Путевые заметки. Мессина. Подвиг русских моряков

Любовь Черм
  При выезде из гавани автобус остановили карабинеры. Сегодня в Таормине, в сторону которой мы направляемся, закончился саммит, но гости и участники еще не разъехались. Поэтому нас решили на всякий случай проверить. Проверка свелась к тому, что в автобус заскочил один карабинер, улыбнулся:

-Буона сэра!
-Буона сэра! Буона сэра! - заулыбались мы в ответ.

   На этом проверка закончилась. Несмотря на то, что нас на саммите два дня "страмили", униженными и оскорбленными мы себя совершенно не чувствовали. И даже наоборот. Чувство гордости за страну начинало расти. И причина на то была.

   Едем по набережной Мессины. У одного из светофоров выходим из автобуса и переходим на бульвар, вернее, на площадь - площадь Русских Моряков. Именно эта площадь была одной из причин, по которой я хотела посетить Сицилию.

   Мессина. Кто, что слышал об этом городе? Я, к своему великому стыду, кажется, ничего о нем не слышала кроме названия. Пусть я также ничего не слышала о других сицилийских городах, например, Ното и Эриче. За это мне не стыдно. Невозможно знать всё. Но о Мессине каждый русский человек знать должен. Два или три раза я была в музее на "Авроре", много раз когда-то водила своих маленьких сыновей в их любимый военно-морской музей в Ленинграде. То ли там нет упоминания о подвиге русских моряков в Мессине, то ли на нем настолько не сакцентировано внимание, что событие прошло мимо меня. В школе об этом не было ни звука. Почему??? Вот чем можно гордиться, на чем воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

   Но по порядку:
В декабре 1908 г. у берегов Сицилии находился в учебном походе отряд кораблей Балтийского флота под командованием контр-адмирала В.И. Литвинова в составе: "Цесаревич", "Слава", "Адмирал Макаров" и "Богатырь". Они стояли на якорях в глухой бухте Аугуста недалеко от Сиракуз, где занимались учебными стрельбами.

   28 декабря в Мессинском проливе произошло сильнейшее землетрясение. Мессина, древний красивый город за одну минуту был почти полностью разрушен, половина его жителей погибла. Оставшаяся половина взывала о помощи из развалин.

   Как только стало известно о сильном землетрясении, командир отряда телеграфировал в Петербург, запрашивая инструкции. Но еще до получения ответа выяснились масштабы разрушений. И тогда Литвинов, не дожидаясь ответа, поднял сигнал: "Отряду готовиться к походу". Утром 29 декабря русские корабли были у Мессины. К чести Литвинова, он не колебался ни секунды.

   Не буду описывать ужасы разрушенного города и отвагу наших моряков, среди которых было полно юнцов-гардемаринов, рисковавших жизнью, при спасении из завалов мессинцев.

   Мессина не забыла своих спасителей. Через два года на собранные жителями Мессины деньги была отлита золотая медаль, которой решено было наградить Российский флот, а также скульптурная композиция, изображающая русских моряков, спасающих людей из под обломков зданий. Эти знаки благодарности были вручены командиру крейсера «Аврора», который прибыл в мессинскую гавань в марте 1910 г.

    А дальше я просто вставлю отрывок из миниатюры В.Пикуля «Ничего синьор, ничего, синьорита».
Когда я читаю ее, на глазах слезы каждый раз. Слезы гордости за наших моряков:

   «Прошло два года, и печать Италии оповестила мессинцев, возрождавших свой прекрасный город: «Граждане, завтра к нам прибывает русский крейсер „Аврора“ для принятия благодарственной медали от жителей Мессины… да будут вечны наши благодарность и признательность тем, кто показал великолепные образцы человеческой солидарности и братства, первыми придя к нам на помощь!»

   В ночь на 16 февраля 1911 года с моря уловили радиосигналы: «Аврора» приближалась, и Мессина в этот день уже не работала — Мессина только праздновала. В городе и на всех судах в гавани были подняты русские национальные флаги. Празднично одетые, оживленные, с детьми на руках, неся бутылки с пахучим кьянти, мессинцы еще с утра заполнили обширные набережные. Легкая черточка возникла вдалеке, словно по синеве моря мазнули акварельной кисточкой, — это подходила «Аврора», русский крейсер первого ранга, еще не ведавший своей громкой судьбы в истории мира…
 
   Петр Николаевич Лесков, командир «Авроры», обозрел панораму города через хрустальную оптику дальномера:

— А нас встречают, и, кажется, с музыкой. Якорей не бросать. Будем вставать прямо к набережной на швартовы…

   Кажется, что на берегу собралась вся Мессина, ветер еще издалека доносил бурные возгласы экспансивных итальянцев…

— Вива Руссия! Вива «синьор Ничако»!

   Оркестры обрушили в котловину гавани два гимна сразу. Прозвучал салют наций. Швартовы поданы. Боже! Что тут началось… Белыми камелиями и розами, алыми гвоздиками и фиалками осыпали серую броню «Авроры». На борту крейсера находились сейчас и те, кто два года назад выкапывал мессинцев из-под толщи развалин; прибыл в Мессину один матрос, потерявший обе ноги при спасении погибавших… Узнав об этом, итальянцы подхватили безногого матроса на руки и, восторженно крича, несли его через весь город, а он ничего не мог говорить от волнения — он качался на плечах мессинцев и… плакал!

   Самый счастливый в Мессине дом — это дом, в котором побывал дорогой гость, русский моряк. Самая счастливая женщина в Мессине — та женщина, которой удалось поцеловать русского моряка. В кубриках «Авроры» безмятежно текло в эти дни розовое игривое кьянти… Всем было хорошо.

   Но вот провыли горны, возвещая «большой сбор». Замерла толпа на берегу, когда на борт крейсера ступила делегация Италии во главе с епископом д'Арриго. Перед строем моряков епископ вручил от имени Италии золотую мемориальную медаль с надписью:

«МЕССИНА — МУЖЕСТВЕННЫМ РУССКИМ МОРЯКАМ БАЛТИЙСКОЙ ЭСКАДРЫ».

   До сих пор в музее «Авроры» хранится шелковое полотнище, на котором вышиты восторженные слова: «Вам, великодушным сынам благородной земли, героизм которых войдет в историю…»

   Это не просто слова — это пророческие слова!

Над крышами новостроек Мессины «Аврора» произвела холостой залп, возвещавший прощание.

Оркестры играли не уставая…

Тысячи людей пели, рыдали, смеялись.

Мессина покрылась морем огней — началось торжественное факельное шествие, и это было незабываемое зрелище.

— Уходить не хочется… Хороший народ и райская страна, — говорили матросы. — Побратались мы с ними славно!

   Последний взгляд на Мессину с кормы уходящего крейсера Долго еще виднелись струи огня — люди с факелами в руках все шли и шли; наконец огни погасли в отдалении.»
********
   До настоящего времени жители города хранят память о подвиге русских моряков. Много улиц Мессины названы в честь российских спасателей Балтийской эскадры. На памятной доске, укрепленной на здании муниципалитета в 1978 году, написано, что она установлены в память щедрой помощи экипажей российских кораблей во время декабрьского землетрясения в 1908 году.
   
    Через сто лет мессинцы отмечали эту трагическую дату. Самое трогательное то, что потомки жителей помнят о русских моряках, которые пришли на помощь населению города. Благодарные мессинцы до сих пор называют русских моряков «голубыми ангелами» - потому что они появились неожиданно со стороны моря и форма их была голубого цвета.

    Есть документальный фильм «Ангелы с моря», озвученный великолепным Сергеем Чонишвили.

    Это было удивительно. Оказаться за тридевять земель от России, почти у берегов далекой Африки и попасть на площадь Русских моряков, к памятнику нашим морякам от благодарных мессинцев, к памятнику адмиралу Ушакову, под командованием которого российский флот участвовал в освобождении Италии от наполеоновского нашествия.

   Благословенен народ, который умеет сохранить память и благодарность за полученное добро.

июнь 2017