В гостях у эскимосов. Шон Ёро

Ольга Сергеева -Саркисова
   

      Каждый день открывает новое имя в искусстве и в искусстве Арт-Стрита тоже. Загорается новая звёздочка...Я познакомилась с интересным художником,который из всех необычных поверхностей, на которых можно рисовать, он выбрал самую необычную...Это один гавайский молодой художник, проживающий сейчас в Нью-Йорке - Шон Ёро, его ещё зовут Хула.Он родился на острове Оаха гавайского архипелага и с детства увлекался граффити, тату и акварелью.
     Но граффити это больше увлечение для подростков и не очень интересно для думающего человека просто продуцировать своё имя, писать его снова и снова, повторяя и повторяя его тысячи раз... Но даже в красивой упаковке бесконечно повторяя его в разных стилях, меняя "обёртку"- это скучно и ни о чём, пусть меня простят все художники граффити. Но это всё равно смахивает на нарциссизм и самовлюблённость. Не вижу в этом смысла- сплошной пиар себя любимого.   
Представьте себя за этим занятием- вы разным шрифтом пишите на заборах, стенах, в основном по ночам,- своё имя...в режиме "нон стопа" ...для меня это бред.   

На Востоке было когда-то высочайшее искусство писать красиво- там каждый иероглиф был произведением искусства, которому обучались долгие годы - искусство каллиграфии, но они не ограничивались только своим именем, а открывали мир через своё искусство письма. Это всегда было больше, чем просто письмо.
Многие ставят знак равенства между фотореализмом и гиперреализмом. Это неправильно. Сам термин "гиперреализм" впервые возник в 1973 году. Именно так называлась выставка и каталог работ. Его предложил использовать Иса Брахот, который считал, что такое название более четко характеризует сущность нового стиля, возникшего как протест абстрактному искусству, в отличие от фотореализма, который дает лишь общее представление. Истинное мастерство проявляется именно в том, чтобы зритель не смог отличить реальность от написанной работы. Вы словно под огромной лупой рассматриваете обычные предметы, лица людей, ню, витрины магазинов, приближаете их настолько к себе, что вам становится не по себе...они поглощают вас, здесь не просто реальность, а гипертрофированная реальность, не обойдённая эмоциональной составляющей изображений и удивительной энергетикой. Это не просто точная, виртуозная техника, это нечто большее наряду с  детализированной подачей и супер- реалистичным изображением , что в итоге картина представляет собой какую-то другую, совершенно новую реальность- некий продукт духовных исканий художника, а не ту, что была в действительности.
   Шон не принимал сначала всерьёз свои занятия, но когда ему исполнилось двадцать один год, стал увлечённо заниматься живописью - изучать тело человека и писать его часами, работал над портретом. Стал подбирать разные места для размещения своих работ, совершенно, на первый взгляд, неподходящих и необычных под небом голубым, где никто не ожидает увидеть искусство. Этот неожиданный эффект усиливает восприятие его работ. А что же происходит?
  Его работы вдруг начинают расти, прорастать, как растения из воды,... тянутся,цепляются за поверхности заброшенных ржавых и старых судов, или забытых остатков бетонных мостов, маяков, дрейфующих льдин. Он рисует акриловыми красками ( они хорошо переносят воду)и добирается до этих мест на необычном транспорте - на своей доске для сёрфинга... Он профессиональный сёрфингист, как и все гавайцы. И не просто добирается до нужного места, а балансирует на доске пока рисует. Это безумно трудно! Это уже какой-то "Цирк Братьев Ширман". Но ему удаётся создавать красивые работы в стиле гиперреализм, очень похоже на чёткую фотографию. Его творчество- это бунт против надвигающейся экологической катастрофы в центре которого стоит человек со своими проблемами и с призывом срочно их решать, пока не поздно. Он бьёт тревогу. Его картины-это вызов равнодушию человечества.
Гиперреализм в живописи в стиле ню – отдельный метод изображения темы человека и его взаимоотношений с миром, особый. Ню - это изображение обнажённого тела, оно не защищено от воздействия окружающей среды и оно принесено в жертву на алтарь беспощадной цивилизации. Среди работ, относящихся к гиперреализму, ещё можно найти портреты, пейзажи, натюрморты. Но они всегда отличаются от других картин подобных жанров. В них прослеживается акцент на социальные проблемы, взаимоотношения человека и общества, принятие или же непринятие себя, как части этого мира, политические и культурные темы, на рекламу.
  Главная Муза его творчества- Женщина,бесконечно разная и в разных климатических условиях- в тёплых морях или на ледяном панцире земли в обнимку со льдиной на Севере, в Канаде.Она обнажена, беззащитна перед надвигающейся катастрофой и кожей уже чувствует беду. Она -то выходящая из воды, то лежащая в воде, спящая в воде, с цветком и без, грустная и нежная, и всегда- любимая.Это не русалка...Она без хвоста,никакой мифологии, это живая красивая женщина,мать, символ жизни.
   У него много работ в стиле ню,и каждое полотно передает в первую очередь не пошлость, не эротику, он далёк от этого, а  передаёт обнаженную человеческую сущность, душу,как большую кровоточащую рану.
Главная тема его работ всегда одна - беспокойство за любимую планету, её надо спасать,обратить внимание людей на экологические проблемы. Жизнь уходит с планеты, тает как льдина..Вот о чём просто кричат его работы!
    Обычно своё местонахождение он не раскрывает и не афиширует. По редким, скупым фразам можно вычислить, где же он работает.
«Недавно я совершил экспедицию на остров Баффин, где я нарисовал местную женщину инуитов на льду». Где это? Мало кто знает. Оказывается, в Канаде. Это третий по величине остров на планете. Здесь красота в абсолюте. Во многом похож на Гренландию,название получил в честь британского путешественника, штурмана корабля, полярного исследователя Севера- Уильяма Баффина. Это места, которыми восхищался американский художник и писатель Рокуэл Кент -  "Американский Рерих", как его звали многие. До последнего часа своей продолжительной жизни(88лет ) он был влюблён в красоту и дикую природу Севера, жил там среди эскимосов, писал картины и книги, был посланником Мира на земле. Эти места аскетичной и необыкновенной красоты, располагающие к откровениям и к беседам с Богом посещал и Шон. Недаром Рокуэл Кент написал книгу- обращение"Это я, Господи"- только в такой обстановке может состояться истинный диалог с Богом, есть ощущение, что ты с ним в этой первозданной природе один на один.Ландшафт завораживающий, торжественный и немного тревожный. Баффинова Земля вмещает всё, что так или иначе ассоциируется с Арктикой: длинные и тягучие, как ириски, полярные день и ночь, красивейшие шоу северного сияния, пушистые бескрайние поля Снежной Королевы,чистейший ледниковый панцирь,по которому не ступала нога человека...Как гигантское "эскимо", иногда подтаявшее в редких солнечных лучах, множество рек и речушек, в которых легко потеряться навсегда, гордые путешествующие айсберги, и любой вздох, и крик тонет в вечности, окружённой вечной мерзлотой и застывшим временем. Здесь обитают белые медведи, северные олени, моржи. Сюда приезжает большое количество туристов, чтобы погрузится в дикую природу Севера, хлебнуть её неповторимой экзотики,поохотиться, покататься на собачьих упряжках, вкусить строганины из свежей мороженной рыбы, насладиться гостеприимством суровых эскимосов, больше узнать о быте и обычаях местного населения - инуитов,(инуиты- эскимосы,) а порой, и для совершения восхождений на вершины здешних таких необычных гор. Но в последнее время сюда стал приезжать молодой художник- Шон, осваивающий ледяные покровы земли вместо полотна. Ледяной панцирь ещё не весь расписан и у него здесь много места для творчества, вот только белые медведи, которых здесь в изобилии, не хотят сдавать своих позиций и вмешиваются, порой, в творческий процесс художника, мешая ему работать.
     Интересным местом для возможных рисунков может служить побережье в районе реки Клайд (Clyde).Это лес вертикальных скал, гор. Он любит такие вертикальные стены,где их большое количество и они поднимаются прямо из моря.   
   Часто он рисует на одном из каналов в Бруклине. Но, в основном, он хранит тайну своего пребывания, не любит,когда "берут его след", так как любит работать в одиночестве, чтобы не отвлекали от работы.
Тает красота жизни, как льдина...как ледниковый панцирь. Художник бросает вызов тем, кто не думает о будущем, засоряя среду обитания.
И последние его работы- это,конечно, красивые женщины...- сама жизнь,он продолжает их рисовать обнажённо беззащитными в водной стихии или в ледяной! Это не сексуальный сюжет, не тело красивой женщины на ложе в алькове, жаждущей страсти и любовных свиданий, а обнажённая как нерв жизнь в образе красивой женщины, матери, сестры, любимой... Когда смотришь на эти работы, то пробирает мороз по коже,хочется согреть их, вытащить из ледяной воды, спасти от холода. Он специально обнажает этих женщин, чтобы подчеркнуть, что мир на грани исчезновения,обратить внимание на проблемы обычного человека, пока ещё можно спасти. Эти работы отрезвляют.
Но и на суше ему есть чем заняться- он рисует портреты в стиле гиперреализма,так похожие на фотографии, но под своим углом зрения, они пользуются успехом.  Его многие знают и интересуются его творчеством, любят.
Уличное искусство постепенно завоёвывает всё больше пространства в мире и для большого числа людей становится частью их жизни и потребностью.
   А уличные художники ищут всё новые возможности реализации своего "Я" и продолжают исследовать новые способы использования общественных поверхностей. Шон тоже ищет... Я не удивлюсь, если  в ближайшее время мы встретим его и его рисунки на плывущем айсберге, падающем водопаде или на луне... Он в пути и это прекрасно!

25.08.2017.
  *работа Шона. Предупреждение...