Дед, спасибо тебе...

Лариса Михайлова
     Несколько лет я пыталась разыскать место захоронения деда  моего мужа, погибшего осенью 1944 года в Норвегии. Год назад удалось узнать, что погиб он под Киркенесом. В тот момент, когда узнали об этом, судно мужа как раз стояло на рейде того самого Киркенеса. Но на берег попасть возможности у него на было.
     Потом узнали, что после окончания войны наших погибших перезахоронили уже на территории Мурманской области. Поиски могилы результатов не давали ни на каких форумах и сайтах. А этой весной старший сын с женой искали ее деда и... нашли нашего. Мне не удавался поиск по причине того, что вводила отчество деда Харлампиевич, по метрике, а он призывался, как Харламович. 
     Место захоронения  наших бойцов (братская могила), как оказалось, находится в 4 км от пгт Никель (Мурманская область).
     Вот и поехали от Питера через Финляндию и Норвегию ( около 1700 км). Посетили тот самый Киркенес на берегу живописного фьорда. До нашей границы от него ехать минут 20,а от границы до Никеля км 20.
     Могилу нашли не сразу. Местные жители в ответ на наши вопросы пожимали плечами. В самом посёлке есть два памятника, куда приносят цветы по праздникам. Решили искать сами. У старого кладбища за городом увидели женщину на обочине. Она сказала, что в центре кладбища есть обелиск. А еще есть Аллея славы с мемориалом и захоронениями,  но в ста км отсюда.
     Решили для начала все же посмотреть тот самый обелиск и отправились в глубину кладбища. Честно говоря, не очень надеялась, потому как сведения в сети были разные и фотографии захоронения тоже. Но, вот, повезло. Слева от обелиска, на гранитных плитах с высеченными фамилиями бойцов прочли: ст. сержант Михайлов Л.Х.(Леон Харламович). И, честное слово, сердце сжалось. Я не очень-то сентиментальна,  а тут... Просто, пока ехали через ту же Норвегию, смотрели на ее достаточно суровую природу, думали о том, каково приходилось тут нашим в том же сорок четвёртом. Голые базальтовые скалы...
В общем, низкий поклон тебе, дед. И спасибо за то, что мы есть. Что есть наши детки, внук... Спасибо, что живём. Вечная тебе память, Леон Харламович.