Мысль и бог

Виталий Алтухов
Не важно, есть Бог реально или нет. И в том, и другом случае мы верим или мыслим его существование или несуществование. Стало быть, первичной является МЫСЛЬ. Она-то и служит нам опорой в нашем реальном бытии. Более того, убеждённость в том, что никакого Бога нет, даёт человеку то преимущество, что он вынужден опираться, прежде всего, только на себя, развивать свою способность мыслить и действовать сообразно обстоятельствам и выводам из анализа конкретных условий своей экзистенции.

Вера в помощь абстрактных высших сил расхолаживает человека, ослабляет его волю, питает иллюзиями и низводит его в конечном итоге до положения раба всех тех, кто присвоил себе право распоряжаться его свободой и манипулировать им в своих интересах.

Вот что писал в свете сказанного древнеримский философ Сенека:

Душа – это Бог, нашедший приют в теле человека.

Пусть будет нашей высшей целью одно:  говорить, как чувствуем, и жить, как говорим.

Требуй, чтобы я сам управлял жизнью, а не был влеком ею.


Дуализм в вопросе о существовании/несуществовании Бога был присущ французскому математику, физику, философу и писателю Б. Паскалю (17 в.). Он полагал, что если версия существования бога не верна (допустима и противоположная версия), то человек ("мыслящий тростник") ничего не проигрывает, и призывал учиться хорошо мыслить, ибо «всё наше достоинство состоит в мысли», которая и составляет «принцип нравственности».
Через сто лет такой же нравственный императив сформулировал Иммануил Кант.

Теперь сопоставим эти максимы с тем, как мы живём, и ужаснёмся.

1 сентября 2017 г.