Что такое стыд?

Дмитрий Бурменко
Понятие стыда весьма условно. Одному стыдно ходить голым, а другому нет, одному стыдно взять в долг и не отдать вовремя, а другой и не тревожится об этом. Альхен из «12 стульев» «воровал и краснел», а другие воруют и не краснеют. Таких примеров бессчетное количество и у каждого человека имеется свое понятие того, что такое «стыдно». Надо сказать, что впервые слово «стыд» появляется в Писании после грехопадения Адама и Евы. Чего они тогда устыдились? Почему им стало стыдно от своей «наготы»? Понять это не так просто, особенно с учетом устойчивой идеи о том, что все что естественно, то не безобразно.  Грехопадение первых людей акт мистический, связанный с падением их так называемой «животной души». Те, кто изучают Писание глубоко, знают, что Писание  использует слово «Нешама», когда говорит о том, как сотворен был первый человек, в которого Бог вдунул жизнь. Позднее используется слово «нефеш» - душа. Это слово используется и в отношении животных, и в отношении людей. Иными словами, душой «нефеш» мы не сильно отличаемся от животных. Если бы не было нешамы, то мысли Энгельса и Маркса и том, что человек это высокоразвитое животное или обезьяна, взявшая палку, не были бы так уж сильно ошибочны. Однако, Писание заверяет нас в том, что есть нешама, связывающая нас с Творцом! Эта нешама – наш тот самый, иногда кричащий, а иногда очень слабый голос совести. Когда первые люди приняли в себя плод от древа познания добра и зла, они уронили нефеш, а нешаму они уронить не могли. Нешаму можно только заглушить в себе, спрятаться от нее, закрыть от нее глаза и уши! Стыл, проистекает от разности потенциалов между животной душой и не затёртой божественной душой. Нефеш требует все для себя, Нешама знает высшую истину. Животная душа неудержимо тянет нас к «разврату и распаду», - как сказал Поэт. Божественная душа противостоит этому…