Амстердам. Столица победившего велосипеда

Борис Готман
    На велосипеде езжу с детства.
 
    А  к  1987 году, в котором  впервые прозвучала песня  Александра Барыкина и Николая Рубцова "Букет", почти мгновенно ставшая хитом,   за букетами для любимых девушек я уже отгонял.

   Да и понял давно, что дикие цветы красивы  только  в тех самых  "глухих лугах", а  сорванные  радуют очень недолго...

   Но "…долго гнать велосипед…" люблю до сих пор, хотя городок, в котором  живу, не слишком для этого приспособлен:  велодорожек  практически нет,  и велосипедисты  на свой страх и риск шныряют между автомобилями или на страх и риск пешеходов – по тротуарам.

   Поэтому в поездке по странам Бенилюкс  я внимательно присматривался, как и где тамошние  граждане гоняют своих двухколёсных коней.
 
   Начну  с  положительных впечатлений.
   
   Велосипедное  движение  организовано  очень  хорошо,  по велодорожкам можно ездить не только в городах, но и безопасно пересекать страны во всех направлениях.

   Дорожки соединяют населённые пункты  кратчайшими, по возможности, путями  и поэтому  часто не совпадают с автомобильными трассами:  для междугородних вело- путешествий надо обзавестись  картами велосипедных дорог.
 
   В странах Бенилюкс очень развит массовый велосипедный спорт. Несколько раз и мы вынуждены были наблюдать заезды, поскольку районы, в которых они проводились, очень быстро и тщательно перекрывались полицией.
 
   Законом установлена  не  только ответственность велосипедистов и водителей, но и пешеходов.  Если на велодорожке произошёл наезд на пешехода, последний не только не получит никакой компенсации, а, наоборот, возместит весь ущерб велосипедисту.
 
   Надо отметить, что полиция бдительно следит, чтобы права велосипедистов  тщательно соблюдались. На моём верхнем левом снимке видны двое полицейских, двигающихся  в часы пик в потоке велосипедистов.

   Во время вечерней прогулки в районе "красных фонарей" мы стали свидетелями интересного  инцидента на  велосипедную  тему.  Амстердамский гид, молодой парень, рассказывая нам в начале маршрута о правилах поведения в этом особом районе, отметил, что полиция в нём не бывает, поэтому не вовремя открытый     фотоаппарат  телохранители  "девушек" могут вырвать у  любознательного туриста и утопить в канале.

   Когда в процессе экскурсии гид  вышел на безлюдную в это время велосипедную дорожку, немедленно появился полицейский на мотоцикле и очень бесцеремонно заставил нашего экскурсовода (гражданина Нидерландов) эту дорожку немедленно освободить.
    
   Теперь об отрицательных  впечатлениях от "полной и окончательной победы велосипеда".

   Правила к этой категории транспорта причисляют  также  велосипеды с электродвигателями, мопеды и лёгкие мотоциклы, у которых объём, мощность  двигателя  и  скорость  не превышают установленные правилами дорожного движения.

   Такие мопеды и лёгкие мотоциклы имеют синие номера, являющиеся их пропуском на велодорожки.

   Мало того, по этим дорожкам  ездят и микроавтомобили  с  такими же небольшими двигателями!

   Вполне возможно, в ближайшем будущем  доля моторных средств на велодорожках городов  будет увеличиваться.

   Потому что для поездок по делам, если нужно около магазина или учреждения оставлять  велосипед на парковке без надзора, на по-настоящему хорошем велосипеде не поедешь – украдут или испортят.  В многотысячных "гирляндах" припаркованных в крупных городах велосипедов вы не увидите ни одного современного. На хорошем велосипеде ездят только на прогулки, когда оставлять его без надзора не планируют.

   Конечно, моторных "коней" тоже крадут, но гораздо меньше - эти кражи  расследуются полицией куда серьёзней.
 
   Кроме обычных велосипедов и моторных транспортных средств, которым разрешено двигаться по велосипедным дорожкам,  по этим же дорожкам снуют самые необычные  двух-, трёх- и четырёхколёсные  велосипеды, а также грузовые велосипеды и велосипеды с колясками для перевозки детей.

   Часть таких велосипедов читатель видит на моих снимках вверху, а некоторые виды необычных велосипедов, например, целые торговые точки, можно будет посмотреть на иллюстрациях к другим заметкам.
 
   Признаюсь, когда увидел  такие громоздкие аппараты в тесных  рядах велосипедистов, уже несколько утратил уверенность, что хотел бы ездить по этим дорожкам.

   Подумал только, какие эти голландцы молодцы! Как ловко маневрируют между громоздкими грузовыми монстрами!  Ни разу не видел там наездов и столкновений.
 
   Но оказалось, что на самом деле всё совсем не так безоблачно:  только в Амстердаме за прошлый  год было более двух с половиной тысяч зарегистрированных ДТП  между велосипедистами!

   В это число входят  только  те,  в результате которых велосипедистам  понадобилась госпитализация.
      
   Так что когда говорят о городе победившего велосипеда, невольно напрашивается вопрос, кого он победил…