О сказке А. Блока. Стихотворение К Музе

Волков Северный
                «Моя сказка никем не разгадана
                И тому, кто приблизиться к ней
                Станет душно от синего ладана
                От узорных лампадных теней.»
                А. Блок

После первого прочтения стихотворения А.Блока «К Музе» возникло какое-то смутное чувство. Мысли двоились, множились, но не «поддавались языку».
 Ниже приведу переписку с поэтом Екатериной Камаевой:

Екатерина!
Недавно прочёл у Блока "К Музе". Этот стих "выбил меня из колеи".  Пока "не переварю" это впечатление от глубины его строк, сочинять не хочется.
Прочтите его, очень интересно Ваше впечатление о этом стихотворении.
С теплом Владимир.


Добрый вечер, Владимир!
Если попытаться сказать кратко -- Блок говорит о Музе, как о яблоке с Древа Познания. Сила притяжения его невероятна, сладость испаряется ещё до того, как разум её полностью воспримет, цена же этого обретения неизменно велика. Но никто и ничто не заставит отказаться от возможности им обладать. В данном случае, без познания Сути нет веского доказательства своего собственного бытия. За минуту, в которую можно видеть и ощущать себя неотдельно от видения Творца, иной человек отдаст и жизнь. Потому что в этот момент он покидает утробу и видит мир. Пусть и на мгновение, но обретается смысл всего сущего в полном объёме. Я так это чувствую. Не все люди так устроены. Но и не один...
Спасибо Вам, что дали возможность поразмыслить над этим стихотворением.
Екатерина Камаева.



 
Екатерина, Добрый день!
 О Блоке, его стихотворении "К Музе". Нет посвящения, но так кажется, что посвящено оно женщине (или женщинам) -вдохновительнице. Ох, уж этот Блок и его "сказки". Больно "человеческими" характеристиками наделяет он СВОЮ Музу. Читаю стихи других поэтов (не менее знаменитых) о Музе. Там всё ясно.
Волков Северный


Здравствуйте, Владимир!
Насчёт человечности Музы соглашусь. Суть Музы должна быть тоже облечена в плоть. Для более тесного контакта. В случае с яблоком произошло ещё и физическое поглощение. Здесь же и зрительно-тактильного взаимодействия хватает. Но человечность -- это лишь одна из и, как ни странно, вовсе не определяющая характеристика. В качестве примера приведу полифонические произведения И.С. Баха. В его трёхголосных инвенциях верхняя мелодия изначально претендует на основную. Но когда подходишь к теме второго и третьего голосов, то очевидно, что никакого приоритета у первого голоса нет. Главная мелодия витает между этими тремя голосами, изменяя свой "состав" по ходу произведения. Поэтому, говоря о человеческой составляющей Музы Поэта, я бы сказала, что что плоть присутствует в палитре, но не может быть отделена от всего остального, не может быть воспринята, как нечто самостоятельное. Такова особенность поэтического восприятия.
Екатерина Камаева


Екатерина, Вы правильно, на мой взгляд, прочувствовали нотку соблазна в образе Музы Блока (яблоко познания - запретный и посему желаемый плод). У Блока всегда (или почти всегда) реальность сплетена с мистикой. Нет конкретики действа (факта) -- только образ "за вуалью". И покоряет звук от точности слов их сочетаний. У Л.Толстого в "Войне и мире" приведено состояние души героев (батальные сцены) - "гибельный восторг", так я его определяю. Это чувство, мне кажется, и было той силой для написания этих строчек А.Блоком.
Заметки мои даются с трудом, но впечатление от "К Музе", просто "выбивают из колеи" -- не удаётся это впечатление "нащупать" словами. Ваша помощь просто замечательна. Спасибо.
С теплом Владимир.


Владимир,  Блок -- мистик. С этим даже не приходит в голову спорить. И Вы правы в том, что Поэт желает видеть своё отражение в Музе. Что же касается состояния, которое вы определили как "гибельный восторг", я бы немного уточнила. Герои "Войны и мира" сознательно этого состояния не искали. Подсознательно -- вполне возможно, если не сказать "скорее всего". Блок же именно сознательно стремился к своим "ранам", более того, он не мыслил существования без познания своих высот, какую бы боль ему ни приносило последующее падение. В этом его особенность, как человека, остро чувствующего, что в мире гораздо больше плоскостей, нежели озвучивают органы чувств и инстинкты. И я думаю, что он, в силу своего устроения, пребывал во всех этих плоскостях и время от времени испытывал острую необходимость видеть свою целостность. Потому что это и был он сам. Ему необходимо было вновь и вновь подтверждать самому себе свою истинную суть в том виде, в котором его задумал Бог. Таким, как он, плотная оболочка мешает непрерывному ощущению всех своих частей. Моменты болезненного вдохновения смещали центр тяжести на ментальное тело и происходило Откровение. Он снова познавал себя, вероятно, испытывал при этом ни с чем не сравнимое душевно-духовное удовлетворение. А потом была боль, поскольку, возвращаясь к физическому состоянию, душа была вынуждена отсекать некоторые плоскости, ибо они с физическим телом не совместимы. Он вновь и вновь болезненно проходил через невидимые родовые пути, только чтобы вдохнуть "своего" воздуха. Иначе бы его душа просто перестала быть. Я так понимаю...

Взаимно, с теплом

Катерина




 Удивительно,  слова Екатерины принесли успокоение и понимание.
Стало ясно почему поражает звук первого четверостишия. Это пугающая, почти рычащая «Р»:
«Есть в напевах твоих сокРовенных
Роковая о гибели весть
Есть пРоклятье заветов священных
ПоРугание счастия есть».
Этот звук в словах : «проклятье, роковая, поругание» рождающих тревогу.
 Потом волна желаний и сомнений , противоречий:
«Зла,добра ли? – Ты вся – не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты – и Муза , и чудо.
Для меня ты – мученье и ад.»
«Проклятье красоты», «страшные ласки», «пурпурово-серый».
И результат – чувство гибельного восторга:
«И была РОКОВАЯ ОТРАДА
В попираньи заветных святынь,
И безумная сердцу услада –
Эта горькая страсть, как полынь!»

Неужели,  Блок  - мистик действительно верил, что Муза –живое теплокровное существо (женщина?) наделённая властью управлять его видениями, дарящая ему возможность обладать обострёнными чувствами и чувственностью, приносящая и страдания, но и способность творить ...или  это -- его состояние души, его способность видеть не так как мы, считающие эти видения плодом больной (?) фантазии?  И Муза  есть душа поэта?
Мистика или реальность. Или мистика и реальность как две части целого?