Анна Арканина. Обзор стихов-победителей 260-264

Семь Дней 3
Анна Арканина. Страница на Стихи. ру: http://www.stihi.ru/avtor/arcana



Здравствуйте, дорогие поэты! Вот взялась комментировать тексты и сразу же пожалела. Если вам мои комментарии покажутся обидными, то подумайте «а судьи кто»? И всем станет легче.

1. Василий Толстоус Больница. Третий этаж http://www.stihi.ru/2017/06/01/8711

БОЛЬНИЦА. ТРЕТИЙ ЭТАЖ

За окном квадратным, строгим,
бесконечный мир лежит.
Где-то там Египет, боги,
Гималаев грозный щит.
Там леса, пустыни, реки,
океаны, города.
В компе три библиотеки,
что ни день, хожу туда.
Всё подряд листаю, грежу
о планете, спящей там,
о морях, о ветре свежем,
о девчоночьих устах.
Я, наверное, родился
чтоб героям помогать,
например, слетать на Диксон,
где свирепствует пурга,
или в зной пригнать в пустыню
дождевые облака.
Мысли ясные, простые,
нереальные пока.
Где-то там, за горизонтом,
те места, куда уйду.
Там небольно жжётся солнце
много месяцев в году.
Там, я верю, нет озона,
что пронзает сквозь халат
чтоб микробов урезонить
кварцеванием палат.
После «кварца» кашель душит:
впрочем, это ничего.
Врач сказала: нашим душам
вылет ровно через год.
Только маму жалко: плачет,
ну, а я привык уже
лгать ей снова об удаче
здесь, на третьем этаже.

 Стих такой, не знаю даже, смеяться или плакать. Сочувствия у меня не вызвал, но и откровенного отторжения тоже. Но, все-таки,  архаичные «девичьи уста» выглядят комично, как и слово «грежу»,  простите автор. Мысль понятна, но это не поэзия пока.


2.Нина Лёзер «Не трезв, не пьян» http://www.stihi.ru/2017/06/11/2707 

Там, в небесах не сокол, не орёл.
Внизу не лай собак, не зов коровий.
Ему бы в лес,
но он в поля забрёл,
ни трав не испоганив, ни надгробий.
Не трезв, не пьян… почудилось ему,
вопрос мозги буравил всё упорней:
А как живется в доме,
в том дому`,
что от земли оторван вместе с корнем?

В светящемся окошке рулевой
штурвалом вертит или тянет вожжи,
дом пронося
над буйной головой,
что размечталась снова стать моложе?
Тянуло ввысь сквозь не-прекрасный день,
неласковому свету бросить вызов.
Тем удивить,
что шляпа набекрень
не сдвинется, прильнув в макушке лысой.

Застыл стволом – не толстым, не худым,
всем весом в грунт вонзаясь мощной палкой.
Дым из трубы
развеется… как дым,
и вспоминать о нём не будет жалко.
Расколется крыльцо, и там следы,
по швам треща, не позовут на помощь.
Как ни спросить себя,
что делал ты,
когда был вырван дом, как вялый овощ?

«прильнув в макушке»,  наверно,  должно быть:  «К макушке»?  Опечатка, возможно.
 К сожалению, в остальном меня стих совсем не порадовал. Я не смогла понять про какой дом ведется повествование. Вот тут:
«дом пронося
над буйной головой,
что размечталась снова стать моложе»
Кто размечтался? Еще одна ЛГ о которой ни до ни после  мы ничего не узнаем?
«Дым из трубы
развеется… как дым» - совсем слабая строчка на мой взгляд. Нина, простите, но этот стих не могу прочувствовать  или  хоть как-то принять.

3.Алекс Трудлер "Иордан" http://www.stihi.ru/2017/06/07/5370

В веках, где присно и поныне
заречный цвёл иконостас,
и вопиющий гневно глас
пугал заблудшего в пустыне,
не царство божие пребудет,
как безответная мольба
к земле склонённого горба
под залпы тысячи орудий,
а ручейки с хребтов направит
река под ропот вещих вод,
сионом пролитых в синод
к первопрестольной вящей славе.

Река порогами невинна,
пророкам слова - несть числа.
За неименьем ремесла
там мальчик прячет нож за спину.
Там смесь арабов и евреев
взрывоопасности сулит.
Новозаветный вечный жид
скитается за Моисеем.
Неопалимых поколений
следы стираются быстрей.
В колоколах монастырей
смолкает молох сновидений.

Не потому ли день от века
не отличить в реке, пока
течёт старинная река
в крутых излучьях человека.

 Алекс, обещала вас только хвалить. Но стих наполненный столькими архаизмами: «вопиющий, глас, пребудет, вещих, вящей, несть, сулит» похвалить не могу. Хотя, конечно, такое количество говорит, о том, что вы это сделали намеренно, заявка на стиль. Но вот тут, сами прочитайте:
«Там смесь арабов и евреев
взрывоопасности сулит»
 Кто, что, кому сулит? Может «взрывоопасность  сулит»? Да, и вообще, не стала бы я людей и их национальности называть «смесью». Как-то не по- человечески получается.
 По стихотворению вообще очень много вопросов, хотела перечислить, но получается почти весь стих цитата с большим вопросом от меня.
 Концовка интересная, но это все, что я могу похвалить в этом стихотворении.

4.Елька 22_Бретонская песенка_ http://www.stihi.ru/2017/07/06/5423

 “Je t’aime, je t’aime”
            Et je n’y croirai jamais plus “

Беги, мой друг, беги!
Снаружи пятница в разгаре,
а время делает изгиб
и балансирует на шаре.
Налей цветочного шабли,
вдохни прощание беспечно,
бросает море корабли,
швартуя к пристани навечно.

Пора, мой друг, пора
нарушить правила июля,
коллинеарны вектора
Манчестера и Ливерпуля,
темны чужие города,
дожди слепы, бульвары глухи,
отправь былое в "никогда" –
не делай культа из разлуки.

Забей, мой друг, забей …
на ужин –
яблоко Эриды,
мы невезучи по судьбе,
и невезением мы квиты,
тебе на север, мне на юг,
миграцией вялотекущей
сольётся лето к сентябрю.
Ты прошлым дышишь, я – грядущим.
Понравилась композиция, с повтором обращения к «другу» в разных формах. Есть в этом какая-то доверительная интонация, сближающая автора и читателя. Но в остальном, стихотворение оставило впечатление калейдоскопа, разваливающегося на разные цветные детальки.
«отправь былое в "никогда"»- очень простая, ученическая строчка. И не знаю можно ли сказать «невезением мы квиты», может «С невезением мы квиты»?

5.Змей Горыныч 3. Круг мелом. http://www.stihi.ru/2017/06/20/395

Выходила по любви, обмирала под венцом,
Отвечала на духу, клятвой молвила слова…
Умывалась молоком да вечернею росой.
Говорила, очерти мелом посолонь кровать.

Не поверил, на пиру потешался, отвечал:
Не бывать такому злу, навевающему жуть,
Что сумеет одолеть сталь булатного меча,
Что посмеет за порог ненароком зашагнуть.

Как в разубранный покой, где на ложе соболя,
Уходили ночевать, умоляла оберечь.
Из чащобы лезет тень, окоряжьем шевеля…
Не всему любовь заслон, не всему преграда меч.

Пожалел и белый круг замыкал под наговор.
Закружила медом ночь, и сладка, и коротка,
Просыпались поутру, а куда ни кинешь взор,
Все разорвано в клочки за пределами мелка.
 Ой, этот прям праздник былинной поэзии. Только я не поняла , зачем? Для кого это пишется?
«клятвой молвила слова»- это как? Может, молвила слова клятвы? Нет, простите автор, мне не пробраться сквозь « чащобы», где «окоряжьем шевеля»…

6.Гера Шторм "Лёд" http://www.stihi.ru/2017/06/25/4939

В его голосе грубом, тревожно звенел металл.
Стыло небо в глазах холодных, вливаясь в сталь
океанов. В них утопали, осколки скал.
Я тонула следом.

Наблюдал он за мною долго, как дикий зверь.
Не давал руки, а я думала: изувер!
И глотала воздух, но мне ухмылялась смерть,
осознав победу

Над моей безоблачной жизнью - без прежних чувств.
Тех, что девичьи души губят - любовь вдохнув.
Не дают опомниться, не навевают грусть
о минувшем счастье.

Я тонула в глазах тех северных ну, а он
их закрыл, отправившись в дивный, глубокий сон.
Я замёрзла насмерть - покрывшись хрустальным льдом.
Быстро - в одночасье.

 Понравился «голубой голос», аллитерации и аллюзии интересные.
«Я тонула в глазах тех северных ну, а он
их закрыл»- тут надо разобраться с пунктуацией, причем срочно. Перед «ну» наверно нужна точка? И еще, оба ЛГ, получается, утонули и заледенели, так? Или я опять чего-то не поняла.
 Мне всегда интересно, зачем и для кого этот стих написан? Тут нет автора и его переживаний.. А общие места и общие стихи , без авторского переживания и голоса, зачем? Можете не отвечать, это вопрос риторический.

7. Михаил Эндин "Ожидание" http://www.stihi.ru/2017/07/05/8375 

Я ждал тебя в Серебряном бору.
Евг. Евтушенко

Я ждал тебя в Таврическом саду.
Бубнил под нос стихов белиберду,
нисколько не задерживаясь на
серьёзных мыслях. Тихая весна
легко переворачивала лист
последних дней и под пернатый свист
без горестных и жалостливых нюнь
перетекала медленно в июнь.

Я ждал тебя в Таврическом саду.
Покачивались утки на пруду.
По небу проплывали облака,
покачивая белые бока.
Покачивался ветер в стороне,
покачиваться предлагая мне.
И правил миром благостный покой
в предчувствии свидания с тобой.

Я ждал тебя в Таврическом саду.
Я, кажется, с собою был в ладу,
уже забыв о прошлой суете,
о женщинах, которые не те,
о времени предательств и потерь,
как будто изменившемся теперь,
преобразившем быт и бытиё
сегодня в ожидание моё.
 Вот тут как-раз есть автор, ( ура, я нашла автора). Попытка остановить мгновение. Но, на мой взгляд,  очень многословно для стиха, в котором ровным счетом ничего не происходит. Если б я могла советовать, то я бы посоветовала оставить только средний катрен, отрезав к черту ( не дожидаясь перитонита) первый и последний. В среднем катрене есть какая-то неуловимая исповедальность, нежность… И в нем все сказано! И сказано проникновенно.
Смотрите:

Я ждал тебя в Таврическом саду.
Покачивались утки на пруду.
По небу проплывали облака,
покачивая белые бока.
Покачивался ветер в стороне,
покачиваться предлагая мне.
И правил миром благостный покой
в предчувствии свидания с тобой
Иногда, поэт должен уметь вовремя остановиться. ИМХО


8.Рита Круглякова. Питер Пэн http://www.stihi.ru/2017/07/06/5875

- А почему ты теперь не летаешь, мама?
- Потому что я выросла, милая. Взрослые летать не умеют.
- Почему?
- Потому что летать может только тот, кто весел, бесхитростен и бессердечен. А взрослые уже не такие.

Джеймс М. Барри
"Питер Пэн и Вэнди"





Каждой судьбе - и цена, и плата.
Каждой дороге - и жезл, и знак.
Всё в этом мире идёт, как надо,
Даже когда всё идёт не так.

Ведь всё равно расцветают вишни,
В воздухе майский плывёт настой.
Ты остаёшься у чьей-то жизни
За отведённой тебе чертой.

В клетке привычно живёт синица.
Но за бетоном семейных стен
Девочке Вэнди зачем-то снится:
На подоконнике - Питер Пэн;

Запахи детства - чабрец и мята;
Крыльев совиных широкий взмах.
Девочка Вэнди не виновата
В том, что бывала в таких краях,

В этом придуманном королевстве,
Чтобы надолго запомнить впредь:
Питеру надо остаться в детстве,
Девочке Вэнди пора взрослеть.

Ветер качает в саду качели,
И заливаются соловьи.
Если бы девочки не взрослели
И не желали иной любви...

 Стих этот я уже читала и считаю, что он вполне состоялся. Грамотный стих. Вечный сюжет прочитывается, не оставляя двусмысленности. И даже понятно, что ЛГ – отражение автора. Но таких стихов много, зачем еще один? Затем, что в нем живет одна прекрасная строчка:

«Всё в этом мире идёт, как надо,
Даже когда всё идёт не так.»

9.Юрий Семецкий. Конец квартала. http://www.stihi.ru/2017/06/24/532

Конец квартала, пляж, Гурзуф,
случайный флирт, приятный вечер...
Но в голове щемящий зуд,
возникнув, счастье вмиг калечит.

Мелькнули даты, цифры в ряд,
сведение счетов и счётов...
как бюрократы говорят:
математическое что-то.

Остались сутки - и дедлайн.
А после риски, штрафы, пени...
И государственная длань
тебя поставит на колени.

А ведь наметился альянс,
у ног лежал её бюстгальтер...
Но я бежал, крича: — баланс! —
Забыв, что больше не бухгалтер.
23.06.2017

Мораль:

Моя душа разбилась на куски,
когда мне суть преподнесли на блюдце:
отказывают бабам мужики,
и люди скоро все переведутся.
24.06.2017

Такие стихи мне очень трудно разбирать. Кажется, это попытка написать юмористический стих? Или все написалось ради рифмы: «бюстгальтер - бухгалтер»?
«Но в голове щемящий зуд,
возникнув, счастье вмиг калечит»
«Щемящий зуд счастье вмиг калечит»? Ой, ой, ой.

10.Юрий Семецкий. Гамлет. Трагедия в четырёх актах и с одним эпилогом. http://www.stihi.ru/2017/07/08/1248

Полоний. Акт первый

Ну, что за тип? И годы ведь на склоне.
— Женись иль не женись, но дай ответ. -
Просил за дочь, прилипчивый Полоний.
Нож под ребро, чтоб больше не шпионил —
ни человека, ни проблемы нет.

Офелия. Акт второй

Мурашило от взгляда с укоризной.
— Не быть! - вопило планов громадьё.
Она была Офелией капризной,
но я страдал и до, и буду присно,
а бедный Йорик, честно, не моё.

Лаэрт. Акт третий

Дурная весть была немилосердна:
отец, сестра безвинны, видит Бог.
Смерть призвала к отмщению Лаэрта,
но шпагой в бок... Отравленной? Наверно.
Подох? И слава Богу, что подох.

Клавдий. Акт четвёртый

Козьма Прутков сказал: не хочешь зла — бди!
Но от людей не спрячешь свой грешок.
Был голос из могилы: грешен Клавдий,
мочи его, козла, за-ради правды.
Кинжалом — вжик, и вышло хорошо.

Эпилог

Героев часто любят без причины,
а в души загляни: под маской — Зверь.
И гамлеты, что с виду благочинны,
и клавдии, что лезут не по чину,
все сеют словно Абаддона смерть.
И не спасёт ни шпага, ни кираса,
когда героев небо призовёт.
Их доблесть высока, но смерть не красит,
и вечно торжествуют фортинбрасы,
и, как всегда, безмолвствует народ.
08.07.2017
«Этот стих не входит в круг моих поэтических предпочтений» ( с). Хорошо, что стихи разбирать буду не я одна. Может, кто-то из других обозревателей выскажется. Я – пас.

11.Елька22_Весёлый рыбак_ http://www.stihi.ru/2017/07/20/6487

Привет, соседка! Не скучаешь?
Смотрю, горбатишься с утра…
Колдуешь с травами над чаем –
Сегодня так же, как вчера.

Молчишь. В сердцах швыряешь миски,
Бряцая кухонным ножом,
И кипятком плюются брызги,
И кот щетинится ежом.

Нельзя всю жизнь копить обиды,
Нельзя весь день смотреть гюрзой.
Судьбой с тобой мы оба – биты,
Грех не отмолится слезой.

Полвека пролетели мигом,
Былое поросло быльём,
Я третий год с добром и миром,
Быть может легче жить вдвоём?

Молчишь. Устало смотришь мимо,
Кота прижавши к животу…

Я – в море. Здесь невыносимо.
Но рыбу занесу. Коту.

К сожалению и в этом стихе я не нашла поэтических достоинств. Увы. Разве, что еще раз взять эту историю про рыбака и недовольную соседку и попробовать рассказать ее по- новому? Так, чтоб у читателя екнуло сердце от их неприкаянности? Не знаю, но это пока не стихи.

12.Ливерий Лесное озеро http://www.stihi.ru/2017/07/19/4939 

Молчалива и тревожна тёмная вода
В оторочье строгих елей и густых кустов.
Извиваясь, проплывают гады иногда.
Из глубин в глухую полночь раздаётся стон.

Тихо лунными ночами, из прохлады вод
Выбираясь на поляну у замшелых пней,
После Троицы русалки водят хоровод,
Соблазняют слабых духом молодых парней.

Здесь Алёнка горевала – брата не нашла.
Расплываются кругами мысли у воды,
Забываются земные мелкие дела,
Пропадает горечь боли от большой беды.

Сосны, память и страданья покрывает мох.
Ухожу от тайн озёрных, на душе покой.
Что начертано, случится, как управит Бог,
То ль языческий из леса, то ли городской.

  Вот еще один стих без автора внутри и без адресата в виде читателя. Опять языческие русалки поплыли и васнецовские Аленки вышли на поиски братца. Но зачем? Прогулкой к озеру навеяло? Этот стих, просто упражнение, чтоб перо не затупилось. ИМХО.

13.Юрий Семецкий. Космонавт. http://www.stihi.ru/2017/07/10/1234

Вечор из казахских степей, перебрав
кумыса с актюбинской водкой,
талдыкский чабан, а теперь космонавт,
уплыл на космической лодке.

Далёкие звёзды моргали ему
частицами древних фотонов,
и солнечный ветер вдувал под чалму
хорошие вести из дома.

Там ужин готовит жена Фатима —
хычины с кусочками сыра,
и молит за мужа: хватило б ума
не сгинуть в космических дырах,

избегнуть губительных гамма-лучей,
не встретить поток метеоров,
и слёзы текут из прекрасных очей,
и мочат бычок беломора.

И он не пропал, и закончил полёт
на новой планете в бурьяне...
А там Фатима с угощением ждёт.
Приснилось всё, что ли, по пьяни?

Но только с тех пор поднимается тост
во всех кишлаках за чабанов,
за тех, кого ждёт Фатима среди звёзд
в окрестностях Альдебарана.
10.07.2017-17.07.2017

Зря я, все же, согласилась комментировать этот тур. Все – таки кому приснилось это? Самому космонавту, которому так комично: « солнечный ветер вдувал под чалму
хорошие вести из дома»? То есть это все пьяный бред талдыкского чабана? Хотела бы расчитать это обратно, извините, автор.

14.Любовь Левитина Столетний дом http://www.stihi.ru/2017/06/30/6532

На краю времён, где земля пуста,
этот старый дом – лет не меньше ста,
износился, выцвел и жить устал.

У него для этого сто причин,
и от каждой – трещина в сто морщин,
он сменил сто ликов и сто личин.

У него разбито в глазах стекло,
всё, что в них болело, давно прошло,
в стенах время плесенью проросло.

Сбился молча годы считать до ста.
А вокруг ни дерева, ни куста –
съела память – крепкая кислота.

Дом наполнен памятью, как сосуд,
но о нём забыли и люд, и суд,
и надежды нет, что придут, спасут.

Одинокий дом на краю земли
просто тихо ждёт, чтоб его снесли.
Три раза повторяется числительное «сто», наверно, автору важно, чтоб мы не забыли этот факт.
 Я прочитала упражнение на тему «старый столетний дом». Сочувствия и удивления не испытала, увы.

15.Ольга Королева. Переславль-Залесский. Между дождями http://www.stihi.ru/2017/07/26/33

Залесский край преданий давних.
В печах – горшки, на окнах – ставни.
Иди, и прямо у дорог
Учи истории урок.

Но нынче в сказочных слободках
Угрюмый ливень бил чечетку.
И снова промочить дождем
Грозится отдаленный гром.

Итак здесь топко – где ни ступишь:
Широк и полон в устье Трубеж.
По край – дощатые мостки
Залиты водами реки.

Лоснятся лодки-плоскодонки.
И каждая – клиночком тонким
Скользит – но озера простор
Таков, что надобен мотор.

А в устье – старая церквушка.
Ей ветры что-то шепчут в ушко.
И плещут ряпушек хвосты
Об отраженные кресты.

Здесь рыбы – хоть лови руками –
Плывущей прямо над мостками.
Из двух озер туда-сюда
Бежит по Трубежу вода.

 Ольга, я не понимаю уже, хорош этот стих или плох. Но я опять не нашла в нем никаких поэтических достоинств.  А название красивое: «Между дождями». И все- таки посмотрите на эту строчку, она выглядит  беспомощно:

«Ей ветры что-то шепчут в ушко»
Во- первых, «ветрЫ» это не то же самое что и ветрА, конечно. Правильно и так и так. Но у слова ветрЫ есть еще одно значение, сами знаете какое. И потом, шепчут «НА ушко», а не «В». Это , конечно, не аксиома, то что я вам тут сказала, но поэтическая речь требует точности и красоты, а какая тут красота? В этой строчке?

16.Светлана Илларионова. Из отпускной тетради http://www.stihi.ru/2017/07/21/2531

Солнце солило прибой и скалы, 10
Жарило так, что горели травы.10
Люди шептались: Светило в праве 10
Жизни лишать, выжигая скальпы.

Звёзды с укором пеняли Солнцу: 10
Эй, охолонь, дай земле остынуть.10
Завтра проснёшься – и станет стыдно.10
Не притворяйся глухим и сонным. 10

Но божество в ответ смеялось: 9 (!)
Много вас, я же – одно на свете. 10
И, не бросая слова на ветер,10
С новою силой впадало в ярость. 10

С горечью горы с высот смотрели 10
На изнывающий летний город. 10
Где же твой дух, боевой и гордый,10
Красит ли горца удел смиренья? 10

Выдохни жар, что копил пол-лета,10
Выкради тучу, что небо прячет. 10
Солнце умерит пыл горячий – 9 (!)
Ветер крепчает, готовясь к полёту.11(!)

Мечется загнанным зверем зарница, 11(!)
Рвётся на волю, почуяв ливень. 10
Мне собирать чемодан лениво,10
Я в этот город у кромки моря 9(!)
И в эти горы успела влюбиться. 11 (!)

 Светлана, я сама часто путаю ритмический рисунок и никогда не считаю слоги. Но тут настолько резко сбивается ритм, что никаким дыханием его не выровнять. И еще, мне кажется, это довольно лихо заговаривать с солнцем,  а потом еще и представлять, что солнце вам отвечает. Такая непосредственность, простота и детскость, которая во взрослых стихах выглядит, как минимум, вычурно. А  в конце, такое теплое и про свое, личное, про чемоданы. Почему не весь стих о себе? Не понимаю.
 
 На мой взгляд, очень слабый тур. Даже не знаю, как выбирать, но если надо, то надо:

1-Рита Круглякова. Питер Пэн http://www.stihi.ru/2017/07/06/5875
2-Михаил Эндин "Ожидание" http://www.stihi.ru/2017/07/05/8375 
3-Елька 22_Бретонская песенка_ http://www.stihi.ru/2017/07/06/5423