Воспоминание о литобъединении

Наиля Ахунова
Когда в стихах я стал невеждой,
Искал секреты ремесла,
К музею Горького с надеждой
Влачил беспрокие крыла...

Сергей Малышев               
"Воспоминание о литобъединении"


"Все мы вышли из музея Горького!"

Геннадий Паушкин

                В нынешнем году исполнилось ровно 75 лет с тех пор, как в далёком 1942-ом при Литературно-мемориальном музее А.М.Горького было создано одно из старейших литературных объединений страны...
  В музее, открытом в марте 1940-го, спустя три месяца после начала Великой Отечественной войны, начинается консервация (освобождено здание для Наркомпросса ТАССР, коллекции и имущество переведены в Центральный музей Татарии, сокращена численность сотрудников), окончившаяся в середине 1942 года. Но именно в неспокойный период переезда, когда была развёрнута масштабная агитационная работа, когда стала восстанавливаться, а затем расширяться экспозиция Казанского музея А.М.Горького, при нём создается литературное объединение для молодых авторов.
  Появление ЛитО в стенах музея имело символическое значение. А.М.Горький был наставником для начинающих писателей, и музей решил продолжить эту традицию  наставничества, обучая и консолидируя писательскую среду.
Безусловно, огромная роль в создании ЛитО (носящее ныне имя М.Д.Зарецкого) принадлежала одному из первых директоров музея М.Н.Елизаровой, понимавшей важность объединения литературной жизни края в стенах музея и определившей стратегию его дальнейшего развития на десятилетия. 
Несмотря на обозначенный в первые годы работы формат мемориального музея (он был создан на месте исторического объекта, пекарни, в которой в 1886-1887 гг. работал подручным пекаря Алексей Пешков -  будущий великий русский писатель Максим Горький), Мария Николаевна стремилась сделать музей литературный. А это предполагает в первую очередь представление центральной фигуры в контексте времени, главных событий эпохи и творчества. В нашем музее жизнь и  творчество А.М.Горького начали показываться не только через призму литературного наследия писателя (в  экспозициях, выставках, в культурно-массовой работе с посетителем). Основополагающим, пронизывающим всю работу принципом музея стал более широкий подход, включающий в том числе работу с писателями новых поколений.
М.Н.Елизарова привлекала в музей талантливых и неравнодушных людей, в первую очередь литераторов. Совместно с Михаилом Бубенновым, впоследствии известным советским прозаиком и литературным критиком, лауреатом Сталинской премии, и Семёном Никольским, в послевоенные годы деканом филфака Казанского государственного педагогического института, она организует «литературные среды» (позже «пятницы»); а ныне ЛитО собирается дважды в месяц по воскресеньям с 14 часов.
«Литературные среды» проводились совместно с Союзом писателей ТАССР еженедельно в музее, а также на предприятиях и в госпиталях, объединяя поэтов, научную, творческую и рабочую интеллигенцию. На заседаниях обсуждались новинки литературы, организовывались лекции, творческие вечера, где выступали Ян Винецкий и Бруно Зернит, Мария Елизарова и Ирина Касаткина, Тамара Ян, Юлия Бадер-Дубяго, Лев Юдкевич и др. Сотрудники Казанского музея А.М.Горького вместе с поэтами и писателями приняли участие в изданных Таткнигоиздатом четырёх литературных сборниках 1940-х гг.: «Кровь за кровь», «За Родину!», «К победе!», «Страна родная». При содействии сотрудников музея, консультировавших автора, Тамарой Ян была создана поэма «Рождение буревестника», посвященная А.М.Горькому.
В конце 1940-х гг. занятия проводились под руководством старшего преподавателя пединститута и аспиранта Казанского государственного университета им.В.И.Ульянова-Ленина Л.Юдкевича.
В разные годы  ЛитО вели Михаил Бубеннов, Семен Никольский, Лев Юдкевич, Борис Железнов, Марк Зарецкий, Виль Мустафин, Сергей Малышев, Алена Каримова (а также, в 1965 г., – сотрудник музея  Е.А.Колесникова).
В 1947 году на базе литобъединения при музее М.Горького была создана секция русской литературы Союза писателей Татарстана, в которой сейчас состоит около полусотни членов.
 Поэт и литературный педагог Марк Зарецкий (1937-2003), чьё имя теперь носит ЛитО, был одним из самых нестандартных творческих людей Казани. В январе этого года исполнилось 80 лет со дня его рождения. Марк Давидович вёл литобъединение более 35 лет, чему вряд ли можно отыскать аналоги. В 2003-м его не стало... А в ЛИТО приходят всё новые авторы, пробующие перо, - значит, дело, которому Марк Давидович посвятил больше половины жизни, "живёт и побеждает".
Марк Зарецкий, которого ученики из-за громового голоса, живописной внешности и сурового характера иногда, цитируя посвящённое мэтру и ЛитО известное стихотворение Сергея Малышева, между собой в шутку именовали "Мраком Зверецким", не мыслил своей жизни без музея Горького, музейного знаменитого подвальчика и своих студийцев, многие из которых стали известными литераторами и журналистами: Равиль Бухараев, Сергей Малышев, Сергей Говорухин, Борис Вайнер, Лидия Григорьева, Рустем Сабиров, Салават Юзеев, Фарида Расулева, Алёна Каримова, Тимур Алдошин, Салават Юзеев, Альбина Абсалямова, Адель Монрес, Аяз Хасанов и другие. После смерти Марка Зарецкого литобъединение вёл Виль Мустафин, а затем – Сергей Малышев и Алёна Каримова.
 С долгой историей ЛитО связаны также имена Романа Солнцева, Геннадия Паушкина, Рустема Кутуя, Леонида Топчия, Диаса Валеева, Нонны Орешиной, Тихона Журавлева (кстати, рецензента сборников молодых авторов в 1971 г.), Николая Беляева, Геннадия Капранова, Юрия Макарова, Лоренца Блинова, Вячеслава Баширова, Светланы Хайруллиной, Эльмиры Блиновой, Наили Ахуновой, Алексея Остудина, Ольги Левадной, Лилии Газизовой, Нури Бурнаша, Марины Власовой (Галицкой), Бориса Гинзбурга, Светланы Земляниченко, Глеба Михалёва, Ирины Мавриной, Лины Набат, Дамира Гиниятуллина, Татьяны Пашагиной, Елены Крайновой и многих других.
 Сегодня активное участие в жизни ЛитО им.М.Зарецкого принимают Сергей Карпеев, Светлана Грунис, Натан Солодухо, Виктор Чопоров, Радик Гимранов, Елена Черняева, Людмила Уфимцева, Зубаржат Арсланова, Алексей Золкин, Наталия Михеева, Лада Аюдаг, Николай Хомутов, Раиса Гаврилова, Гузель Зорина... Несколько десятков членов ЛитО за время его существования стали членами Союза писателей РТ; в последнее десятилетие это - Айрат Бик-Булатов, Аяз Хасанов, Талия Шарафиева, Михаил Тузов, Наиль Ишмухаметов, Александра Кашина...
 ЛитО всегда было на «творческой передовой», принимало самое активное участие в жизни музея. С середины 1940-х гг. его авторы выступают на научных конференциях музея («Горьковских чтениях») с произведениями, посвященными А.М.Горькому, или в качестве слушателей. В 1960-1970 гг. организуются выезды  в нефтяные районы Татарии, на всесоюзную социалистическую стройку КамАЗ. Равиль Бухараев, Петр Долголенко, Марк Зарецкий, Нэлли Шук, Сергей Карасев и другие члены ЛитО выезжают с литературным десантом, выступают в клубах, библиотеках, общежитиях. Сегодня  авторы литобъединения – это поддержка музея, без них не обходится ни одно крупное мероприятие. Литературные вечера, творческие встречи, презентации книг собирают поэтов и прозаиков в излюбленном месте литературного сообщества – арт-подвале музея «Бродячая собака». Индивидуальные и коллективные подборки членов ЛитО публикуются в российских и казанских журналах, наши авторы участвуют в разного рода конкурсах и фестивалях.
На протяжении всей истории ЛитО литераторы благодаря музею получали не только профессиональную поддержку. Публиковались сборники молодых авторов «Слово молодым» (в 1969 и 1972 годах), «Горизонт». В 2005 г. вышла антология русской поэзии Казани «Как время катится в Казани золотое...» в Таткнигоиздате; основная часть авторов этой книги в разные годы посещала ЛитО при музее М.Горького. В 2017 г. вышел сборник Л.Уфимцевой «ЛитО дивный свет», представивший многие имена литературного объединения при музее, его историю, а также других ЛитО Казани.
  В год 75-летнего юбилея ЛитО при музее А.М.Горького хотелось бы не только подвести итог его долгой и достойной жизни, но и сказать о проблемах. Их немало, и главное здесь – сохранение преемственности поколений. Сегодня в ЛитО мало молодых авторов, возможно, это связано сегодня с популярностью Интернета и соцсетей... Традиции, заложенные в прошлые десятилетия в стенах музея мастерами литературы нашего края, были подхвачены их многочисленными учениками, которые создали свои собственные литературные клубы, сообщества. Так и должно быть. Горьковские традиции должны быть приумножены. Но на фоне пёстрой и насыщенной картины литературной жизни города и республики стало постепенно теряться имя литобъединения, с которого всё и начиналось -  ЛитО им.М.Зарецкого. Конечно, у ЛитО есть постоянные участники, но ему необходимо и постоянное обновление. Тем более что каждое заседание литобъединения затрагивает важные вопросы, касающиеся обучения писательскому ремеслу. Хотя правильнее было бы сказать -  писательскому делу. Одного, пусть и большого, желания писать стихи или прозу недостаточно.Только постигнув азы, а затем и более сложные тонкости профессии, писатель может чего-то достичь в творчестве.
Ещё один важный вопрос –  возрождение прекрасной традиции ежегодного вручения  «Горьковской премии», инициированной в 1990-е гг. музеем при поддержке городской  администрации. Лауреатами этой премии в разное время стали: Г.Паушкин, Р.Кутуй, Н.Орешина, Р.Кожевникова, Б.Вайнер, Т.Алдошин, Н.Ахунова, А.Остудин, В.Мустафин, Е.Бурундуковская, А.Каримова, И.Бикбулатова, М.Елизарова (посмертно)...
  Очевидно, что на пороге 150-летия А.М.Горького, которое будет отмечаться в 2018 году, необходимо не просто возобновить премию (в последний раз она вручалась в 2009 году), а и придать ей новый статус. Имя А.М.Горького для нашей республики, для нашей литературы имеет особое значение.  Благодаря Алексею Максимовичу  в 1914 году в Восточном сборнике Лазаревского института - впервые на русском языке - публикуются стихи Г.Тукая, творчество которого Горький хорошо знал. Выдающиеся татарские советские писатели-классики К.Наджми, Г.Минский, А.Кутуй, Ш.Камал, Г.Нигмати, К.Тинчурин и др. встречались с Горьким в 1920-1930-е гг. и считали его своим литературным учителем; некоторые из них переписывались с ним, о чём свидетельствуют их воспоминания. Именно грандиозная инициатива А.М.Горького – I Всесоюзный съезд советских писателей в 1934 году –  сплотила писательскую среду  и способствовала развитию национальных литератур страны, в т.ч. татарской советской литературы.
Алексей Максимович делал всё возможное, чтобы научить азам мастерства  и объединить молодое поколение литераторов. Тем же сейчас занимается ЛитО  им. М.Зарецкого при Литературно-мемориальном музее А.М.Горького. В наступающем юбилейном сезоне у литобъединения появился новый руководитель. Это известный казанский поэт и драматург, заслуженный деятель искусств РТ Борис Вайнер, который, конечно, привнесёт свой творческий взгляд, свой опыт в работу ЛитО. Мы приглашаем всех тех, кто пробует себя в литературе, в первое и третье воскресенье каждого месяца в 14 часов в гостеприимные стены нашего музея.

   
Марианна ГАВРИЛОВА,               
директор
Литературно-мемориального
музея М.Горького

Наиля АХУНОВА,
заслуженный работник культуры РТ,
лауреат лит.премий
им.М.Горького и С.Сулеймановой