Прекрасная Италия. Сиракузы

Любовь Черм
   Не верю, не верю своим глазам. Я - в Сиракузах. Даже не так. Я - в учебнике истории 5 класса. Наш учитель, Иван Андреевич, так преподносил историю Древнего Мира, что даже мальчишки сидели тихо, развесив уши. Сиракузы с детства в голове сложились в яркий рисунок из чистого голубого и яркого желтого цвета, а где-то между этими цветовыми пятнами карандашный набросок Архимеда, переворачивающего мир.
   И вот она - ожившая детская фантазия, которую можно будет сейчас потрогать руками и померять шагами.
 
   Город основали бездну лет (25 веков) назад древние греки. На болотистой местности они обнаружили остров, населенный куропатками. Остров так и назвали - Ортиджия (куропатка), а город, построенный на нем - Сиракузы (болото). Копать каналы для осушения острова мудрые греки не стали, а просто посадили кипарисы, которые своими корнями, как насос, вытягивали воду, попутно скрепляя собой почву. Судьбу Сиракуз постигла та же участь, что и большинство сицилийских городов: после древнегреческого правления наступило древнеримское, затем арабское, норманнское, арагонское. Землетрясения разрушали город, но он вновь отстраивался.
 
   Мы переходим  по мосту через узкий пролив на остров Ортиджия, кого только не видавший на своем веку.
 
   За цветущим гранатом - руины храма Аполлона. Руинам больше 2 тысяч лет. Жаль, что руками их всё-таки нельзя потрогать.
 
   У выхода из соседней церкви кого-то ожидает группа сиракузцев. Мужчины, несмотря на жару, в строгих костюмах. Не мафия ли? Становлюсь подозрительной.
 
   А этот фонтан с Артемидой в центре находится на площади самого знаменитого жителя Сиракуз - Архимеда.
 
   Ар-хи-мед. Это же не человек. Это легенда какая-то, опять же из школьных учебников истории, физики, геометрии. Неужели он здесь жил, ходил мимо храма Аполлона, еще целехонького, выходил к морю? Неужели я сейчас стою на том месте, где когда-то стоял Архимед? И почему это для меня маленькое счастье?
 
   Надеюсь, это по его натоптанным следам мы пробираемся колоритными улочками под развешенным бельем, украшенными цветами балконами к Соборной площади. А на площади перед кафедральным собором забавный памятник Архимеду, лежащему в известной всему миру ванне с водой.
 
   Одна из легенд об Архимеде гласит следующее: царю Гиерону приспичило узнать соотношение золота и серебра в короне, чтобы решить, рубить голову ювелиру, изготовившему эту корону, или нет. Архимеду для решения задачи надо было вычислить объем короны, но он долго не мог определить его из-за сложной конфигурации предмета. И тут Архимеда, принимавшего ванну, внезапно осенила мысль, что объем предмета можно вычислить по объему вытесненной им воды, и он с торжествующим криком "Эврика!" голым выскочил на площадь. И возможно голым привидением и сейчас мечется между нами. Он же гений был. А вдруг ему удалось пронзить пространство и время? Вот откуда это неожиданное легчайшее дуновение ветерка между мной и Людмилой? Может, голый Архимед, гонимый новой идеей, промчался, ища достойную голову для открытия? 
 
   Здесь же на площади находится еще одна церковь - Санта-Лючия-алла-Бадия, где хранится частица мощей святой Лючии и картина Караваджо "Погребение святой Лючии" 1608г.
 
   История Лючии похожа на историю святой Агаты. Она была дочерью богатого римского гражданина Сиракуз, который рано умер, а больная мать решила сосватать дочь. Но Лючия дала обет безбрачия. Что за странные фантазии были у девиц того времени? Но легкомысленными девушек древности явно не назовешь. Отвергнутый жених возбудил против христианки Лючии преследование. Кончилось тем, что и Лючия, так же, как и Агата, была зверски замучена и убита. Спасибо сицилийцам, которые так трепетно и почтительно относятся к памяти своих святых, так верят в их силу, что по этой вере им порой и воздается.
 
   А мы идем к набережной Ионического моря, создавая затор на узкой улочке.
На набережной находится малюсенькое пресноводное озеро - источник Аретузы, тоже овеянное легендами. Именно здесь был заложен город, и считается, что пока бьет источник, питающий озерцо, город будет жить.
   А легенда  повествует следующее: в Пелопоннесе жила нереида (некто типа нашей русалки) Аретуза. По ночам она выходила из вод (правда, не уточняется, на чем она выходила - на ногах или на хвосте) и водила хороводы на берегу с другими нереидами. Так у них, нереид, заведено было. Ее увидел речной бог Алфей, влюбился и стал преследовать своей любовью. А Аретуза, не почувствовав ответного чувства в сердце, не нашла ничего лучшего, как самоубиться, бросившись с утеса в море. Здесь опять нестыковка. Она же нереида, море для нее дом родной - ну, бросилась и бросилась. Но в таких милых нестыковках прелесть мифов и заключается. Тут, откуда ни возьмись, появляется Артемида (та, из фонтана на площади),  превращает Аретузу в водный источник и помещает его в будущем городе Сиракузы. Алфей, не найдя свою любимую в очередную ночь в хороводе, подводной рекой 7 лет пробивался под морем к источнику. И пробился. Аретуза, видя настойчивость речного бога, воспылала наконец-то любовью, и они слились в экстазе прямо где-то здесь, в глубине источника. Возможно, вон в том углу слева, где растет папирус.
 
   Поблизости от источника находится небольшая скульптурная группа, изображающая это слияние - место паломничества местных влюбленных, пытающихся достигнуть взаимности в чувствах:
 
   Но меня на этом месте больше впечатлило совсем другое. Об этом другом расскажу завтра.