Прекрасная Италия. Сиракузы. Архимед

Любовь Черм
   -Ну, почему, почему я не догадалась там, на набережной, достать зеркальце из сумки и навести солнечный зайчик на одну из яхт у берега? Почему эта мысль осенила меня, как Архимеда в ванне, только сейчас у компьютера? Ради своего солнечного зайчика я бы вернулась в Сиракузы.

   На набережной, в том числе и на этом месте, Архимедом были установлены зеркала, поджигающие своим лучом паруса осаждающих город римских кораблей. Сюда же выходили и жители с зеркалами и отполированными пластинами из бронзы. И пусть сейчас часть ученых опровергает эту версию, но зато выдвигает другую, более крутую, по которой зеркала просто ослепляли на время команду кораблей, а в это время точно по лучу зайчика в противника из специальных приспособлений выпускались горящие стрелы. И промазать они не могли. Прицел-то - практически лазерный. Помню, как на уроке истории меня поразили эти зеркала. Под горячую речь учителя я в мечтах стояла на  берегу с зеркалом в руках среди жителей Сиракузы. Желания исполняются?

   Ливий писал, что римляне захватили бы Сиракузы сразу, если бы не Архимед. Сначала флот был остановлен машинами, придуманными этим гением, которые метали тяжелые и легкие камни. Некоторые корабли, избежав бомбардировки камнями, подходили к самому берегу. Тогда они сверху зацеплялись крюком за нос и с помощью рычага ставились вертикально, а потом резко бросались в воду и тонули. Представляете? Две тысячи лет назад?
 
   А потом оставшиеся корабли сжигались зеркалами. И всё это придумал Архимед.  А было ему во время этой Пунической войны между Карфагеном и Римом (названия-то какие - просто песня) уже 75 лет.

   Город римляне все-таки взяли. Среди рядов защитников оказались предатели. Жители были опоены вином во время трехдневного праздника в честь Артемиды (всё той же - из фонтана), ворота открыты.  В городе устроена резня, в результате которой погиб и Архимед. Хотя римские историки пытались смягчить историю гибели мирового гения.

   По одной версии, Архимед, рисовавший что-то прямо на земле, сказал подошедшему к нему римскому воину: «Не трогай моих чертежей!» — и был тут же убит на месте.
 
   Плутарх приводит три других рассказа, в которых вина сваливается на случайных воинов:

вариант 1 - к Архимеду явился римский воин и потребовал следовать за ним к Марцеллу. Ученый попросил подождать, пока он не закончит доказательство какой-то теоремы, и был за это убит.
 
вариант 2 - воин просто пришел в дом Архимеда с целью убивать и грабить. Ученый попросил подождать, пока он закончит решение задачи, но римлянин пронзил его мечом.
 
вариант 3 - Архимед сам, собрав математические инструменты, направился к Марцеллу, но встретившиеся ему на пути римские воины сочли, что в его ящике золото, и убили ученого, чтобы забрать богатство себе.

   Все эти версии крайне маловероятны, поскольку отражают стремление историков римской эпохи сгладить реально существовавшие противоречия: мол, римский полководец стремился спасти великого ученого, человека аполитичного и чуть ли не лояльного римлянам, но случайность этому помешала.

   Дело, скорее всего, обстояло прямо противоположным образом. Архимед наверняка поддерживал политическую линию своего родственника — царя Гиерона II, почти всю свою жизнь посвятившего борьбе с Римом. И уж, конечно, создатель грозных орудий не мог в час страшной опасности для его города самоустраниться от того, что было его моральным долгом, — научить своих сограждан пользоваться созданными им машинами. Более того, из описаний войны следует, что оборона Сиракуз была организована умело и четко, что жители города прекрасно владели навыками управления машинами Архимеда. Поэтому правильнее думать, что он на самом деле руководил обороной города. Об этом прямо говорит Полибий, самый ранний и самый достоверный из римских историков.

   В 75 году до н. э., через 137 лет после смерти Архимеда, римский политик и философ Цицерон нашел в Сиракузах на заброшенном пустыре его надгробие, на котором были изображены цилиндр и вписанная в него сфера, которые Архимед завещал изобразить на своей могильной плите.
 
   Да, упокоится его душа с миром, а мы пойдем дальше.

*******************************
 
   В Сиракузах есть археологический парк Неаполис с античным руинами. Просто слюньки текут от одного названия "античный". Сначала попадаем в вырубленный в скале Греческий театр. Римляне потом его немного перестроили. Сейчас в театре показывают греческие классические трагедии. Как раз готовили декорации.
 
Ну, не чудо, ли?
 
   Этот театр считается образцом античной архитектуры. Он неплохо сохранился, учитывая возраст в 2500 лет. "Зрительный зал" театра вмещает 15000 зрителей. Присела на каменное сидение, представила себя,  если не древнегреческой богиней, то хотя бы жительницей древних Сиракуз, которая ходит то на спектакли, то на набережную корабли жечь.
 
   Недалеко от театра находятся каменоломни. Камни из них шли на строительство города. Потом каменоломни были заброшены и превращены в каменные мешки-тюрьми под открытым небом. В них содержались пленные афинские солдаты, оставленные там римлянами умирать, стоя, от голода и жажды.
 
   Одна из пещер в каменоломне называется пещерой Филоксена, известного древнегреческого поэта. Местный правитель-тиран Дионисий тоже пописывал стихи. Все, боясь попасть в опалу, стихи нахваливали, а вот душа поэта Филоксена не выдержала надругательства над поэзией, и поэт высказал всё, что он думает. А думал он плохо. За что и был посажен обиженным Дионисием в тюрьму-пещеру. Cидел он там сидел, пока Дионисий не накропал новый стишок и не призвал поэта к себе его послушать. Филоксен, скрипя зубами, выслушал, молча развернулся и велел вести его обратно в тюрьму. Дионисия это рассмешило, и он отпустил поэта на все 4 стороны. 
 
   А еще здесь есть древний акведук. Он прорублен внутри скал от источника, находящегося на расстоянии 40 км от этого места. Акведуку более 2000 лет, и он до сих пор действует.
 
   Заглядываем в пещеры-захоронения, а потом в пещеру "Ухо Дионисия". Это огромная пещера с великолепной акустикой. Снаружи прекрасно слышно, что творится внутри. А внутри каждая заходящая группа туристов начинает истошно вопить эксперимента ради. Послушали эти вопли впереди идущей группы снаружи, а потом внутри свои. Вход в пещеру напоминает ушную раковину лошади. В римские времена пещера использовалась, как театр. А по легенде Дионисий заточал в пещеру своих пленников и подслушивал снаружи, о чем они шепчутся. Извращенец.
 
   Заточил он сюда и Платона, который гостил в Сиракузах. Дионисию не понравилось видение Платоном идеального государства. Платон вроде бы провел в пещере только два дня, но за это время написал свой знаменитый "Миф о пещере".
 
   А еще от этого выше упомянутого Дионисия идет крылатое выражение "дамоклов меч". Это он предложил своему другу Дамоклу, который восхищался царской участью, пожить один день в "шкуре" царя. Когда Дамокл в богатых царских одеждах сидел за столом, полным изысканных яств, он вдруг заметил висящий над ним на конском волосе меч, которым Дионисий хотел показать хрупкость положения царствующей особы.
 
   И последние руины - это руины римского, уже амфитеатра. Римляне в отличие от греков свои амфитеатры не вырубали в скалах, а строили из камней. Этот амфитеатр был третьим по величине после Колизея и веронского амфитеатра. Построен при римском господстве через 400 лет после греческого театра.
   
   Трясем головой, чтобы избавиться от картинок седой древности и нереальности и выходим в современный город.
   На пешеходном переходе стоит регулировщик. Смотрим ему в глаза, чтобы установить по совету местного гида визуальный контакт:
 
-Контакт?
-Есть контакт! - понимаем мы по его широкой улыбке.

июнь 2017