Всё верно

Аида Дружинина
     ( воспоминания )

   КОНСТАНТИН СИМОНОВ...В наше послевоенное время трудно было найти в Союзе человека, который бы не знал это имя. Женщины знали наизусть"Жди меня". а - кто не плакал читая: "Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины"... эти стихи были и мои любимые. Но я - профессиональная чтица, не рискнула их читать...Но...очень хотелось... Я выбрала "Митинг в Канаде". Начинала читать спокойно...как рассказ.По мере насыщенности стихотворения энергетикой автора, постепенно повышала голос и как бы ускоряла ритм чтеца. Добавлялось волнение моё личное отношение к происходящему, и...почти скороговорка- на одном дыхании: " И -зал поёт! И - зал встаёт.  И в зале дышится легко" Потом...через большую паузу начинала читать очень тихо и спокойно: "Теперь, когда грозят нам...Иногда я вспоминаю этот зал".- Спокойно но -многозначительно слово: "Зал!" Снова ...пауза и -точка "А не первых три ряда".
   Менялся зал. Менялась публика...Менялась и окраска стихотворения. Но: - общая задумка...мысли...оставались прежними. В 1955 году в Москве на городском конкурсе самодеятельности я за чтение этих стихов получила первое место и приз - вазу салатного цвета из чешского стекла., которую берегу до сих пор.
   Симонов - это только СИМОНОВ. Его ни с кем не сравнишь...ни с кем не перепутаешь. Мечтала попасть на творческую встречу. - Не случилось.
   Однако...Жизнь нам дарит такие подарки! Их невозможно придумать и предугадать. Такой подарок и мне судьба подарила во время перекрытия Енисея.
   25 марта 1963 года состоялось перекрытие Енисея в Карловом створе близ города Дивногорск. Освещали это событие не только ведущие  СМи Советского Союза, но и десятки зарубежных издательств.Руководил штабом перекрытия ГЭС Андрей Бочкин. Пригнали в Дивногорск состав, состоящий из вагонов.Здесь был пресс - центр стройки: выездная редакция газеты "Правда", вагончики для работы местных и других издательств. Среди поэтов и писателей были: Борис Полевой, Константин Симонов, Александр Безымянский, Роберт Рождественский. Ирина Левченко. Всего свыше семидесяти поэтов и писателей.
   Я работала в звукоцехе Краевого Красноярского радио и телевидения. Вся информация стекалась к нам в цех. Георгий Николаевич Куленкович руководил процессом и распределял время в аппаратных и операторов.
   Подходит ко мне и... так спокойно, буднично (работа такая) говорит мне: "В дикторской студии во время перерыва запишешь Симонова.У тебя будет чуть больше часа. Так что...- подсуетись и всё подготовь заранее."
   Константин Михайлович сидел облокотившись о спинку стула. Лицо его закрывала ладонь. Мне показалось , что он очень устал. А мне нужно было подготовить его к записи и оговорить количество и очерёдность произведений (стихотворений) Работа - есть работа. Подхожу... Константин Михайлович убрал руку и внимательно посмотрел в глаза... Представилась. Сказала, что наша студия скоро освободится... и мы - работаем. Он всё понимал с полуслова. Оговорили что и как будем записывать. Будем беречь время. Остановку записи делать только по моей просьбе. Ошибся...снова читать...Я потом все оговорки вырежу и смонтирую.
   Ровно...спокойно звучит голос. Читает так... - артисту не под силу. каждое слово взвешено и на своём месте. И вот...- последнее:

   "Нас пули с тобою пока ещё милуют.
   Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
   Я всё - таки горд был за самую милую
   За гордую землю, где я родился.
   За то, что на ней умереть мне завещано,
   Что русская мать нас на свет родила,
   Что в бой провожая нас, русская женщина
   По - русски три раза меня обняла."

   У меня текут слёзы...Я забыла, что это - работа.. Такое случается раз в жизни. Я плакала...Захожу в студию. Поблагодарила. И...сквозь слёзы, улыбаясь...неожиданно для себя произнесла: "Я бы так не прочла". Константин Михайлович очень внимательно и серьёзно посмотрел на меня... Во взгляде был вопрос. И я ответила: "Я чтица. Читаю и Ваш "Митинг в Канаде" И ...осмелев - прочла: "Я вышел на трибуну в зал.
        Мне зал напоминал войну"...
   Симонов слушал и изредка кивал головой. В тесной дикторской аппаратной я читала одному человеку. И- кому!?... Автору. Самому- Константину Симонову!
Я прочла его стихи так тихо...А - финал... почти шёпотом.. Появились новые краски в чтении...Я будто доверяла ЕМУ сокровенное... Когда прочла...- немного смутилась.
   Константин Михайлович..помолчал с минуту   Он понимал моё состояние. Правой рукой взял за запястье моей левой руки...крепко пожал и ...задумавшись сказал всего два слова: - "Всё верно".

   Настало такое время, когда слова Константина СИМОНОВА снова звучат. Они не растворились во времени:
        "Но я конца не рассказал.
        А он простой: Теперь, когда
        Войной грозят нам, я всегда
        Припоминаю этот зал.
        Зал!
        а не первых три ряда."

   "ВСЁ ВЕРНО!" - дорогой Константин Михайлович.

                ВСЁ - ВЕРНО.


      На фото- в центральной библиотеке города Ачинск- Аида Дружинина и Таисия Аникина.