный и злой циклоп Полифем, который в тот момент отсутствовал по причине занятости непосильным трудом в кузнице бога. После работы он вернулся домой отдохнуть и перекусить. И застал картину маслом - готовый ужин в виде Одиссея и К. Не долго думая, злой циклоп поужинал несколькими товарищами Одиссея. После чего Одиссей предложил ему выпить. Каков, да? Полифем был высокоморальным циклопом, вина никогда не пивал, поэтому сразу захмелел и заснул, как ребенок, а незваные гости быстренько выкололи ему единственный глаз и бросились врассыпную наутек. Бедный Полифем взревел от боли, помчался, не разбирая дороги вдогонку, швыряя вслед убегавшим глыбы с Этны. Часть глыб упала в Ионическое море рядом с берегом и так там до сих пор и торчит. И называется с тех пор это место Побережьем Циклопов, и пользуется оно большим спросом у современных граждан.

   Посмотрели на него сверху. Вооон, оно где-то там, в туманной дали. А мы поднимемся все выше и выше. Этна - самый высокий действующий вулкан в Европе. Ее высота колеблется около 3300 метров. Она - один из главных символов Сицилии наравне с мафией и пирожным канноли.
 
   Извергается она по нескольку раз в год. Зато пока извергается Этна, молчит Везувий, с которым они повязаны узами вулканического брака. Настоящий джентльмен. Последние извержения Этны были в феврале и апреле этого года. Лавовый поток движется со скоростью пешехода - 5км в час. Это успокаивает, то есть, если что, можно убежать. За последнюю тысячу лет было много сильных извержений Этны, когда лава достигала Катании и разрушала ее то полностью, то частично. Но, тем не менее, до сих пор все склоны вулкана густо населены, так как земли, щедро сдобренные вулканическим пеплом, очень плодородны.Вулканологи пытаются во время извержений направленными взрывами изменить направление потока лавы, чтобы спасти поселения. Но это им не всегда удается.

   На очередном витке слышим удивленный возглас Иры:

-Смотрите, у меня сам надулся мой почти сдутый подголовник.

   Все сразу оживились:

-О, у нас теперь будет свой барометр  в автобусе, - это подголовник так отреагировал на высоту 1900 метров. Здесь находится большая парковка.

   На парковке - сувенирные лавки, кафе и подъемник. Здесь же находятся два небольших боковых кратера под названием Сильвесторы, названные так в честь святого Сильвестора, в день праздника которого они образовались.

   У Этны около 400 боковых кратеров и 4 основных. Боковые всегда одноразовые. Они образуются в боковых ответвлениях канала вулкана и считаются самыми опасными, так как появляются в неожиданном месте, находятся ниже основных кратеров, и именно из них лавовые потоки могут достичь поселений.

   Для начала заходим в одну лавочку на дегустацию. Пробуем вина Этны, потом всякие лимончелло и заканчиваем 70-градусной настойкой «Огонь Этны».

   А затем часть группы остается здесь на мелкий шопинг и осмотр Сильвесторов, а мы, вторая часть, вернее, горстка героев, смело идем к подъемнику, который уносит нас в туманную высь.

   -Возвращайтесь! - жалостливо машет нам вслед рукой Ира.

   Кабинка плывет над черным склоном. Далеко внизу остается стоянка и пара Сильвесторов. Сверху хорошо видно их нутро.

   На склоне местами встречаются какие-то подозрительно ярко-зеленые и желтые лишайники, и кабинка сразу представляется машиной времени, унесшей нас на миллионы лет назад.

   На подъемнике мы поднимаемся до высоты 2500 метров. Здесь на станции есть пункт проката теплых курток и обуви, потому что снаружи очень холодно и мрачно. Этна опять натянула на макушку облако.

   Утепляемся и выходим в облако. У сарайчика стоит какая-то техника, а чуть поодаль машины-вездеходы.
   Они везут нас на высоту 2920 м по извилистой, слегка прикатанной дороге, обозначенной вешками. Вокруг инопланетный пейзаж. Всё серо-черного цвета. Пересекаем два лавовых потока – февраля и апреля этого года. Они выглядят грубо вспаханной или насыпной полосой из крупных черных глыб.

   Полосы четко очерчены по краям. В местах пересечения с дорогой расчищены. Наверно, той техникой от сарайчика. Наверху нас встречают альпийские гиды в ярко-красных куртках.

 Выходим из вездеходов:

-Ой, Этна качается. Кто-нибудь еще это чувствует?

   Кроме меня качание вулкана чувствовала еще одна женщина. Безобразие! Этна вела себя, как заключенные, которые в «Летучей мыши» раскачивали тюрьму.

   Для себя я решила, что это не глоток «Огня Этны» бушует во мне, это просто повышенная сейсмическая чувствительность моего организма. Гид же в Катании говорил, что их слегка покачивает каждый день? Говорил. Верю. Сейчас очень даже верю. Придумав такой красивый термин про свою сейсмическую чувствительность, я нетвердой походкой пошла по черному пеплу.

   А вообще, мне было интересно, как поведет себя организм, оказавшись впервые на такой высоте. Он действительно отреагировал. Что-то не так было с дыханием и сердцем, и слегка покачивало, но через полчаса началась адаптация, и стало легче.

   Гиды в красных курточках не говорили по-русски, но что-то самозабвенно рассказывали по-итальянски, уводя нас к кратеру. Воздух холодный, курточки совсем не лишние, но ногам не холодно. Поверхность теплее воздуха. В разных местах из фумарол выходит пар. Если там немного покопаться, то в ямке можно согреть руки.

   Всё. Кратер взят! Поднялись и обошли его по кругу.Ура!
Идти по кромке было немного страшно. Никаких оград, как на Везувии, здесь нет. Я даже вцепилась в Людмилу, так как боюсь высоты. И если смотреть в сам кратер было не страшно, так как он завален и кажется неглубоким (хотя… а вдруг туда сползешь и тебя засосет в пепел?), то наружная его сторона обрывалась куда-то в туман, и что там за ним, было неизвестно. В один момент облако немного рассеялось, и открылся нечеткий вид на склон вулкана и море. Подумалось, что Бог вот так вот иногда подсматривает за людьми на Земле, раздвинув руками облака.

   Дышать стало легче, покачивать перестало. То ли Этна успокоилась, то ли организм пришел в себя после изумления. В приподнято-торжествующем настроении, довольные собой, улыбающиеся расселись по вездеходам. Потом фуникулер и мы на стоянке.

   Обедаем здесь, на Этне. Ольга помогает нам с выбором блюд. Столики стоят на открытой веранде среди черного пейзажа. Всё нереально, фантастично.

   Два вулкана. Такие разные. И эмоции разные. В обоих случаях восторг. Но от Везувия восторг был окрыляющий, а от Этны слегка опустошающий. Но я счастлива, что мое давнишнее желание исполнилось, что «покорила» Этну. Или себя?