Художники Арт-Стрита. Levalet. Леваль

Ольга Сергеева -Саркисова
   
 

      
    Я хочу рассказать о том, какого интересного художника я встретила в Турине, и о его работе...
Такие необычные художники, как  Леваль, сегодня есть во всех странах.Он учитель рисования, а в свободное время украшает улицы. Француз - Levalet  (это всё он) Леваль- уличный художник, в качестве холста у него в арсенале все улицы Парижа, в основном в 5 округе Парижа,  и не только его, а города Италии, Греции и других стран. Там он создаёт очень остроумные работы. Я имела счастье встречать таких художников везде и на Востоке, и на Западе.Они шокируют, переворачивают сознание, атакуют мозг.
   Гарольд, он же Чарльз, Шарль, Карл... и тд., а точнее известен как Levalet.  - это художник, который свои работы создаёт обыгрывая различные уцелевшие детали от "бывшей" жизни ( т.е. почти с помойки)- то скамейку, то окно, то лепнину, кусок двери, кусок лестницы, старый фонарь, гвоздь в стене и всё становится арт объектом. Он часто работает непосредственно с объектами, которые находятся на улице, включая их в своё творческое полотно.Тема работ различная.   
Вот, например,- голова быка(тура) на стене... Символ Турина - бычок - встречается повсюду. Художник обыгрывает голову быка на стене и дорисовывает тело человека, в руках которого рисунок плана, лабиринта подземелий Турина, магического дна Турина, где обитали оккультисты всех мастей и маги, где алхимики пытались изобрести золото и найти философский камень. Где мифология ведёт нас в сегодняшний день, трансформируется  и приглашает к разговору.  На стене изображено тело человека с бычьей головой - почти  минотавр, но с человечьим телом и головой быка, мифическое существо. И мы все на пороге мифотворчества...   
   Что делает здесь одинокий минотавр? Сбился с пути? Поджидает жертву? Что хочет сказать нам художник - в каждом из нас живёт зверь? Художник назвал свою работу "Минотавр".
...Чего же в нём больше человека или животного? И голубь - дух святой тоже тут, рядом. А может, хочет сказать о любви? - ведь голова и рога быка украшены редкими узорами, как украшали только самых любимых.
И вот вы уже с ним в Италии, в Турине, которому более 2000 лет. Турин означает бык, происходит от латинского слова таурус, это животное и стало настоящим символом города. Сегодня, проходя по городу мимо расположенного на асфальтовых дорожках металлического облика быка нужно непременно наступить на его живот – это приносит большую удачу. Если наступите на голову, то вам повезет в делах. Но, это спорный вопрос. Голову вы ещё успеете потерять от любви, само собой. Ведь это же Италия... А если наступить на нижнюю часть - то в любви непременно повезёт.  Правда, местные жители рекомендуют наступить на какую - то другую часть тела (?), определённую, менее романтичную, вы догадались, конечно, и уверяют что сбудется более конкретное и заветное желание, например, девушка выйдет замуж или в семье родится ребенок, или у вас появится возлюбленный.Пожалуй, не нужно отказываться ни от чего... А что делать с быками, которые на стенах, дверях и прочем? Погладить, уж непременно, и лучше по всем местам, чтобы наверняка.
А эта работа о многом расскажет и подтолкнёт вас узнать больше о самом не итальянском городе. Быков здесь полно в виде фонтанчиков, ручек дверей, в лепнине домов, на фасадах. Скорее всего и этот служил фонтанчиком когда - то, которых много самых разных в Турине. А теперь это объект хулиганства? Искусства? Мифологии?
Здесь мы видим изображение быка, а вот куда более свободные нравы царили в некоторых итальянских городах, к примеру в Помпеях. Там всюду фаллосы и на земле, и "на небе". Куда только голову не повернёшь- красуется сей атрибут.
   Турин... Это магический город. Это был и есть город двух мощных энергий - белой и чёрной,  двух сердец - Белого и Чёрного, город Рая и Ада одновременно.
Он расположен на сорок пятой параллели, и обладает невероятной энергетикой. Здесь и судьбы отдельных  людей бегут по своему особому магическому кругу.
Даже на мраморной доске дома, где жил Нострадамус с 1556 года  было написано:
« Здесь, где находится  Рай, Ад и Чистилище,  жил Нострадамус. Я зовусь победой. Кто меня уважает, того ждёт слава, кто против меня - того ждёт несчастье». Эту доску позднее украли сатанисты.
Вряд ли найдётся на земле второй такой город по насыщенности эзотериками, мистикой, магией, оккультизмом, предсказателями и алхимиками… и в нём жил и работал послом наш поэт Фёдор Тютчев... и сколько тут пережил любовных романов!
   Уже интересно. Где только не "наследили" наши русские писатели и поэты.

Но...Вернёмся к нашим быкам.
Культ быка существовал давно. Быки и коровы имели огромное значение для всех народов. Они выполняли в жизни всю самую сложную работу для человека. На них ездили, перевозили грузы, пахали землю, получали молоко, мясо, шкуры. Без этих животных древнему человеку было бы чрезвычайно сложно выжить. Бык - это настоящая палочка - выручалочка! Вот отсюда и появилась заслуженная любовь к быкам, а затем она трансформировалась в обожествление. Может это дань за их тяжкий труд и самопожертвование? Им в благодарность за преданность человеку стали украшать рога, подпиливать и покрывать разными узорами, красить охрой, украшали плетёнными и вязанными орнаментными узорами, насечками.
  Затем стали изображать на наскальных рисунках в виде богов,( Это мы и сегодня видим в искусстве Арт - Стрита), а после этого дошла очередь и до памятников. Этого полно и сегодня в Испании, например, на всех дорогах, особенно на юге в Валенсии, Мурсии, Севилье, Сарагосе и т.д.
Что же хотел сказать нам художник и о чём он думал, когда создавал свой мурал? На Фото бык... из Турина? Ирана? Крита? Древней Греции? Индии? А может Рима, хотя мы его можем встретить и в Египте, и в Испании. Известно, что в Римской империи также существовал культ быка. Этих животных регулярно приносили в жертву для благополучия народа и государства. Всё свалили на бедного быка. Их считали священными, и такая точка зрения отражалась в произведениях искусства. А сейчас их тоже приносят в жертву - на корриде, и в самых дорогих ресторанах. А знаете какое угощение из быка считается самым - самым в Испании? Вот - вот, оно самое. Гид наш "водила нас долго за нос", витиевато рассказывала о прекрасном деликатесе "гвоздике быка"... Привела в ресторан, чтобы мы непременно попробовали это блюдо. Мы решили, что она плохо выговаривает слово -"хвостик" и произносит "гвоздик", но всё было ещё куда интересней, когда нам принесли это огромное блюдо... Какой уж там хвостик!Включайте воображение...
    Если "брать быка за рога", то можно начать с одного из самых почитаемых богов Египта- быка Аписа- главный бог плодородия. Он был обязательно чёрным с белым треугольником на лбу и белыми пятнами на теле. Часто его изображали в образе старика в одеждах фараона и двойной короной Верхнего и Нижнего царств на голове. наверное, часть коров сбежала, эмигрировала, и добралась до Альп, где я тоже их встречала именно с таким рисунком на лбу и теле.
Но при всей любви к мифологии и богам, египтяне поклонялись именно живому быку, а не мифическому. Бык становился для них богом на 25 лет, потом его заменяли другим, а предшественника убивали, топили в Ниле и устраивая грандиозные похороны. Рокировка интересная... Считалось, что он уже не может исполнять функции божества... И кто это проверил? Ну, им видней... Строили ему саркофаг, украшали золотом и драгоценностями. А при жизни он имел всё. Бык жил, как бог. Разнообразная и обильная еда, слуги, обслуживающие его, собственный гарем из "красавиц"- коров, жрецы на цырлах перед ним, которые по телодвижениям его и кисточкам хвоста строили свои прогнозы для фараонов с умным видом, советовали,  приглядывая и за звёздами заодно, предсказывали судьбу и не всегда светлое будущее, а потом помогали всеми силами, чтобы предсказание сбылось- ведь мы помним, что всё рукотворно... Священный бык жил при храме в Мемфисе и воплощал душу Осириса.
В Иране гигантский бык, приводящий в движение горы и моря - был тоже высшим существом. Это была мощная стихия земли и неба, мятежный дух.
  На Крите в Кносском дворце мы встречали изображения бычьих голов и рогов - это было центральной темой всех фресок, многочисленной керамики, больших и малых сосудов, блюд, используемых в качестве символов. Все стали шутить по поводу ветвистых рогов и давать советы, как их отращивать... и как их лучше носить. Я вспомнила песню Тимура Шаова.
Я представила - как разыграется воображение туристов, когда они посетят Помпеи... и вспомнила итальянский остров, где от многообразия фаллических изображений начинает кружиться голова и на каждом шагу ты натыкаешься на бесконечные фаллосы в разных вариантах - на стенах с подробными описаниями активных участников сексуального пробега, кто, сколько и чего мог сделать и кого осчастливить, в изображении фонтанчиков, панно, в монетах, в посуде, кухонной утвари, в дверных ручках, и пестики в колокольчиках отливали римляне в виде фаллосов и всё это во славу богов, как и  зазывные путеводители, и указатели на домах, лупанариях (публичных домах). Об этом писали Ювенал и Марциал, многие мыслители того времени. Стены Помпеи сохранили сотни откровенных надписей и картинок. «Здесь был солдат седьмого легиона. В эту ночь он удовлетворил шесть женщин, но и этого мало для такого жеребца» — типичная надпись на помпейской стене. Больше всего подобных сообщений осталось на стенах бывших лупанариев  и даже с прейскурантом сотрудниц этих заведений. Так что рога - это, считай, самая безобидная, невинная деталь и весьма скромная. Еще римляне любили украшать жилища картинами с богом плодородия Приапом, демонстрирующим свое огромное достоинство. Картину, разумеется, вешали на самое видное место в доме, чтобы уж везло, так везло... В противном случае удача и процветание могли отвернуться от хозяев дома. Римляне всё это заимствовали у греков, как всегда.
    И в Древней Греции бога Диониса изображали с бычьими рогами. Он любил принимать вид этого могучего животного, не стеснялся и гордился этим, видимо они его нисколько не смущали. Он рассматривал их в качестве лучей солнца. Какая завидная самооценка! Здесь мы можем вспомнить и Зевса, который тоже превращался в бычка и похищал прекрасную Елену. И незабываемый миф о минотавре, которого считали человеком с головой быка. Бедняга, Минотавр. Он якобы родился от связи царевны с быком. Вот к чему ведут фантазии, смелые эксперименты и сомнительные связи. Тут пожалуй, задумаешься, прежде, чем грешить. Его ассоциировали с божеством, что подчёркивало его постоянное мистическое присутствие среди людей.
     Кого же изобразил  Levalet ? Минотавра? Аписа? Собирательный образ - обобщение? Голова быка очень ярко слеплена, рельефно и хорошо обобщены все детали. Голова украшена богатым декором, говорящим, что бык не с огорода забрёл и прилёг здесь в гордом одиночестве, в нём есть то, чего нет ни у кого другого. Что - то царское... Он - всему голова. Он здесь, как маг, с очень человечьими глазами... что - то от сатира в нём есть ещё в выражении глаз, он словно усмехается вам в лицо. Наверное, это и заметил художник, решив взять его в свою картину.
   Возможно, это вызов обществу - некое послание. Возможно, этот Апис - беглец, который отслужил свой 25- летний срок и сбежал, не желая "красивой" смерти, и не захотел довольствоваться золотым саркофагом с путёвкой в мир Анубиса. Он бросил всё, что имел раньше - дворец, слуг, обильную пищу, гарем "красавиц" - коров, богатства, жрецов, славу при жизни и в загробном мире, и превратился просто во взбунтовавшегося быка. Сбежал с главной завершающей церемонии жизни - смерти... и теперь он изучает план подземелий, где можно скрыться от жрецов, "любящих" его своей святой любовью и от их преследований и опеки. Ему не нужна вечная слава и "вечная жизнь", богатства, роскошь и всё остальное,- он выбирает другую жизнь- зелёный луг с сочной травой у реки, голубое небо и покой. Эта версия мне по душе. Этот неугомонный беглец мне нравится, он сам хочет творить свою судьбу. И правильно, ведь всё рукотворно!
Обнажённость тела напоминает тело Святого Себастьяна пронзённого стрелами. Он ещё соберёт весь урожай стрел, выпущенных в него. Здесь видим несоответствие головы и тела - они не равны, из разных "опер". К такой голове подошли бы одежды фараона, но что - то не сложилось в нужный пазл. Может, время не то, а может художник рассказывает нам о том, что его герой "гол как сокол", так как ограблен.  Сегодня гробницы грабят, ничего святого не осталось на земле, вскрывают саркофаги, гробницы и пирамиды, элементарно воруют всё из них и продают, и всё ради "золотого тельца". Здесь тоже интересное противопоставление.
   Мне кажется, что художник бьёт тревогу, а обнажённый Апис разгуливает по улицам, как напоминание об этом, реклама позора... и всём должно быть стыдно за это.
Возможно, что это турнир двух творцов - скульптора и живописца, но работа скульптора более убедительна по мастерству, хотя по результату - победила дружба,  создав симбиоз рисунка и скульптуры.
Вижу, что у него свои планы на вас. Он приглашает вас заглянуть в Инферно, а, значит, это Турин, так как держит в руках план лабиринта. Он выберется из лабиринта жизни, это видно по нему, по той иронии с которой он смотрит на мир.
Вряд ли вы забудете его взгляд... и ещё долго будете оглядываться на него и вспоминать эту работу.
А я тут начинаю вспоминать "Инферно" Дэна Брауна...
  21.08.2017.
  .* Династия  - господство.
** фото