Москва созидает

Андрей Беккер
К очередному юбилею Москвы повывешивали по всему городу билборды со слоганом «Москва созидает». А также "изобретает", «строит», «покоряет» и делает ещё много чего хорошего.

И вот подхожу я к родному дому и вижу: слева фото Марины Цветаевой с пояснением, что она всемирно известная москвичка, а справа крупно – МОСКВА СОЗИДАЕТ. Я сбиваюсь с шага, и даже замираю посреди улицы. У меня происходит тот самый, очень популярный в последнее время в народе, «когнитивный диссонанс». С мучительной остротой не соединяются у меня в сознании трагическая фигура гениальной Цветаевой, с её душевными метаниями, изломанной судьбой, мучительной смертью и бодрый глагол, да ещё и обезличенный топонимическим обобщением. Вот уж кто менее всего подходит под встраивание в какой-либо ряд!

Когда я слегка очухался от ментальной контузии и смог двинутся дальше, то попытался понять: как и у кого могла возникнуть идея совместить фото Цветаевой с бодрым слоганом? Кто это настолько циничный, злобный и ироничный сверх меры? Но вспомнил одну историю, произошедшую совсем незадолго до появления предпраздничного плаката и понял, что на самом деле произошло.

Один знакомый молодой человек поступал в творческий вуз, и перед коллоквиумом (экзаменом, в форме собеседования призванным определить общий культурный уровень поступающего) попросил мою жену помочь ему подготовиться. Молодой человек был не то, чтобы уж совсем юн, ему было почти что тридцать, но, как это сейчас принято, книг он не читал, а потому больше всего опасался вопросов по отечественной литературе. ХIХ век он хоть как-то мог представить по школьной программе (хотя и смутно), а вот с ХХ – просто беда!

Жена попыталась заделать хотя бы основные бреши. Когда дошли до тридцатых годов и молодой человек узнал, что крупнейшие поэты эпохи Маяковский и Есенин трагически ушли из жизни, он искренне расстроился. Но, будучи, как это сейчас принято, настроен позитивно, решил уточнить, что ведь не всё так плохо, были же крупные поэты, вполне благополучно существовавшие в те годы, например... (он пытался вспомнить фамилии)... ну, Цветаева, Ахматова, Пастернак, который получил Нобелевскую премию? А были ведь и другие советские писатели, получившие Нобелевскую премию?

Жене пришлось рассказать, что Мандельштам погиб в лагере, мужья Цветаевой и Ахматовой были расстреляны, дети арестованы, что Цветаева тоже покончила с собой, как Маяковский и Есенин, что Пастернака из-за Нобелевской премии затравили и свели раньше времени в могилу, а его любимую женщину посадили, что Бродского и Солженицына, тоже лауреатов Нобеля, изгнали из страны, до того заставив познать прелести нашей пенитенциарной системы. И, чтоб два раза не вставать, поведала молодому человеку о судьбах Гумилёва, Пильняка, Бабеля, Корнилова, Хармса, об изгнанных, затравленных, лишённых возможности публиковать свои произведения…

Молодой человек искренне расстроился, что история отечественной литературы в ХХ веке «такая мрачная».

Вспомнив этот случай, я понял, что те, кто составлял список кандидатур для праздничных плакатов, не имели злого умысла. Они так же, как упомянутый молодой человек, достаточно молодые, а потому совершенно не знают истории отечественной культуры, но, как это сейчас принято, ребята деловитые и креативные. Они (он/она) поглядели в Википедии "родившиеся в Москве", увидели знакомые имена и включили в список, особо не заморачиваясь подробностями. Родились в Москве? Всемирно известные? ОК!

И потому, увидев на следующий день фото Пастернака в сопровождении всё того же слогана МОСКВА СОЗИДАЕТ, я уже не удивился, прошёл мимо. В конце концов, подумал я, они ведь действительно созидали, И Цветаева, и Пастернак. И значительную часть своих произведений они действительно сочиняли в Москве. А то, что для меня их фото соединяются скорее со словами МОСКВА УБИВАЕТ, МОСКВА ГУБИТ или МОСКВА  МУЧАЕТ, так это моя проблема, а не этих деятельных, успешных, креативных молодых людей.