Как не готовить уроки?

Юлия Ви Комарова
Если вы думаете, что это очередные добрые советы, состоящие из десяти пунктов «как надо», то я должна вас разочаровать. Стопроцентно работающих советов в этом деле не существует. Да-да, у меня в этом году уже шестой ребёнок переступил школьный порог, но я торжественно клянусь: с каждым всё происходит по-разному. Нет универсального клише.

Например, со старшей дочкой я никогда – даже в самом начале школьной жизни – не сидела рядом и не помогала делать уроки (при этом училась дочка хорошо и практически без проблем). Со вторым – просто сидела рядом (и могла при этом заниматься своим делом), а он всё делал сам, а вот третьего «пасла» до четвёртого класса: он не мог работать самостоятельно, поэтому пришлось потихоньку приучать к тому, что мама не всё время рядом и не всё может сделать за него. Да, нужно было постепенно «отодвигаться» в сторону – в прямом и переносном смысле этого слова. Очень постепенно и очень аккуратно.

То же и с последующим образованием. Дочка определилась очень рано: лет в 11 она заявила, что будет журналистом (и сейчас её мечта уже сбылась), а вот сын до последнего класса школы всё «тянул» с выбором – то в одну сторону качнёт, то в другую. И только победа на городской олимпиаде по биологии укрепила его в решении идти в медицинский (сейчас он студент четвёртого курса медицинского университета).

Каждому свое

Понимаете, мы действительно разные – и мы, и наши дети. И самая главная (и самая сложная) задача родителя – не решать за ребёнка примеры или жизненные задачи, а научить его решать всё самому. И чем раньше ребёнок поймёт, что родители не всё делают за него, тем успешнее чадо будет во взрослой жизни. Это вроде бы все знают, и никто не оспаривает, но есть очень большой соблазн у нас – быстренько и умело сделать всё самому, как в той песенке: «Папа решает, а Вася сдаёт». А это, по сути, медвежья услуга.

Добрые дела бывают разными. По-настоящему такими они становятся, если мы будем поддерживать ребенка, но оставлять ему право действовать самостоятельно в рамках этого задания. Успокаивать и подбадривать, если что-то не получается, давать подсказки, но ни в коем случае не делать за него его работу. Иначе очень возможно, что ребёнок вырастет инфантильным, неспособным брать на себя ответственность не только за собственную карьеру, но даже и за свою жизнь: ему будет очень комфортно существовать за плечами родителей, уютно устроив там впоследствии и собственную семью.

Мотивировать оболтуса

Но не будем заглядывать так далеко. Посмотрим на своего школьника. Что можно поделать вот с этим конкретным оболтусом, который всеми правдами и неправдами отлынивает от выполнения домашних заданий и перебивается с двойки на тройку?

Как его заставить учиться? И можно ли заставить? И если можно, то как? Что реально работает? Предлагают мотивировать. Опять – как? Дайте волшебный рецепт!

Нет рецепта… Увы, с каждым из детей это будет изобретение собственного уникального колеса. Одного ребёнка можно взять лаской: похвалить за успехи, подчеркнуть, как вы им гордитесь, пообещать подарок к успешному окончанию учёбы (но тогда обязательно нужно его подарить, если ребёнок заслужит – нельзя обмануть или оправдать себя неимением средств. Опять же, и подарок лучше обещать реальный, а не заоблачный – то, что вы действительно сможете ему купить).
Когда моя дочка в четвёртом классе снизила успеваемость, но победила в международном конкурсе и заработала поездку в Болгарию, папа объявил: «Закончишь год хорошо, поедешь!» Дочка поднапряглась. В году были две четвёрки, остальные – «5»! И она сделала это сама и осознанно. До сих пор она считает это своей победой. Другому ребёнку поможет лишение компьютера до тех пор, пока он не исправится (к слову сказать, работает это очень успешно, проверено на младшем сыне).

Третьему достаточно будет разговора по душам с прояснением личных целей: чего я хочу в жизни и чего могу добиться, если постараюсь учиться хорошо. Здесь очень помогают примеры из собственной жизни родителей и их друзей – обязательно нужно делиться этими жизненными историями с ребёнком. Они действительно мотивируют почти так же хорошо, как волшебные сказки в младенчестве. Такой вариант мы использовали со вторым сыном.

Четвёртому понадобится опытный и знающий репетитор, умеющий найти индивидуальный подход и способ объяснения материала. Особенно остро этот вопрос встает, если ребёнок что-то упустил в школьной программе, а без этого дальше двигаться сложно. Сегодня учителя работают и по скайпу – удалённо, и выбор достаточно широк. Справиться с пропущенным материалом можно и самостоятельно: существуют прекрасные и весьма доходчивые онлайн-уроки в формате видео, можно даже найти и бесплатные варианты, стоит только поискать.Впрочем, все эти возможности давным-давно на слуху и известны каждому родителю. Проблема в том, чтобы выбрать из такого многообразия именно то, что будет работать конкретно в вашем случае. А это уже задача ваша и только ваша!

Научить работать

Мне кажется, что как-то забывается сегодня очень простая, но важная истина: не получится жить в современном мире слишком легко и просто. Это ребёнку желательно сообщить с детства доступным ему языком, не ругая окружающую действительность, не пугая карьерой дворника, а с уважением к миру и к нему самому. Просто лежать на печи и ждать калик перехожих – это сказочный вариант, а не реальность.

Главное наше упущение, по-моему, в том, что мы не приучаем наших детей трудиться. Все чаще посуду за них моют посудомоечные машины, а пыль удаляют – пылесосы. Нам в своё время приходилось работать руками (и головой), помогая родителям по дому. Я уж не говорю об обязательных огородных работах на так называемой даче. Вы любили пропалывать сорняки? То-то же! А ведь это так помогло потом по жизни!

Если человеку всё достаётся даром, без труда, то он это просто не ценит – это всем известно. Ребенку, не приученному к труду, будет очень сложно научиться себя принуждать там, где это делать просто необходимо. И в обучении – в первую очередь. Чтобы выловить свою золотую рыбку из пруда, нужно постараться. А уж тогда рыбка сможет выполнить ваше желание, и не одно.

Не делать

Вот, что я могу посоветовать не делать, так это указывать на успехи близких по возрасту одноклассников, родственников или соседей вашего ребёнка. Единственное, к чему это мотивирует, – зависть. А она нам совершенно не нужна, правда? Пусть лучше чадо научится радоваться за друзей и соседей, что у них что-то получается очень хорошо.

В советское время культивировали дух соревнования: соревновались классы и школы, соревновались отличники внутри класса, соревновались братья и сёстры. Здесь тоже всё хорошо в меру. Если вы собираетесь на прогулку и кидаете призыв «кто быстрее оденется» в своей многодетной семье, это никому не повредит. А вот соревноваться в «кто умнее» будет уже несколько странно: каждому Бог определил свою меру. Есть дети более сообразительные, есть более «шустрые», а есть медлительные тугодумы, но и они могут оказаться на деле умнее тех, кто быстрее, и решить задачу правильно. В общем, я не против соревнований, но всему своё время и место.

А ещё совершенно бесполезно рассказывать чаду о том, что он «учится для себя, а не для мамы». Как-то эта простая истина «не прокатывает». У всех по-разному, но в большинстве случаев ребёнок начинает понимать, что он учится для себя, только в институте (максимум – в последнем классе школы). Поэтому лучше не тратить своё время на разъяснения, а использовать даже и убеждение школьника, что это нужно маме. Потом он поймёт, для чего. А сегодня не будем его разочаровывать: если маме нужны его хорошие оценки, то пусть он делает маме приятно, если захочет.

Не опускать руки

Вы спросите меня: так что же конкретно делать? И ответ может быть только один: не опускайте руки и пробуйте разные варианты. Хоть один, да будет успешным. Да, мы можем это сделать – помочь ребёнку самостоятельно и сознательно выбрать свой путь: учиться, как следует.
Пусть качество школьного образования оставляет желать лучшего, пусть мы остаёмся недовольными (про себя) теперешними порядками в школе или конкретными учителями. Бороться с этим – не в нашей компетенции. Ребёнок не должен от этого пострадать. Пусть он возьмёт от обучения в школе по максимуму, пусть получит те знания и в том объёме, что ему предоставят.

В конце концов, став постарше и поумнее, он сможет заняться и самообразованием, благо сейчас с этим нет проблем. Просто не мешайте. Просто заинтересуйте. Просто поддержите в трудную минуту. И научите работать.